Команда или как создать непобедимую группу единомышленников

ZbWE-Y4osA8m.jpg

Магия и сила команд выражена в термине «синергизм», производном от греческого «синергос» — совместная работа. Существуют положительный и отрицательный синергизм. Сущность положительного синергизма заключается во фразе: «Целое больше суммы его отдельных частей». Соответственно, при отрицательном синергизме целое меньше суммы его отдельных частей. Команды с отрицательным синергизмом, как правило, терпят поражение, в то время как для победителей всегда характерен положительный синергизм. Вот перечень характеристик, присущих успешным командам с положительным синергизмом:

  1. У каждого члена команды есть чувство общей цели, каждый член команды готов работать над достижениями целей деятельности.
  2. Команда знает, у кого из ее членов какие способности и знания, и использует их для деятельности в соответствии с необходимостью. Команда с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания важны для выполнения непосредственной задачи.
  3. К членам команды отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние.
  4. Энергия команды направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию.
  5. Поощряются различные мнения и свободный обмен ими.
  6. Для того, чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются, как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания.
  7. Члены команд лично для себя устанавливают высокие критерии деятельности и поощряют друг друга достигать цели деятельности.


Пятиступенчатая модель развития команды

Команды развиваются, как и младенцы, в первые месяцы своей жизни. Одна из наиболее распространенных моделей включает 5 стадий, проходя через которые группы становятся эффективными командами:

  1. Формирование. На этой начальной стадии ребята знакомятся друг с другом и вникают в масштаб деятельности. Они начинают устанавливать базовые правила, стараясь определить, какое поведение приемлемо как относительно деятельности (какую роль они должны играть, каковы ожидания относительно качества деятельности), так и в межличностных отношениях (кто действительно несет ответственность). Эта стадия завершается, когда ребята начинают ощущать себя частью группы.
  2. Смятение. Как видно из названия, эта стадия отмечена высокой степенью внутренних противоречий. Ребята согласны с тем, что они являются частью проектной группы, но сопротивляются ограничениям, которые проект и группа налагают на их индивидуальность. Возникает противоречие по поводу того, кто будет руководить группой и как будут приниматься решения. Когда это противоречие разрешается, лидерство руководителя проекта становится признанным, и группа переходит на следующую стадию.
  3. Нормализация. На третьей стадии развиваются тесные взаимоотношения, и группа демонстрирует сплоченность. Чувства товарищества и общей ответственности за проект возрастают. Эта стадия завершена, когда структура группы укреплена, и группа выработала общую систему ожиданий и критериев относительно того, как ее члены должны вместе работать.
  4. Выполнение. На данном этапе все согласны, что структура детского лагеря полностью функциональна. Группа завершила переход от знакомства и выяснения того, как она будет взаимодействовать, к достижению целей деятельности.
  5. Роспуск. Для временных детских групп стадия является последней в их развитии. Однако для детских команд есть еще и предварительная стадия завершения деятельности. На этой стадии команда готовится к роспуску. Успешная деятельность более не является приоритетом. Вместо этого внимание направлено на «упаковывание» результатов лагерной смены. Реакция на деятельность может быть разной у разных членов команды. Некоторые могут даже переживать из-за потери атмосферы товарищества, существовавшей во время лагерной смены.

В этой модели есть несколько важных моментов для вожатых. Первый состоит в том, что вожатый должен уделить основное внимание тому, чтобы как можно быстрее помочь группе дойти до продуктивной четвертой стадии (стадии деятельности). Второй момент состоит в том, что сама модель дает возможность группе понять, как она развивается. Вожатые считают полезным ознакомить свои команды с моделью. Это помогает ребятам смириться с неизбежностью конфликтов и трений на второй стадии и направить свои силы на продвижение к более продуктивным фазам. Последний (третий) момент состоит в том, что подчеркивается важность стадии нормализации, что помогает значительно повысить уровень эффективности на стадии деятельности. Как станет ясно дальше, вожатые должны принимать активное участие в формировании норм группы, которые будут способствовать успешной деятельности.


Ситуационные факторы, влияющие на развитие команды

Из опыта видно, что успешные команды лучше всего развиваются в следующих условиях:

  • Члены команды выражают желание работать в команде.
  • Члены команды взаимодействуют от начала и до конца.
  • Члены команды являются частью организационной культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие.
  • Члены команды подчиняются непосредственно вожатому.


Формирование облика команды

Эффективное использование обсуждений. То, что в определенное время собираются все участники команды, помогает определить и усилить ощущение принадлежности к команде.

Выбор названия команды. Выбор названия команды, например — обычный прием, применяющийся для того, чтобы дать возможность ребятам почувствовать свою причастность к ней. Часто создается логотип. В выборе названия и создании логотипа вожатый должен положиться на коллективную изобретательность своих подопечных. Эти символы можно затем перенести на футболки, фенечки, чтобы подчеркнуть принадлежность к команде. Ритуалы команды. Как ритуалы детского лагеря помогают сформировать только ему присущий облик, так и аналогичные действия на уровне группы ребят помогают создать уникальную субкультуру команды.