Командир отряда и его мотивация
Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота.
Хороший, ответственный командир- отличный помошник вожатого. Но чаще всего, по крайней мере в моем лагере, его роль ограничивается, линейкой, и всё.
Если же мы хотим реальной помощи от него в командовании, организации и лидерстве(в позитивном значении, естественно на уровне ребенка), то возникают вопросы:
- что можно поручать командиру?При каких условиях?какие должны быть предпосылки доверия к нему?
- как правильно выбрать командира отряда
- какую мотивацию задать командиру, чтобы он старался что-то сделать хорошо?
Как правильно выбрать командира отряда. К примеру, как вариант, командир выбирается на первом организационном собрании отряда, сначала выбрали тех, кто хотел быть командиром,а потом из них уже уже выбрали одного командира,за которого проголосовала большая часть отряда. Или еще вариант,правда сама его не пробовала,был в соседнем отряде-командир менялся каждый день, таким образом в роли командира побывал каждый член семьи-отряда и прочувствовал всю ответственность, возлагаемую на него.
Роль командира может заключаться в том,чтобы
- отрапортовать название-девиз-кричалку на линейке
- во всем помогать вожатому: например собрать и построить отряд на какое-то мероприятие,или организовать дежурство в столовой и т.д.
- также командир следит за тем,чтоб все не забывали каждый день отмечать настроение в экран настроения, помогает проверять правильность заправленных кроватей, следит за тем чтоб все вовремя были там, где требуется:на репетиции, на дежурстве, на собрании и т.д.
Насчет мотивации. У командира если он молодец, получается очень много власти и возможностей, особенно если ему будут поручатся решения (кто дежурит сегодня, кто именно играет эту роль). Еще можно устраивать с ним личные огоньки где он отсутствия отряда может высказаться по дню. Мотивация - власть и возможности. Если чуствуете,что подустал-предложите отдохнуть, а он пусть вам скажет,кого бы хотел сделать своим приемником. Ну и т.д. ЭТО НА СТАРШИХ.
Выбор командира, т.е. лидера отряда-игра "верёвочка" (верёвку привозите с собой)
Связываете верёвку,что бы образовалось кольцо.Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку,которая находится внутри круга.Даются задания построить из верёвки геометр. фигуру:квадрат,ромб,треуг.,и т.д.
Всегда находится человек,который начинает руководить процесом.
А в старшем отряде можно усложнить задачу-построить фигуру с закрытыми глазами.
Здесь сразу видишь,как ребёнок реагирует на лидера,охотно ли выполняет его поручение.На ворчунов следует обратить внимание,а потом ему поручить построить фигуру. После этой затеи дать пару игр на раскрепощение.
Что касается функций командира,то в первую очередь,вы эти функции должны объявить на сборе,что бы дети в дальнейшем не высказывались"ты не имеешь права" и запечатлеть эти права в уголке.
Командир-это тот же вожатый,только на планёрки не ходит(хотя у меня ходил пару раз(в стар.отр.)) и спит в т.ч. Все дела,планируемые на день,обсужлаются вместе с командиром. Даёте ему право назначить ответственных. За то- то,то -то. И на утреннем сборе, где обсуждаются дела на день даёте ему слово. Т.е. вы делите свои функции поровну на напарника и него.
Идея со сменой командира каждый день. Командир носит галстук(сами можете сшить из хлопка) и в конце дня передает его другому ребёнку. Но вы можете столкнуться с тем,что передают друзьям или лишь бы кому, что приводило к большим трудностям в управлении. Это может случайно прокатить (если хороший подбор детей). А так всегда удачно выбирается командир просто вожатым, надо только разглядеть.