Как убеждать
Знания, мнения, убеждения, верования, симпатии и антипатии. На чем они основаны? Что из них можно изменить, не затронув иного, а что неизбежно потребует атаки на ряд сопряженных (связанных объективной логикой или личным убеждением) идей, знаний, ценностей? Какие из известных вам воззрений вашего собеседника — ваши союзники, а какие — противники? Как следует учитывать мифы, догмы и другие иллюзии (равно как и вполне резонные убеждения, основанные на здравом обобщении конкретного опыта), когда вы ставите своей задачей изменение чьего-либо мнения?
- Никогда не атакуйте на слишком широком фронте. Не трогайте того, что вам не нужно для достижения вашей речевой цели. Выделите утверждаемую или опровергаемую вами идею из круга сопряженных идей и четко оговорите это. Не ставьте слишком больших целей — рассчитывайте свои силы.
- Помните, что, переубеждая собеседника, вы производите своего рода хирургическую операцию на его сознании. Подумайте, как причинить ему поменьше боли. Постарайтесь выделить в атакуемой идее ее ценностное ядро в сознании данного собеседника, спросив прямо: за что ты любишь эту идею, принцип, человека и т.п.? Подумайте, чем новая идея может быть для него привлекательнее старой.
- Посмотрите, нельзя ли противостоящую вам идею или какую-либо ее часть обернуть в вашу пользу, найти и развить какой-то общий элемент в старом и новом и показать, что этот элемент лучше работает в предлагаемой вами новой мировоззренческой схеме.
- Не наступайте на чужие мозоли: чем абсурднее миф, тем крепче люди держатся за него, т.к. недостаток фактов и логики приходится компенсировать слепой верой, отметающей все возражения с порога.
- Умейте присоединить к не противоречащей вам идее свою идею как бы в развитие первой, подобно тому, как садовник прививает побег одного дерева на другое.
- Умейте отделить в идее ее словесную, лозунговую форму от реального культурного или иного содержания. Нередко содержание идеи и форма расходятся, старая словесная форма наполняется новым содержанием, умело приноровленным к чьим-то нуждам, а старое содержание, т.е. идея как таковая, обретает новую словесную оболочку.
- Нельзя отнять у человека веру, не дав ничего взамен. Вместо идеи, которая опровергается, надо непременно дать иную, лучшую. Критики, способные лишь опровергать, могут иметь успех только в относительно короткий период ломки идеалов. В поиске новых идей — групповых — победит тот, кто наиболее органично задействует глубинную сферу стереотипов данного сообщества и, прежде всего, коренных матриц общественного сознания, символов души — архетипов, по К.Г. Юнгу.