Комбинированный марш-броск «Рейд»

094949925f30m.jpg

Цель: Знакомство воспитанников с военно-патриотической направленностью. Центра через прохождение комбинированного марш-броска. В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий. Предложенные в данной разработке материалы позволят еще раз на практике удостовериться в истинности этих слов и создать для взрослеющий мальчишек условия, в которых они на собственном опыте почувствуют, что значит быть сильными и мужественными, надежными друзьями и настоящими гражданами.


Задачи:

  1. Создать необходимые условия, приближенные к реальным, для проверки знаний, умений, навыков в экстремальных условиях.
  2. Выявить уровень готовности участников к преодолению различных экстремальных ситуаций.
  3. Способствовать развитию у подростков лидерских качеств.
  4. Учить работать в группе, в коллективе.
  5. Сформировать у подростков интерес к дальнейшему изучению материалов по выживанию человека.


Условия реализации:

Для реализации проекта необходимо:

  1. Наличие заинтересованных в участии воспитанников (желающих проявить себя в спортивных, туристических, военных препятствиях) в количестве 50-120 человек.
  2. Наличие активных творческих педагогов.
  3. Наличие необходимой материально-технической базы (Для проведения мероприятия необходимы место проведения, туристические и спортивные атрибуты).


Материально-техническое обеспечение:

  • Секундомеры;
  • Гвозди средней величины – 30 шт.;
  • Планки длиной от 1 до 1,5 метров – 20 шт.;
  • «Волчатник» или сигнальная лента – 1 моток;
  • Ракетница/фейерверк -1 шт.
  • Муляж ящика со снарядами – 1 шт.
  • Веревки реп-3 – 40 метров;
  • Жерди – 2 штуки;
  • Муляжи метательных гранат – 3 штуки;
  • Шнур – 20 метров;
  • Протокол команды – 4 штуки;
  • Ручки шариковые – 5 штук;
  • Аптечка – 1 штука;
  • Вода бутилированная – 50 литров; Бумага туалетная – 2 рулона.


Методические рекомендации:

Для успешного проведения мероприятия необходима тщательная предварительная работа. Чтобы результат был качественным, рекомендуется сделать следующее:

  • подготовку целесообразно начинать заблаговременно до мероприятия;
  • марш-бросок не должен занимать по времени более 5 часов;
  • при определении даты и времени проведения мероприятия, необходимо учитывать режим дня подопечных;
  • участвовать в мероприятии должно не более 120 ребят в целях более интересного прохождения полосы;
  • за проведение команд по маршруту должны отвечать педагоги;
  • подготовить для команды-победительницы главный приз;
  • при подготовке игры необходимо познакомить всех проводников с содержанием каждого этапа, его местоположением, с маршрутом движения, временем начала и завершением каждого этапа, с правильностью оборудования каждого этапа;
  • при организации этапов можно предложить одновременное участие сразу нескольких команд;
  • познакомить участников команд с системой оценок, штрафов;
  • необходимо предусмотреть вопросы питьевого режима, питания, гигиены, одежды участников, а также наличие врача на территории проведения игры;
  • продумать вопрос оперативной связи судей с главным судьей;
  • перед игрой следует ознакомиться с состоянием здоровья участников, с требованиями к отдельным детям по медицинским показаниям;
  • продумать вопрос технического и материального обеспечения игры;
  • подготовить «ядро» играющих, которые потом будут задавать тон игры. Но здесь следует помнить, что основные пункты состязания они знать не должны, иначе игра потеряет смысл;
  • доходчиво разъяснить правила игры участникам. Подросток должен уяснить, что от четкого их выполнения игра приобретет еще больший интерес;
  • перед мероприятием необходимо проинструктировать участников и педагогов по технике безопасности (инструкция по охране труда при проведении массовых и спортивных мероприятий);
  • после проведения игры, рекомендуется, провести анализ мероприятия с участниками и организаторами.


Основные этапы организации и проведения мероприятия

Подготовка и проведение мероприятия включает в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы воспитательной работы.

Подготовительный этап:

Подготовка данного мероприятия начинается заблаговременно.

Подготовка с участниками предполагает:

  1. Информирование учащихся о предстоящем мероприятии, сроках и месте проведения.
  2. Объяснение правил марш-броска.
  3. Разбивка на команды и определение проводников из числа педагогов.


Подготовка с педагогами предполагает:

  1. Разработать схему решения организационных вопросов (определение сроков, выбор места проведения мероприятия, количество участвующих педагогов).
  2. Собрать рабочую планерку на тему проведения предстоящего мероприятия.
  3. Провести инструктаж по правилам прохождения марш-броска для педагогов и подопечных.
  4. Подготовить информацию для участников игры о правилах и организационных моментах (в виде объявления, афиши и т.д.)
  5. Подготовить материально-техническую базу для проведения мероприятия.
  6. Определить ответственных среди педагогов за подготовку этапов игры.
  7. Назначить ответственного из числа администрации Центра (лагеря) за обеспечение безопасности во время проведения мероприятия.
  8. Назначить ответственного за сбор участников перед проведением этапов игры.


Основной этап:

Для успешного проведения мероприятия необходимо в день проведения игры:

  1. Доставить МТБ на место проведения мероприятия.
  2. Подготовить этапы марш-броска.
  3. Действовать по времени соответственно плану мероприятия (См. Этапы игры)
  4. Передать протоколы прохождения игры проводникам (См. Приложение).
  5. Провести инструктаж по правилам техники безопасности для участников мероприятия.
  6. Ярко обозначить старт игры (речь ведущего, мотивирующая на победу; свисток; ракетница).
  7. Обозначить место нахождения медицинского работника для участников игры.


Заключительный этап:

После мероприятия рекомендуется провести анализ с участниками и организаторами. Обсуждение можно построить в форме дискуссии, «вопрос-ответ», анкеты, неформального общения за чаем и др. Во время анализа мероприятия необходимо соотнести ожидания участников с тем, что получилось в результате, выявить плюсы и минусы мероприятия в ходе подготовки и во время непосредственного проведения. Обязательно поблагодарить всех участников.

Ожидаемые результаты:

  • проверка знаний, умений и навыков подопечных;
  • формирование коллектива, навыков взаимодействия и сотрудничества среди подопечных;
  • повышение самооценки воспитанников за счет положительных отзывов и удовлетворения от собственной деятельности. В результате появляется желание участвовать в других мероприятиях.
  • формирование у воспитанников следующих качеств: ответственность, пунктуальность, лидерских качеств;
  • сформированное понимание у педагогического состава об уровне готовности подопечных к дальнейшим мероприятиям;
  • возможность общения между ребятами (обмен опытом, воспоминаниями, новыми впечатлениями).


7584c91cecbf45aab1e888c8b1b m.jpg

План мероприятия

  • Встреча педагогов на месте проведения мероприятия.
    Задачи:
    • Просмотр маршрута;
    • Навеска маркеров по маршруту;
    • Подготовка этапов «Узкий лаз» и «Движение в ограниченном пространстве».
  • Сбор участников у стартовой площадки мероприятия
  • Построение команд перед стартом; назначение проводников из числа педагогов.
  • старт команд (до 6 команд) последовательно с интервалом в 10 минут.
  • После финиша последней команды – построение команд; награждение.
  • организованное движение участников мероприятия по дальнейшему плану дня.
  • приведение в порядок места мероприятия силами педагогов и части воспитанников.


Этапы игры

1. «Потерянные вещи»

Один из участников, вследствие некоторых обстоятельств, лишается обуви и рюкзака. В команде запасных вещей нет. По жеребьевке, которую проведет капитан команды, выбирается этот «невезучий герой».

Необходимо:

  • Обуть «героя» в приспособление, сделанное из снаряжения, которое имеется в группе (исключая любую обувь);
  • Уложить все снаряжение «героя» в приспособление для переноски вещей, сделанное из снаряжения;
  • Команда вместе с «героем» отправляется до следующего этапа пешком.

Штрафные баллы: Если «герой» не дошел до следующего этапа в приспособлении – штраф 20 секунд.


2. «SOS»

Группа заблудилась. Над головами слышен звук летящего вертолета. Вот-вот он может показаться. В течение 3 минут группе необходимо подать сигнал бедствия любыми возможными способами.

Подсказка: зеркало, огонь, одежда, люди.

Штрафные баллы: при невыполнении задания в контрольные сроки команде начисляется штраф – 30 секунд.


3. «Узкий лаз»

Этап имитирует продвижение в завале.

Необходимо: по-пластунски проползти по узкому лазу, не сбив перекладины.

На вбитые в землю колышки кладутся деревянные планки с таким расчетом, чтобы они легко падали, если их зацепят участники при движении. Длина «коридора» - 5-7 метров. Его можно установить среди молодого подлеска или кустарника, укрепив горизонтальные перекладины на стволах деревьев или ветвях кустарника. Границу лаза можно отметить лентой или «волчатником».

Штрафные баллы: при падении верхней перекладины команде присуждается 10 штрафных секунд.


4. «Травма»

Во время прохождения опасного участка один из участников срывается с крутого склона. Серьезность переломов определить на месте нельзя. Сейчас самое главное – иммобилизировать пострадавшего. У вас из снаряжения есть куски веревки и туристический коврик.

Одежда, природный материал всегда под рукой.

Необходимо: построить носилки из подручного материала, уложить в них «пострадавшего», и с помощью веревок транспортировать его до первого населенного пункта (следующий этап).

Штрафные баллы: За развалившиеся носилки во время транспортировки «пострадавшего» команде начисляется 20 штрафных секунд; за грубую и неправильную транспортировку – 15 штрафных секунд.


5. «Вражеский окоп»

На расстоянии 20 метров от двигающейся группы обнаружен окоп противника.

Необходимо: поразить цель (квадрат 2х2 метра), имея 3 гранаты.

Штрафные баллы: За не поражение цели с 3х попыток штрафное время – 15 секунд.


6. «Движение в ограниченном пространстве»

Этап преодолевается всей командой. Препятствие представляет собой коридор шириной 2 метра и высотой 0,5 метра. Необходимо: преодолеть коридор, не задевая верхнего и боковых ограничений, перенося ящик со снарядами. Штрафные баллы: касание верхнего и бокового ограничения – 5 секунд, потеря ящика – 30 секунд.


7. «Прохождение полосы препятствий»

Данный этап преодолевается всей командой. Препятствие состоит из комплекса стационарных препятствий: «змейка», «стена», «сломанный мост», «перекладины».

Необходимо: преодолеть участок полосы препятствий, не нарушая правил ее прохождения, описанных проводником.


Прохождение дистанции требует от команды полной отдачи физических и психических сил. Передвижение от этапа к этапу осуществляется легким бегом. Разрыв между участниками – не более 5 метров. За передвижением команды следит проводник из числа педагогов.

Результат команды складывается из времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного командой на этапах. Секундомер включается по сигналу судьи на старте и выключается по последнему финишировавшему участнику команды.



Полоса препятствий

Единая полоса препятствия состоит из следующих элементов:

  1. линия начала полосы (стартовая линия);
  2. участок для скоростного бега (20 м);
  3. лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой 1,1 м (количество проходов -10, ширина проходов -0,5);
  4. ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
  5. забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;
  6. разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков прямоугольных балок (0,2 х 0,3 м): первый- длиной 2м, второй- 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба – 1 м), третий – 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба -2,8 м); разрывы между отрезками балок- 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия – вертикальная лестница с тремя ступеньками;
  7. разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними 1,2 м, у высокой ступени наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
  8. стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний - размером 1х0,4 м, расположен на уровне земли , верхний - размером 0,5х0,6 м – на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;
  9. колодец и ход сообщения (глубина колодца- 1,5 м, площадь сечения по верху – 1х1 м); в задней стенке колодца – щель размером 1х0.5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м, с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);
  10. траншея глубиной 1,5 м;
  11. беговая дорожка шириной 2 м.


 

  1. - Линия начала полосы;
  2. - Участок для скоростного бега;
  3. – Ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
  4. – Лабиринт;
  5. – Забор высотой 2 м с наклонной доской;
  6. – Разрушенный мост;
  7. - Разрушенная лестница;
  8. - Стенка
  9. – Колодец и ход сообщения;
  10. – Траншея глубиной 1,5 м;
  11. – Беговая дорожка шириной 2 м.