Командообразование в детском лагере

Не будьте пастухом стада овец, лучше соберите группу котов.

Легче всего управлять теми кто идет за тобой. Кто ведомый. Но это скучно. Намного интереснее, когда команда окружающая тебя создает драйв, предлагает креативные идеи, заставляет думать и двигаться.


896915399m.jpg 901296258m.jpg 736929284m.jpg


Одним из самых сложных моментов в образования временного детского воспитательного коллектива является организационный период смены. Это период интенсивного становления ценностных групповых отношений и формирования лидерского ядра, стадия психологической «притирки» детей друг к другу, их адаптации к вожатым, а также к новым условиям своего существования.

Избежать коммуникативных трудностей в оргпериод можно, если в отряде осуществляется целенаправленная деятельность по созданию благоприятного психологического климата. Причем формирование психологического климата является не частной, не ситуативной задачей, а одной из ключевых, стержневых задач всей смены, а значит, работа по формированию психологического климата во временном детском воспитательном коллективе должна начинаться с первой минуты пребывания ребят в лагере.

Для четкого анализа обсуждаемого явления конкретизируем понятие «психологический климат».Мы будем далее рассматривать в качестве такового «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами».

Но для того чтобы сформировать эмоционально положительный психологический климат детского коллектива, необходим, как минимум, сам этот коллектив. Группа детей, формально объединенная в один отряд, коллективом, пока еще, не является, поэтому необходимы сближающие внутригрупповые отношения, организуемая совместная деятельность, а также осваиваемые ценности. Одной из важных сторон такой деятельности как раз и является феномен командообразования. В сущности, командообразование -- это создание коллектива и его ядра, выделения его работоспособного актива.

Для успешного создания творчески ориентированной команды-коллектива необходимы как импульс самого педагога, так и существенный (значимый) стимул у самих ребят. Их потребность в развитии и самореализации будут мотивацией на пути формирования сплоченного детского коллектива.

Командообразование - это целенаправленная, структурированная, систематическая деятельность вожатого по формированию активного, генерирующего ядра детского коллектива, способного вырабатывать ценностные ориентации данного коллектива и мотивировать весь коллектив на заданную деятельность. Команда, как правило, -- это не весь коллектив, а только его часть (не важно -- меньшая или большая). Важно, что команда может убедить всех членов коллектива в том, что они также являются важной составной частью одного целого. Безусловно, главную роль в данном процессе играет вожатый.

В двух ранее приведенных определениях встречается понятие «ценностные ориентации». Важно учитывать, что независимо от приоритетной социально-функциональной направленности коллектива (оздоровительный, трудовой, спортивный т. д.) его ценности являются очень важным компонентом его жизнеспособности. Именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, важнейшим стимулом для всех его членов, тем «цементом», который связывает отдельные «кирпичики» всего конструируемого коллективного «здания», позволяют человеку очень четко понимать отличие «моего коллектива» от других.

Тем не менее, воспитательно-развивающий потенциал всего детского коллектива является более мощным фактором по сравнению с потенциалом отдельно взятого педагога.




Несколько эстафет, для решения задач по формированию команды и благоприятного психологического климата в детском коллективе...

Серия подобного рода эстафет, подкрепленная специальными коммуникативными играми (игры на сплочение, доверие, коммуникацию), способна существенно облегчить педагогу решение задачи по формированию благоприятного психологического климата детского коллектива.

При проведении этих и других эстафет рекомендуем соблюдать необходимые правила безопасности, которые касаются погодных условий, ландшафта, используемого инвентаря и поведения детей-участников.




Формат командообразования - гендерное разделение отряда.

Мальчишки и девчонки, они такие разные, но в свои 11 лет есть между ними общие черты: они все еще сохраняют любознательность, они все мечтают о дружбе, они в своем большинстве не уверены в своей самооценке и ждут одобрения со стороны взрослых или ровесников.

Мальчишки и девчонки, они такие разные, но в свои 11 лет есть между ними общие черты: они все еще сохраняют любознательность, они все мечтают о дружбе, они в своем большинстве не уверены в своей самооценке и ждут одобрения со стороны взрослых или ровесников.

Начать формировать дружественные отношения в отряде не с глобального объединения и всеобщих игр, а напротив – начать с разъединения – мальчиков с девочками. Наша «теория» в том, что, как в природе атомы с противоположными зарядами притягиваются, так и в нашем случае, направленность на разъединение мальчиков и девочек приведет к желанию детей вместе что-то делать.

Мы организуем в первый день два мастер-класса отдельно для девочек и мальчиков. Мальчикам-активные игры (элементы единоборств) на улице, девочкам-рукодельный мастер-класс в клубе.

Как говорится –мальчикам-мальчиково, девочкам-девочково. Мальчикам – возможность проявить свою силу, ловкость, окунуться в пространство состязательности, узнать друг друга получше в своем небольшом мужском коллективе. У девочек была возможность в спокойной обстановке, за плетением мандал поговорить на интересующие темы о своих увлечениях, о просмотренных фильмах и т.д.




Смотреть также