Как рассказывать вечерние истории

Sigpic435 9.gif
47513 1223156619m.jpg

вампирский пионерский лагерь

уже петух пропел отбой

упырь вожатый в белых шортах

ван хельсингом пугает нас



Отбоем жизнь в лагере как правило не заканчивается, дети часто еще долго шушукаются у себя в палате. Иногда в этом участвуют и вожатые. (в оргпериод это категорически запрещено, а далее возможно только при условии адекватного поведения детей)


Вечерняя история

Если самыми старшими можно просто поговорить “за жизнь” и на другие интересные темы. То у среднего возраста часто более популярны фантастика и приключения, такие истории идут на Ура!! Можно пересказывать все, что уже где-то слышали, смотрели, читали, а можно придумывать самим. Технологии придумывания историй просты и разнообразны и выбор способа сильно зависит от конкретного рассказчика и стиля рассказа. Например, для короткого рассказа требуется хорошая завязка действия, а дальше действуем по методу: завлекательное начало - сюжет - эпизод - ретроспектива - неожиданный поворот - развитие действия - столкновение персонажей - развязка с разгадкой ситуации - счастливый конец. Для более длинных историй требуется подробная проработка персонажей, благо за прототипами ходить далеко не надо - вот они перед вами. Далее все это помещается в совершенно запутанную ситуацию и понеслось ... Чтобы получить что-то новое достаточно сменить стиль рассказа, оставив все остальное прежним. Например. Смешиваем разные жанры: страшные истории - сказка - приключения - фантастика. Получаем фэнтези. Рассказываем страшную фэнтези. Сменяем стиль рассказа. Дети часто идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Обозначаем персонажей разными животными. Во всем остальном персонажи оставляем прежними. Сменяем стиль рассказа. Можно рассказывать продолжения известных фильмов. Например, берем фильм "Парк Юрского Периода" и придумываем продолжение. Кто-то снова потерял яйца. Ну, мало ли кто жил в далеком прошлом или посещал землю. И эти яйца оказываются в уже известной по фильму лаборатории. И так далее...

Возможен еще и такой стиль рассказа, назовем его условно историей с элементами релаксации и медитации. Итак, закрыли глаза, тело становится ватным, руки-ноги тяжелыми, а вы мысленно встали и направляетесь к ближайшему от лагеря темному и зловещему лесу. Внезапно все оказываются в темных джунглях в разрушенной вурдалаками папуасской деревушке. Вообще, чем больше несуразностей, тем интереснее. Где-то что-то мелькнуло и понеслось... Другой сюжет: Вы мысленно поднимаетесь над лагерем и вот уже растаяли в темноте очертания корпусов, погасли последние огни, вы удаляетесь от земли. И вот уже солнце просто звезда, такая же, как и все. А вы уже подлетаете к другому солнцу, около которого вращается большая темная планета теней, по воле случая или фантазии она может оказаться и просто огромным старым заброшенным звездолетом. Далее посадка, некоторое время ничего не происходит. Вообще держать нагнетаемую паузу это целое искусство. Но вот повеяло каким то ветерком и началось ... В конце истории необходимо чтобы был рассвет, ясная поляна с веселым ручейком в первом случае и возвращение на родную землю в безопасную постельку во втором. А уж только потом тем, кто еще не спит, команда открыть глаза и повернуться на бочек. Иначе ... вы всю ночь будете слушать стук в дверь и мольбы, отводить очередного испуганного, но благодарного, слушателя в туалет. И пока он будет делать там свои дела, вы будете стоять у умывальника и очередной раз объяснять сонному зеркалу, как вы были не правы.

Страшилки

А еще в детской субкультуре у младшего возраста (где-то 8-12 лет) существует неуходящий жанр – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в страшилке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Детская страшилка — это не что иное, как первое знакомство ребенка со смертью. Вспомните, практически во всех этих историях очень печальный конец — все главные герои умирают какой-то страшной и непонятной смертью. Ребенок боится смерти, а что нужно делать со страхом, как с ним жить? Как привыкнуть к нему? Нужно поделиться этим страхом с другим — выплеснуть его наружу. Так и появились страшные истории , которые обязательно рассказываются на публику — всем вместе уже не так страшно . страшилки — это не просто рассказки на ночь, это целый глубинный пласт фольклора, который сочиняют сами дети , а потом «по наследству» передают друг другу.

Этот жанр крайне популярен и бороться с ним сложно, а если от чего-то нельзя это удержать, нужно это организовать. Но тут надо чувствовать атмосферу коллектива, их готовность и отсутствие неадекватных детей в комнате. Еще важна техника рассказа. В частности в конце последней истории делать "откат". А еще лучше в конце перевести тему на какую-нибудь нейтральную, и некоторое время поговорить на ней прежде чем окончательно пожелать спокойной ночи. А также чувствовать восприятие ребенка (а оно естественно не такое как у взрослого).

Кстати в психологии есть такое понятие – “коррекция страха”. Вообще, в самом факте рассказывания страшных историй ничего плохого нет. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения иногда даже полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец последней страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Например, есть страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы. Закончиться такая история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!»

Вообще-то страшилки, также как и детские анекдоты - это очень консервативный жанр. Итак... "Однажды мать пошла в магазин и наказала своему мальчику не включать радио, а девочке - не играть на пианино. Они не послушались, включили радио и стали играть на пианино. А по радио говорят: 'Девочка и мальчик! Черная простыня летит над городом! Выключите радио и перестаньте играть на пианино'... " ну а дальше придумайте сами. И про Белые Перчатки, Зеленые глаза, Красное Пятно, Черную Руку, Черный Плащ, Синие Огоньки, Черные Занавески, Золотую Ногу, Синюю Рожу, вызывание Гномиков, Пиковую Даму, Карлсона, Белоснежку, Черта и многое другое. Вообще-то все равно, о чем рассказывать, важно исполнение. Обычно "жуткие" истории рассказывают в сумерках или ночью. Обстановка таинственности обостряет впечатление. Напряженность к тому же часто нагнетается устрашающими репликами: 'Слышишь, у тебя под кроватью кто-то шевелится!', "Смотрите, что это там светится (или чернеет)?!" Можно при этом передавать в руки заведомо заготовленный камушек со словами "Это глаз мертвеца, передай дальше!" Или протягивать соседу чем-нибудь набитую резиновую перчатку: 'Это рука мертвеца, передай дальше!' Многие 'страшилки' рассказываются медленно, зловещим голосом, с резким выкриком в конце, в момент кульминации.

Классика:

  • В черном-черном лесу
  • Стоит черный-черный дом.
  • В этом черном-черном доме
  • Есть черная-черная комната.
  • На черном-черном столе
  • Там стоит черный-черный гроб,
  • В этом черном-черном гробу
  • Лежит черный- черный скелет.
  • Скелет кричит:
  • ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!!!!

При этом можно кого-нибудь толкнуть или схватить за руку и "Бух с колен!". Дальше все кончается общей возней, которая окончательно снимает напряжение. Действующие лица в страшилках, как правило, условны и безымянны, характеры не раскрываются, а поступки не мотивируются. Они просто олицетворяют собой столкновение добра и зла. В одном из распространенных сюжетов злодеи (бандиты, шпионы, колдуны) проникают в дом какой-то семьи, который уже отмечен тревожным знаком опасности - черным или красным пятном на потолке, стене, на полу. Никто не в силах смыть или стереть его - каждый раз пятно проявляется вновь. Обычно, по закону жанра, трагические события начинают разворачиваться, когда родители или уходят - на работу, в магазин, или засыпают. То есть нарушается целостность домашнего мира. И тогда открывается доступ злым силам. Из загадочного пятна ровно в полночь высовываются руки, которые хватают и уносят беспомощных спящих людей в потустороннее пространство, где обитают разбойники и жестоко расправляются со своими жертвами. Часто в самый критический момент появляются добрые спасители, которые раскрывают тайну пятна, карают агрессоров и по возможности возвращают и оживляют пропавших и убитых.

Другой, не менее популярный сюжет детских рассказов строится иначе - по формуле: запрет - нарушение - кара. К примеру, мать, уходя, велит ребенку что-то сделать (закрыть дверь, выключить радио) или, наоборот, не делать (не играть на пианино, не завязывать синие ленты, не трогать шкатулку). Эти запреты, как правило, странны и нелепы, но им надо повиноваться. Дети, конечно, не выполняют наказ: забывают или просто не хотят. Тогда по радио раздаются "голоса", предупреждающие об опасности. Дети продолжают не слушаться и их настигает беда. Иногда в обличье карающего персонажа появляется сама мать. " ... Дети бросились закрывать дверь, но не успели. Черная Кошка вошла в дом. Дети хотели убежать, но Черная Кошка схватила их и задушила. Когда в комнате не осталось никого в живых, Черная Кошка сбросила свою шкуру и там оказалась мать девочки и мальчика. Она была в шайке ... ". Ребенку важно чувствовать, что и другие дети боятся так же, как и он. То, что пугает и с чем трудно совладать в одиночку, может стать неопасным и даже смешным, если рассказывается и развенчивается в компании. " ... Девочка увидела на полке Желтое Пятно. Оно становилось все больше и больше. Девочка позвала бабушку. Бабушка посмотрела на потолок - пятно все увеличивалось - и упала в обморок. Она позвала маму, с мамой тоже стало плохо. Тогда девочка позвала папу. Папа привел с собой соседей, они залезли на чердак, а там ... котенок сделал в углу лужу!". Все очень просто, пробуйте, рассказывайте. Захотите - и все замрут от страха, а нет - оставите всех в дураках, рассказав ужасную историю со смешным концом.

Психокорекционные истории

Ну и в конце хотелось сказать пару слов о психокоррекционных сказках и просто историях. Сказкотерапия может не только помочь ребенку найти решение конкретной проблемы, но и может помочь вожатому найти общий язык с детьми. Сказкотерапия действительно помогает детям. Психокоррекционные сказки помогают вам мягко влиять на поведение детей. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок в целом ограничено но возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие вожатые, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки (в целом мало отличается от просто придумывания историй):

  1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что-бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, все является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину "плохого" поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

  1. Желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;
  2. Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;
  3. Желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;
  4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;
  5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Если сказка рассказывается самым маленьким, то можно учесть, что малыши часто идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Рассказ дает возможность вступить в диалог с детьми. Малыши и даже более старшие дети могут стать на удивление открытыми, иногда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит героя сказки. Метафорические рассказы помогают развивать навыки принятия решений. Что собирается делать герой? Как он или она решит эту проблему? Что поможет лучше — такой или другой подход? Каковы возможные последствия? Подобные вопросы побуждают ребенка искать различные выходы из сложившейся ситуации.

Но сказка должна быть не только интересной и близкой детям, ее важно хорошо рассказать. Для этого приведем несколько рекомендаций, которые помогут вам эффективно и эмоционально рассказывать сказки.

Упражнение 1. Мы все — рассказчики историй

а) Практикуйтесь в рассказах о том, что случилось с вами за день, был ли это опыт, который помог вам что-то осознать, был ли это смешной инцидент или что-то, чем бы вы хотели поделиться с кем-то особенным.
б) Слушайте рассказы других людей об их опыте и происшествиях день за днем.
в) Особенно внимательно наблюдайте, как дети используют рассказы. Спрашивайте их о том, как они провели свой день и слушайте рассказы, которые они вам рассказывают, и то, как они сообщают о важных для них вещах.

Упражнение 2. Больше используйте свой энтузиазм, а не технику рассказа

а) Найдите историю или сказку, которая вам нравится, и расскажите ее с энтузиазмом другим людям. Выражайте свои эмоции, заинтересованность и наслаждение.
б) Сделайте то же самое с детьми. Практикуйтесь рассказывать истории, которые у вас получается рассказывать с энтузиазмом.
в) Расскажите другую историю, которая вам не кажется интересной и увлекательной. Наблюдайте за вербальной и невербальной реакцией слушателя.

Упражнение 3. Используйте свой ум, честность и этику

а) Экспериментируйте с рассказами.
б) Обдумайте одну из проблем детей вашего отряда. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения. Сформулируйте, какие мысли вы бы хотели донести до ребенка, чему научить.

Упражнение 4. История должна быть подходящей

а) Практикуйтесь адаптировать рассказы к вашим детям. Один из способов это сделать: возьмите обычную книгу со сказками и читайте ее палате. Наблюдайте за их вербальными и невербальными реакциями и репликами, чтобы понять, подходит ли им эта сказка.
б) Перескажите сказку детям, на этот раз, адаптируя главного героя так, чтобы он соответствовал возрасту, полу или интересам данных детей. Например, если вы рассказываете сказку «Три поросенка» ребенку, которому нравится кататься на велосипеде, поросята в этой сказке могут ездить на велосипеде от дома к дому, а не бегать. Наблюдайте, подействуют ли эти изменения в рассказе на ребенка.

Упражнение 5. Сделайте рассказ реальным

а) Расскажите детям просто историю.
б) Потом расскажите еще раз, задействовав все пять чувств, чтобы описать цвет неба, запах цветов и звуки животных.
в) Перескажите ее в третий раз, добавляя эмоции и чувства.
г) Посмотрите, как вы сами и ваши слушатели воспринимаете каждую историю.

Упражнение 6. Составьте план рассказа

а) Составьте план рассказа
б) Отметьте, как бы вы хотели закончить историю
в) Набросайте список препятствий и трудностей, которые необходимо преодолеть герою, чтобы достигнуть цели
г) Отметьте каждый шаг, который нужно сделать герою, чтобы достигнуть цели

Упражнение 7. Отрепетируйте рассказ

а) Найдите одну новую для вас историю, которая вам нравится
б) Попрактикуйтесь с ней про себя, отрепетируйте ее вслух и расскажите другими словами
в) Расскажите ее детям, не опираясь на письменный текст.

Упражнение 8. Расскажите историю кому-нибудь другому

а) Расскажите сказку детям.
б) Наблюдайте за своим собственным опытом рассказывания и за реакцией подопечных.

Упражнение 9. Наблюдайте за слушателями

а) Дети подскажут вам — вербально или невербально — как воспринимается ваш рассказ.
б) Наблюдайте за их поведением, позами, уровнем внимания, контактом глаз, ерзаньем, мышечным тонусом и дыханием.
в) Насколько они внимательны? Какой вывод об истории и вашем ее представлении можно из этого сделать?

Упражнение 10. Будьте гибким

а) Практикуйтесь адаптации и гибкости в своих рассказах.
б) Рассказывайте одну и ту же историю по-разному разным людям. Посмотрите, как адаптировать ее к вашим детям и как занять его.

И в заключении хотелось бы добавить: рассказывайте своим детям сказки как можно чаще — ведь это не только веселый процесс общения, но еще и обучение. А интенсивное сотрудничество с подопечными в процессе рассказа поможет улучшить и укрепить отношения между вами.

В создании психокоррекционных сказок и историй вам поможет ваш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты вами в детстве и вы можете поделиться этим с ребятами в иносказательной форме.


Смотреть еще по теме


Смотреть также...

  1. Страшилки и добрилки
  2. Cочиняем сказки
  3. Создать волшебство
  4. Сказки на ночь
  5. Детские суеверия
  6. Слово это вирус
  7. Главные правила сторителлинга, как создавать истории


Дополнительно


Ссылки