Коммуникативное развитие детей

Bhjbukkm.jpg

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами младших отрядов в детском лагере – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт;
  • умение организовать общение;
  • знание норм и правил при общении.

Всему этому учат ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Задача педагога вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его развития личности.

Успех социально-эмоционального развития детей зависит от:

  • эмоционально комфортного климата в группе;
  • содержательного личностно-ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;
  • участия воспитателя в делах и проблемах детей;
  • умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.

Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов: с ролевой и театрализованной игрой, музыкально – ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

Работу планируем и проводим исходя из задач коммуникативного развития детей:

  • развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
  • развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • формировать доверие к взрослому как партнеру по внеситуативно - личностному общению;
  • формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения.

В своей практике используйте такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками как игровые практические ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и качеств:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда включают в себя близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации педагогу необходимо:

  • заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести ребенка в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?»;
  • вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы испытывали тогда?»;
  • побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим вместе все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха»;
  • включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.п.;
  • помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними: «Все удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы».

В работе можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки:

  • игровые ситуации иллюстрирующего типа «Инсценировки с игрушками – готовое решение»

Цель: показать детям конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуаций общения, образец социально одобряемого поведения.

  • игровые ситуации активного участия типа «Инсценировки с игрушками – подскажи решение»

Цель: подключить детей к поиску правильного решения.

  • игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам»;

Цель: подключить детей к решению проблемы: не только обсуждение, но и осуществление необходимых действий.

  • практические игровые ситуации и реальные ситуации, направленные на освоение культурных норм поведения и общения (этикет).

Цель: формирование культурных привычек, норм культурного поведения.

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • пригласить пройти в группу;
  • подать стульчик;
  • пригласить присесть;
  • поинтересоваться как дела.

Уже с младшего школьного возраста важно, чтобы воспитатель приучал детей замечать трудности других людей и пытаться помочь им.

  • практическая ситуация типа «Наша забота нужна всем». Задача воспитателя - увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим;
  • практические ситуации гуманистического выбора. Ребенок ставится в ситуацию выбора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?;
  • практические ситуации проблемного характера типа «Как быть? Что делать?»

Цель: побудить проявить самостоятельность, инициативу, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение;

  • практические ситуации типа «Мы самостоятельные в детском лагере»

Цель: умение проявить заботу о сверстниках;

  • практические ситуации типа «Мы дружим со старшими отрядами»

Цель: углубить интерес к жизни в лагере, снятие тревожности, связанной с нахождением в новой для себя обстановке, формирование опыта межвозрастного общения;

  • практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Цель: побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничества. Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.