Манипулирование и мотивация

Как мотивировать подопечных

Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь ребенка к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю, что здесь речь идет о чем-то позитивном. Разве плохо то, что у ребенка появляется стимул? Если же я понимаю, что сам являюсь объектом мотивации, то у меня может возникнуть ощущение, что мной манипулируют, не столько побуждая к действию, сколько с помощью ловких трюков, навязывая определенную модель поведения. Именно потому, что речь идет о человеческом поведении, данная проблема является особенно щекотливой.

Отчасти искусство мотивации состоит в том, чтобы в конечном счете никто ничего не потерял. Вы достигаете своих целей, создавая мотивацию у других. Если, например, у вас есть подопечные, вы надеетесь, что стимулируя их определенным образом, добьетесь от них лучших показателей в деятельности. Те же, которых как-то побуждают к тому или иному действию, должны либо вообще не замечать мотивации (и таким образом, просто радоваться своим успехам) или считать ее позитивной поддержкой, усиливающей их удовлетворение результатами своей деятельности. В силу того, что граница между поддержкой и манипуляцией довольно зыбкая, искусство мотивации невозможно зафиксировать в виде строгого набора правил. Вместо этого здесь основу искусства мотивирования составляют ряд направляющих принципов и опыт, полученный в результате их применения на практике.


Кого можно мотивировать?

Объектом ваших усилий может стать любой ребенок, ибо любого можно подвергнуть мотивирующему воздействию, и это можете сделать вы. На самом деле мотивация начинается с вас самих. Самомотивация — весьма важный процесс, но несмотря на то, что она в чем-то совпадает с мотивацией других, ее лучше всего рассматривать отдельно, вместе с другими навыками самосовершенствования, такими, как, например, самоутверждение.

Мотивация — это очень мощный инструмент воздействия, сфера влияния которого выходит далеко за пределы традиционных представлений о ней как средстве стимуляции подопечных к деятельности. С ее помощью, например, можно изменить настроение подопечных, если скучно проходит лагерная смена. Или заставить подопечного более упорно достигать поставленных целей, а команду детей действовать более сплоченно. В чем же суть проблемы? При циничном взгляде на мотивацию она представляется в виде некоей утонченной манипуляции детьми; другими словами, мотивация есть способ заставить других делать то, что хочешь, при этом, в идеальном случае, они не должны этого даже осознавать. Например, ваши подопечные будут более активно участвовать в любой деятельности, если им внушить, что он о них очень заботится. Поэтому, очень важно всеми правдами и неправдами убедить их в этом. Однако неискренняя, показная мотивация будет «работать» до определенного момента, но в конечном счете потерпит крах. Чтобы мотивирующее воздействие было глубоким и длительным, оно должно стать чем-то большим: что-то вроде награды за труд всем участникам этого процесса. Безусловно, вожатые, как правило, хотят, чтобы подопечные, побуждаемые к действию, получали настоящее удовлетворение от своей деятельности. По-настоящему успешная мотивация не может только на словах апеллировать к чувствам и желаниям стимулируемых подростков — в ней должно быть заложено действительное, неподдельное участие в них как личностях.


Индивидуум

Самые большие трудности в создании мотивации возникают при работе с индивидуумом. Ситуации могут быть самыми разными. Это может быть подтягивание аутсайдера или помощь ребенку с низкой самооценкой. Или, наоборот, вам придется иметь дело с талантливым индивидуумом, не нашедшем должного применения своим талантам. Какой бы ни была специфика ситуации для мотивации, отправной точкой должна быть мысль о том, что вы имеете дело с отдельной личностью.

Мотивационная гигиена

Изучение принципов начнем с нескольких слов о том, как их использовать:

  1. Если в своей управленческой деятельности с детьми вы столкнулись с трудностями, которые связаны с тем, что какая-то деятельность является мало привлекательной для подопечных, то следует по далее перечисленным пунктам проверить, можно ли создать соответствующие условия, позволяющие сделать ее более привлекательной.
  2. Очень часто для получения существенных результатов достаточно небольших усилий.
  3. Совсем необязательно да и вряд ли возможно соблюдение всех нижеприведенных пунктов. Нужно локализовать наибольшие трудности и приступить к их ликвидации, выбрав те принципы, которые могут «сработать».

Принципы мотивирующей организации деятельности

  • Любые действия должны быть осмыслены. Деятельность невозможна без цели, без смысла. Цель, то есть достижение поставленного как задача результата, сама по себе является мотивом, движущей силой, побуждающей ребенка действовать. Подопечные должны видеть смысл того, что они делают.
  • Очень важно, чтобы результат деятельности был значимым для детей. Большинство подростков стремятся удовлетворить потребность в личной причастности к результату, к контактам с ровесниками. Если в вашем отряде есть участки деятельности, порождающие безразличие, незаинтересованность, то подумайте, как расширить контакты подопечных в реализации их деятельности. Поднимите значимость самих детей в этой деятельности и результаты не заставят себя ждать.
  • Большинство подопечных хочет показать свои способности и свою значимость. Старшие подростки, чаще всего, вообще негативно относятся к тому, когда решение по вопросам, в которых компетентны именно они, принимается без их участия. Не допускайте такого, и выиграете вдвойне. Во-первых, вы повысите заинтересованность подопечного, а во-вторых, он будет вынужден повышать уровень своей компетентности.
  • Каждый ребенок стремится выразить себя, доказать, что он может что-либо сделать. Лучше, если это «что-либо» получит имя своего создателя. Это относится и к ребенку, и к группе. Мотивация к деятельности значительно повышается, когда её результаты являются именными. Если это затруднительно, можно использовать следующее: дайте возможность подопечному, успешно справившемуся с задачей, самому доложить о результатах вышестоящему начальству. Это хорошо стимулирует не только его, но и остальных.
  • Каждый ребенок имеет точку зрения на то, как именно улучшить свою деятельность. Он рассчитывает, что его предложение встретят заинтересованно. Приток новых идей должен быть организован.
  • Каждый ребенок стремится к успеху. А успех — это реализованные цели. Успех детской группы будет успехом ребенка тогда, когда он принимает непосредственное участие в постановке целей деятельности. Не пренебрегайте этим. Ставьте цели вместе со своими подопечными, и тогда они вложат больше личной энергии в выполнение задачи, необходимой для достижения целей.
  • Успех без признания приводит к разочарованию. Ощущение успеха возникает не только при достижении цели; но и тогда, когда результаты деятельности подопечного видят и признают окружающие. Признайте успех ребят, помогите им ощутить его вкус, поощрите их материально или морально и немедленно дайте им более трудное и ответственное задание.
  • По способу, форме и скорости получения информации подопечные оценивают, какова их реальная значимость в глазах вожатого. Если доступ к информации затруднен или она поступает с опозданием, они чувствуют себя униженными.
  • Вспомните об игре в кегли. Видимые результаты повышают интерес игроков, будят азарт. Для всех нас неприятен контроль со стороны. Если он слишком мягкий — в нем нет смысла, если слишком жесткий, то активизирует ребенка ... в попытках уйти от цели. Лучший контроль — это самоконтроль, особенно для той деятельности, которые считаются неинтересной, непривлекательной.
  • Большинство детей стремятся в процессе деятельности приобрести новые знания. Поэтому завышенное требование, дающее шанс дальнейшего развития, принимается гораздо лучше, чем заниженное. Если деятельность примитивна и у исполнителя нет возможности развиваться, то повысить ее привлекательность можно следующим образом: обусловьте данную появлением новых навыков, и в ней появится смысл.
  • Дети принимают во внимание: позволяет ли деятельность быть “самому себе режиссером”. Если у ребенка есть «свободное пространство» для инициативы в деятельности, если он имеет возможность для самовыражения, для самостоятельного принятия конкретных решений и установления порядка действий, то это значительно повышает заинтересованность в деятельности и, соответственно, отдачу.


Мотивы поведения подопечных

Рассмотрим основные мотивы, влияющие на поведение подопечных.

1. Самоуважение. Эта потребность может выражаться как в погоне за признанием со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной деятельностью, так и в желании быть независимым и свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности или к успеху в деятельности, а также стремления добиться престижного положения.

Этот вид потребности связан с тем, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от того, как относились родители к проявлению этого чувства — поощряли его, хвалили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или бранили, ребенок превращается в ребенка, либо уверенного в себе, либо сильно зависимого от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не обеспечен.

Как бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как будут вырабатываться высшие качества — такие как справедливость, солидарность, мягкость, самоуважение и уважение к окружающим. Эта потребность находит также выход в удовлетворении эстетических запросов — в поисках упорядоченности, красоты, равновесия.

  • Самореализация. Врожденное стремление к развитию, присущее каждому ребенку, приводит к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные потенциальные возможности. Речь идет об основополагающей мотивации, которая может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня самоуважения.
  • Потребность в одобрении. Это одна из самых значительных потребностей, связанных с культурой. Дети, имеющие высокую степень потребности в одобрении, склонны более активно подчиняться общественным и групповым стандартам, учиться быстрее, когда соответствующее одобрение дается за правильное выполнение, чем когда такое одобрение отсутствует; испытывать трудности, действуя автономно, потому что боятся вызвать неодобрение вожатого.
  • Потребность в достижении. Почему кажется, что некоторые дети имеют сильное желание достигать чего-либо, в то время как другие удовлетворены посредственными результатами? Потребность в достижении развивается в раннем возрасте. Дети, родители которых многого достигли в жизни, учатся сами упорно трудиться и стремятся к успеху. Родители, ориентированные на достижение, поощряют малейшие признаки устремленности детей к достижению. Сила потребности в достижении зависит от трех факторов: ожидании успеха, ценности получаемых результатов (награды и поощрения), чувства личной ответственности за достижение. Частным случаем этой потребности является потребность в компетенции.
  • Мотив достижений.
  • Склонность к риску.


2. Потребность в немедленной обратной связи. Стремление к умеренному риску у подопечных с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно получить обратную связь. Дети, ориентированные на достижения, стремятся к такой деятельности, когда их она оценивается часто и по конкретным критериям.


3. Потребность в удовлетворении от завершения деятельности. Дети с высокой потребностью в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение. Они не ждут наград.


4. Потребность в поглощении поставленной задачей. Если подростки с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Хорошим примером часто являются спортсмены. Они «люди наоборот» — чувствуют себя комфортно только под большой нагрузкой. Такая преданность своему делу часто отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Дети с высокой потребностью в достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как «одинокие волки». Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями. Но они далеко не всегда сохраняют хорошие отношения с другими людьми.


5. Мотив принадлежности играет очень важную роль в поведении подростка.


6. Мотив безопасности. Безопасность является производным фактором от риска, но можно, а иногда и удобно рассматривать его отдельно. Безопасность — сильное воздействие на поведение многих детей. И хотя простому мотиву безопасности уделялось много внимания, роль сложного, подсознательного мотива безопасности все еще требует более глубокого осмысления.


7. Мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичной подростковой группе особенно присущ мотив статуса, или престижа.

В обычном понимании статус можно определить как относительное положение, которое ребенок занимает в группе. В соответствии с этим определением как только встречаются два подростка, возникает статусная иерархия, даже если у обоих статус изначально был одинаковый. Символами статуса ребенок пытается отразить только относительное положение в статусной иерархии.


8. Потребность во власти выражает естественную склонность детей доминировать, оказывать влияние на других, пользоваться у них авторитетом.


9. Мотивы любопытства, деятельности и желания манипулировать. Эти мотивы часто приводят детей к беде, но их поддержание по мере взросления может оказаться весьма полезным. Если бы эти мотивы подавлялись или сдерживались, все общество стало бы очень инертным, что справедливо и на уровне детского лагеря. Когда детям не позволяют следовать мотивам любопытства, желания манипулировать и деятельности, у них исчезает мотивация к деятельности.


10. Мотив привязанности. Любовь, привязанность представляют собой очень сложную форму общего мотива. Сложность частично связана с тем, что во многих случаях любовь имеет сходство с первичными мотивами, хотя в других она больше похожа на вторичные мотивы. В частности, мотив привязанности, с одной стороны, тесно ассоциируется с первичным сексуальным мотивом, а с другой — со вторичным мотивом принадлежности. По этой причине привязанность иногда относят ко всем трем категориям мотивов, а иногда вообще не признается как отдельный мотив.

Привязанность заслуживает особого внимания из-за того, что ее значение в современном мире постоянно возрастает. Судя по всему, есть большая доля правды в таких выражениях, как «любовь движет миром» и «любви все возрасты покорны».


11. Пассионарность и креативность. Стремление подростка к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушению инерции назовем пассионарностью (от лат. passio — страсть). Проявление творческой, деловой, общественной активности вызывают соответствующие эмоциональные состояния: увлеченность, энтузиазм, восторженность и т. п. С пассионарностью связаны такие черты характера ребенка, как смелость, воля, настойчивость, целеустремленность. В пассионарном состоянии группа детей оказывается особенно восприимчивой как к благородным, так и к низменным целям.

Что движет подопечными: типология мотивов

Разнообразие потребностей ребенка обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение ребенка, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.


Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Ребенок пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает его быть активным и развиваться.


Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (например, на вожатого и т. п.). Этот мотив побуждает быть активным и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого ребенок развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание быть активным и действовать так, как делал это герой (кумир, вожатый и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.


Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить ровесниками, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.


Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Ребенку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов подростку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, он занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает ребенка проявлять физическую и интеллектуальную активность).


Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам своей деятельности, к получению наград, к славе в дальнейшем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное стимулирование), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.


Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида быть активным и развиваться. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у ребенка мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые вожатые умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим подопечным на возможность развиваться и совершенствоваться.


Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Ребенок с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же ребенка не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Выделим четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.


Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Ребенок не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные дети, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют свои обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении ребенка к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.


Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится подростку.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.


Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. В случае действия негативной мотивации ребенка побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации. Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (лишение привилегий и т. п.);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на ребенка, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать ребенка к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.


Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность ребенка, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность ребенка и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.


Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния детей). Например, подопечного побуждают к деятельности требования вожатого и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому ребенку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее. Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность ребенка детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
  • от актуализации ситуативных факторов;
  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, вожатый, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

  1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
  2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
  3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации подопечных.




Смотреть также