Комбинированный марш-броск «Рейд»
Цель: Знакомство воспитанников с военно-патриотической направленностью. Центра через прохождение комбинированного марш-броска. В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий. Предложенные в данной разработке материалы позволят еще раз на практике удостовериться в истинности этих слов и создать для взрослеющий мальчишек условия, в которых они на собственном опыте почувствуют, что значит быть сильными и мужественными, надежными друзьями и настоящими гражданами.
Задачи:
- Создать необходимые условия, приближенные к реальным, для проверки знаний, умений, навыков в экстремальных условиях.
- Выявить уровень готовности участников к преодолению различных экстремальных ситуаций.
- Способствовать развитию у подростков лидерских качеств.
- Учить работать в группе, в коллективе.
- Сформировать у подростков интерес к дальнейшему изучению материалов по выживанию человека.
Условия реализации:
Для реализации проекта необходимо:
- Наличие заинтересованных в участии воспитанников (желающих проявить себя в спортивных, туристических, военных препятствиях) в количестве 50-120 человек.
- Наличие активных творческих педагогов.
- Наличие необходимой материально-технической базы (Для проведения мероприятия необходимы место проведения, туристические и спортивные атрибуты).
Материально-техническое обеспечение:
- Секундомеры;
- Гвозди средней величины – 30 шт.;
- Планки длиной от 1 до 1,5 метров – 20 шт.;
- «Волчатник» или сигнальная лента – 1 моток;
- Ракетница/фейерверк -1 шт.
- Муляж ящика со снарядами – 1 шт.
- Веревки реп-3 – 40 метров;
- Жерди – 2 штуки;
- Муляжи метательных гранат – 3 штуки;
- Шнур – 20 метров;
- Протокол команды – 4 штуки;
- Ручки шариковые – 5 штук;
- Аптечка – 1 штука;
- Вода бутилированная – 50 литров; Бумага туалетная – 2 рулона.
Методические рекомендации:
Для успешного проведения мероприятия необходима тщательная предварительная работа. Чтобы результат был качественным, рекомендуется сделать следующее:
- подготовку целесообразно начинать заблаговременно до мероприятия;
- марш-бросок не должен занимать по времени более 5 часов;
- при определении даты и времени проведения мероприятия, необходимо учитывать режим дня подопечных;
- участвовать в мероприятии должно не более 120 ребят в целях более интересного прохождения полосы;
- за проведение команд по маршруту должны отвечать педагоги;
- подготовить для команды-победительницы главный приз;
- при подготовке игры необходимо познакомить всех проводников с содержанием каждого этапа, его местоположением, с маршрутом движения, временем начала и завершением каждого этапа, с правильностью оборудования каждого этапа;
- при организации этапов можно предложить одновременное участие сразу нескольких команд;
- познакомить участников команд с системой оценок, штрафов;
- необходимо предусмотреть вопросы питьевого режима, питания, гигиены, одежды участников, а также наличие врача на территории проведения игры;
- продумать вопрос оперативной связи судей с главным судьей;
- перед игрой следует ознакомиться с состоянием здоровья участников, с требованиями к отдельным детям по медицинским показаниям;
- продумать вопрос технического и материального обеспечения игры;
- подготовить «ядро» играющих, которые потом будут задавать тон игры. Но здесь следует помнить, что основные пункты состязания они знать не должны, иначе игра потеряет смысл;
- доходчиво разъяснить правила игры участникам. Подросток должен уяснить, что от четкого их выполнения игра приобретет еще больший интерес;
- перед мероприятием необходимо проинструктировать участников и педагогов по технике безопасности (инструкция по охране труда при проведении массовых и спортивных мероприятий);
- после проведения игры, рекомендуется, провести анализ мероприятия с участниками и организаторами.
Основные этапы организации и проведения мероприятия
Подготовка и проведение мероприятия включает в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы воспитательной работы.
Подготовительный этап:
Подготовка данного мероприятия начинается заблаговременно.
Подготовка с участниками предполагает:
- Информирование учащихся о предстоящем мероприятии, сроках и месте проведения.
- Объяснение правил марш-броска.
- Разбивка на команды и определение проводников из числа педагогов.
Подготовка с педагогами предполагает:
- Разработать схему решения организационных вопросов (определение сроков, выбор места проведения мероприятия, количество участвующих педагогов).
- Собрать рабочую планерку на тему проведения предстоящего мероприятия.
- Провести инструктаж по правилам прохождения марш-броска для педагогов и подопечных.
- Подготовить информацию для участников игры о правилах и организационных моментах (в виде объявления, афиши и т.д.)
- Подготовить материально-техническую базу для проведения мероприятия.
- Определить ответственных среди педагогов за подготовку этапов игры.
- Назначить ответственного из числа администрации Центра (лагеря) за обеспечение безопасности во время проведения мероприятия.
- Назначить ответственного за сбор участников перед проведением этапов игры.
Основной этап:
Для успешного проведения мероприятия необходимо в день проведения игры:
- Доставить МТБ на место проведения мероприятия.
- Подготовить этапы марш-броска.
- Действовать по времени соответственно плану мероприятия (См. Этапы игры)
- Передать протоколы прохождения игры проводникам (См. Приложение).
- Провести инструктаж по правилам техники безопасности для участников мероприятия.
- Ярко обозначить старт игры (речь ведущего, мотивирующая на победу; свисток; ракетница).
- Обозначить место нахождения медицинского работника для участников игры.
Заключительный этап:
После мероприятия рекомендуется провести анализ с участниками и организаторами. Обсуждение можно построить в форме дискуссии, «вопрос-ответ», анкеты, неформального общения за чаем и др. Во время анализа мероприятия необходимо соотнести ожидания участников с тем, что получилось в результате, выявить плюсы и минусы мероприятия в ходе подготовки и во время непосредственного проведения. Обязательно поблагодарить всех участников.
Ожидаемые результаты:
- проверка знаний, умений и навыков подопечных;
- формирование коллектива, навыков взаимодействия и сотрудничества среди подопечных;
- повышение самооценки воспитанников за счет положительных отзывов и удовлетворения от собственной деятельности. В результате появляется желание участвовать в других мероприятиях.
- формирование у воспитанников следующих качеств: ответственность, пунктуальность, лидерских качеств;
- сформированное понимание у педагогического состава об уровне готовности подопечных к дальнейшим мероприятиям;
- возможность общения между ребятами (обмен опытом, воспоминаниями, новыми впечатлениями).
План мероприятия
- Встреча педагогов на месте проведения мероприятия.
- Задачи:
- • Просмотр маршрута;
- • Навеска маркеров по маршруту;
- • Подготовка этапов «Узкий лаз» и «Движение в ограниченном пространстве».
- Сбор участников у стартовой площадки мероприятия
- Построение команд перед стартом; назначение проводников из числа педагогов.
- старт команд (до 6 команд) последовательно с интервалом в 10 минут.
- После финиша последней команды – построение команд; награждение.
- организованное движение участников мероприятия по дальнейшему плану дня.
- приведение в порядок места мероприятия силами педагогов и части воспитанников.
Этапы игры
1. «Потерянные вещи»
Один из участников, вследствие некоторых обстоятельств, лишается обуви и рюкзака. В команде запасных вещей нет. По жеребьевке, которую проведет капитан команды, выбирается этот «невезучий герой».
Необходимо:
- Обуть «героя» в приспособление, сделанное из снаряжения, которое имеется в группе (исключая любую обувь);
- Уложить все снаряжение «героя» в приспособление для переноски вещей, сделанное из снаряжения;
- Команда вместе с «героем» отправляется до следующего этапа пешком.
Штрафные баллы: Если «герой» не дошел до следующего этапа в приспособлении – штраф 20 секунд.
2. «SOS»
Группа заблудилась. Над головами слышен звук летящего вертолета. Вот-вот он может показаться. В течение 3 минут группе необходимо подать сигнал бедствия любыми возможными способами.
Подсказка: зеркало, огонь, одежда, люди.
Штрафные баллы: при невыполнении задания в контрольные сроки команде начисляется штраф – 30 секунд.
3. «Узкий лаз»
Этап имитирует продвижение в завале.
Необходимо: по-пластунски проползти по узкому лазу, не сбив перекладины.
На вбитые в землю колышки кладутся деревянные планки с таким расчетом, чтобы они легко падали, если их зацепят участники при движении. Длина «коридора» - 5-7 метров. Его можно установить среди молодого подлеска или кустарника, укрепив горизонтальные перекладины на стволах деревьев или ветвях кустарника. Границу лаза можно отметить лентой или «волчатником».
Штрафные баллы: при падении верхней перекладины команде присуждается 10 штрафных секунд.
4. «Травма»
Во время прохождения опасного участка один из участников срывается с крутого склона. Серьезность переломов определить на месте нельзя. Сейчас самое главное – иммобилизировать пострадавшего. У вас из снаряжения есть куски веревки и туристический коврик.
Одежда, природный материал всегда под рукой.
Необходимо: построить носилки из подручного материала, уложить в них «пострадавшего», и с помощью веревок транспортировать его до первого населенного пункта (следующий этап).
Штрафные баллы: За развалившиеся носилки во время транспортировки «пострадавшего» команде начисляется 20 штрафных секунд; за грубую и неправильную транспортировку – 15 штрафных секунд.
5. «Вражеский окоп»
На расстоянии 20 метров от двигающейся группы обнаружен окоп противника.
Необходимо: поразить цель (квадрат 2х2 метра), имея 3 гранаты.
Штрафные баллы: За не поражение цели с 3х попыток штрафное время – 15 секунд.
6. «Движение в ограниченном пространстве»
Этап преодолевается всей командой. Препятствие представляет собой коридор шириной 2 метра и высотой 0,5 метра. Необходимо: преодолеть коридор, не задевая верхнего и боковых ограничений, перенося ящик со снарядами. Штрафные баллы: касание верхнего и бокового ограничения – 5 секунд, потеря ящика – 30 секунд.
7. «Прохождение полосы препятствий»
Данный этап преодолевается всей командой. Препятствие состоит из комплекса стационарных препятствий: «змейка», «стена», «сломанный мост», «перекладины».
Необходимо: преодолеть участок полосы препятствий, не нарушая правил ее прохождения, описанных проводником.
Прохождение дистанции требует от команды полной отдачи физических и психических сил. Передвижение от этапа к этапу осуществляется легким бегом. Разрыв между участниками – не более 5 метров. За передвижением команды следит проводник из числа педагогов.
Результат команды складывается из времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного командой на этапах. Секундомер включается по сигналу судьи на старте и выключается по последнему финишировавшему участнику команды.
Полоса препятствий
Единая полоса препятствия состоит из следующих элементов:
- линия начала полосы (стартовая линия);
- участок для скоростного бега (20 м);
- лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой 1,1 м (количество проходов -10, ширина проходов -0,5);
- ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
- забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;
- разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков прямоугольных балок (0,2 х 0,3 м): первый- длиной 2м, второй- 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба – 1 м), третий – 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба -2,8 м); разрывы между отрезками балок- 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия – вертикальная лестница с тремя ступеньками;
- разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними 1,2 м, у высокой ступени наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
- стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний - размером 1х0,4 м, расположен на уровне земли , верхний - размером 0,5х0,6 м – на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;
- колодец и ход сообщения (глубина колодца- 1,5 м, площадь сечения по верху – 1х1 м); в задней стенке колодца – щель размером 1х0.5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м, с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);
- траншея глубиной 1,5 м;
- беговая дорожка шириной 2 м.
- - Линия начала полосы;
- - Участок для скоростного бега;
- – Ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
- – Лабиринт;
- – Забор высотой 2 м с наклонной доской;
- – Разрушенный мост;
- - Разрушенная лестница;
- - Стенка
- – Колодец и ход сообщения;
- – Траншея глубиной 1,5 м;
- – Беговая дорожка шириной 2 м.