Как различать тусовку и дружный, слаженный коллектив

V2RrmNedalIm.jpg

Понятное дело, что в вожатский отряд людей (во всяком случае их подавляющую часть) привлекает возможность общаться с детьми и возможность общаться с вожатыми. Грубо говоря, работа и тусовка.

В связи с этим возникают вопросы:

  • можно ли считать настоящим вожатым, человека, который расставляет приоритеты так: 1- тусовка, 2 - работа,
  • можно ли считать членом педагогического отряда человека с обратными приоритетами,
  • как быть, если у человека хорошо получается работать с детьми, но при этом он ва-а-ще не вписывается в пед. отряд,
  • как быть, если человек - "рубаха-парень", и "в доску свой", и с ним "хоть в огонь, хоть в воду", а вот для детишек он бесполезен (если не вреден)?

Понятно, что в лагерь привлекает не "тусовка" а именно возможность работы с детьми - процесса творческого, насыщенного общением, быстрым принятием решений, решением бытовых и человеческих проблем и т.д и т.п. И тусовка зачастую – не тусовка, а совместное деланье чего-то – вожатника, клипа, праздника, отрмера какого-нибудь, если не на отряде. А вечерком, под гитарку... м... это безусловно здорово, но иногда так валит, что уже и пообщаться-потусоваться и силушек нет.

Иногда подводя итоги лагерной смены вожатые сетуют на то, что мало было «тусовки» в команде. Ну три обычные корпоративные точки (заезд, экватор, отъезд) с простроенным общением в нерабочем формате, костром, сосисками и шведским столом не смогут наполнить бездонную тусовочную чашу молодой вожатской души.

Больше вожатые «тусят» в отрядах, с ребятами, с напарниками и днем, в рамках своего рабочего времени. А вот всеми любимого «внутряка», ночных репетицией и организованной аниматорами тусовки, не хватает. Озвучивая данный факт, вожатые сами того не понимая, ставят себе за работу оценку «отлично» и поднимая уровень смены. «Тусить» в детях дано не каждому. Как и ехать в лагерь не ради тусовки в команде, а ради вожатства. Вне всяких сомнений, дух команды передается ребятам. Но не ребята заезжают ради того, чтобы собрать веселую компанию и отлично провести время. Мы приезжаем в лагерь ради ребят и наша компания может отлично сплотиться и сдружиться в работе, когда праздник, подготовленный для ребят, действительно удался.

Среди многих вопросов, которые начинают волновать организатора летней программы в загородном детском лагере — тема вожатской тусовки. Иногда ее бывает чересчур много, иногда не хватает. И всегда вожатская тусня влияет по-разному на процесс реализации смены, а значит работу с подопечными ребятами. К примеру, можно сравнить вожатскую тусовку на смене с гольф-клубом.

Не секрет, что многие вожатые едут в детский лагерь не повышать свой вожатский профессионализм, а тусоваться. И в этом нет ничего плохого. Как и нет ничего плохого в том, что многие вступают в гольф-клуб очень часто не от большой любви к гольфу, а в целях использовать пребывание в клубе как возможность поднятия своего престижа, решения бизнес-вопросов, нахождения возможных партнеров для будущих проектов, и вообще для общения с людьми «своей среды».

Но при этом не стоит забывать, что для пребывания в клубе необходимо ИГРАТЬ …в гольф. Правильное отношение к игре, уважительное отношение к сопернику, должный вид и физическое состояние, желание повышать свой уровень, делает из вас интересного партнера по игре и вызывает желание для общения. Когда гольф-клуб для вас место «голой» тусовки, постоянного пребывания за барной стойкой, когда из раза в раз вы играете «из ряда вон», пытаетесь удержать интерес к себе не на игровом поле, а «угощая» и выступая в роли «души компании» за столиками, то логичность ваше пребывание в гольф-клубе поддается сомнению. Тем более сложно назвать гольф-клубом тусовку людей, на первое место ставящих не гольф и профессиональное общение, а совместный выезд «потусить», прикрываясь за спинами пары «более менее» (на фоне «совсем никаких») играющих в гольф людей, которые либо само утверждаются на фоне «новичков» или «так себе», либо уже не стремятся к хорошей игре. Одним словом, соответствуйте.

Стоит отметить что “тусовка” и ”общение вожатых” ЭТО И ЕСТЬ ВОЖАТСКИЙ ОТРЯД. Некая общность едущих вместе в лагерь людей это и есть тот признак, который отличает Вожатский отряд от просто группы отдельно взятых лиц, едущих в лагерь возделывать педагогические грядки или еще не знаю зачем. Именно эта “тусня” и создает в лагере энергетику, настрой. И это тоже ЧАСТЬ работы с детьми, просто для постороннего это может быть и не очевидно. Есть такая классная методика - к общению через деятельность. Итогом работы по этой методике становятся ребята, которым просто скучно тусоваться ради развлечения, а в результате их сборов получаются какие-либо социально ориентированные дела. Так, есть, ну скажем, клубы футбольных болельщиков. Они вместе ходят на футбол, играют в футбол. Но они никогда не станут профессиональными футболистами, им это и не надо. Футбол для них - это тема и предлог интересно провести время. А клуб для них - место общения с другими интересными людьми. И если их спросить что для них важней футбол или тусовка, они ответят ТУСОВКА, но тема тусовки ФУТБОЛ.

Наличие в пед.отряде людей которые замечательно общаются с вожатыми, но плохо работают с детьми - не страшно, просто в лагерь их брать не нужно. Обратная ситуация интересней - если человек замечательно работает с детьми (ещё бы кто сказал критерии этой замечательности), но не общается с другими вожатыми, то пед. отряд не нужен ему самому. Если же нужен - придётся учиться общаться и с вожатыми, жить в коллективе. Туса должна быть. Но... за пределами рабочего времени. Но если в лагере (да на любой другой работе) коллектив не дружный, то вся работа сводится практически к нулю. Потому что все силы затрачиваются не на работу и общение с детьми, а на выяснение отношений. Еще отвратительней, когда ко всему этому привлекаются дети. Если вожатые будут увлекаться собой любимыми, то на детей у них не останется ни сил, ни времени. Каждый решает за себя. Делая одно и тоже - один может считать это работой, а другой тусовкой. Как это оценить стороннему наблюдателю? А зачем ему это оценивать? Так ли важно как человек классифицирует свои действия? На мой взгляд, абсурдная дифференциация, ибо это две составляющих одного коктейля. Специфика этого коктейля в том что от ингредиента - тусовка можно и отказаться А потому, не умоляя роль общения внутри вожатского отряда, но по любому это крем сверху огромного торта под названием - Детский Лагерь. Так что главное - дети, а не тусовка. Но... если вожатский состав не дружный, работы тоже не получится, одна формальность.... и нужно различать просто тусовку и дружный, слаженный коллектив, где один за всех и все за одного.

Вобщем-то очевидно, что на очередном этапе развития вожатского коллектива в лагере вожатым становится не интересно просто тусоваться с друг другом, и на первый план выступают “идеология детской программы”, “общее дело”. Но были ли они (эти мотивации) у начинающих вожатых в приоритете изначально. И что такое “вожатый в детской сезонной программе” не в методическом, а в субкультурном аспекте.