Как пережить кризисные периоды в ВДК

RESIZ~1m.jpg

ВДК – это временный детский коллектив, то есть отряд в лагере.

Отряд переживает несколько кризисных периодов:


1. «Пик трудности» - этот кризисный период, приходящийся на первые 3-4 дня. Дети переживают свой отъезд из дома, а так же то, что теперь они вынуждены жить в большом коллективе. Соответственно им нужно наладить взаимоотношения с другими ребятами.

Действия вожатого: конечно ребят в отряде много, но вы сразу заметите ребят активных и ярких, которые с легкостью вливаются в коллектив, а еще увидите детей, которые скучают по дому. Этих ребят стоит активно привлекать к деятельности в отряде. Узнайте, какие у них таланты и интересы. Может они, и не будут участвовать в концерте, но помогут оформлять отрядный уголок. Главное разговаривайте с ними, пусть ребята чувствуют свою значимость и важность для вас.

Для коллектива вожатых это тоже трудные и насыщенные дни, требующие полной эмоциональной отдачи. Особенно тяжело приходится новеньким вожатикам, их стоит особенно поддерживать.


2. «Пик привыкания» - он приходится на 13-14 день смены. Новизна для ребятишек пропадает, они начинают уставать от режима и постоянных мероприятий.

Действия вожатого: В это время нужно планировать самые интересные и увлекательные мероприятия. Можно запускать параллельные игры развлекалочки такие как:

«РАБ» - играют два человека. Они договариваются о том, что запускают игру. Теперь им нельзя друг другу говорить числа. Если кто-то прокалывается, то получает первую букву «Р» и так до составления слова. Игроки стараются, друг друга подловить для этого придумывают хитрые вопросы и задают их в неожиданное время: «Который час?», «Сколько принести фломастеров?». Проигравший исполняет желание. Можно играть одновременно с несколькими людьми.

«Тайный друг» - на бумажках пишутся имена ребят из отряда, и каждый вытягивает имя того, кому будет тайным другом. Теперь нужно выпавшему вам человеку делать приятности. Записочки, подарочки, главное, чтобы вас не разгадали.

«Тип-Топ» - играют два человека. Они договариваются о начале игры. Теперь как только видишь своего противника к нему нужно обратиться по имени со словами тип-топ. К примеру, «Ира, Тип-Топ!». И противник должен (в какой бы ситуации он не находился) подпрыгнуть и сказать: «Я тебя вижу!». Если человек не прыгает, то ему засчитывается «прокол». Тот кого подловили три раза исполняет желание.

«Шарик, ты балбес!» - на бумажках пишутся имена ребят из отряда, и каждый вытягивает имя того, на кого будет охотиться. Убить человека можно, если вокруг вас нет людей и словами «Шарик, ты балбес!». Убитый отдает имя своей жертвы. Если же вы произнесли заветные слова, а из-за угла вышел какой-нибудь человек, то ваш противник может сказать «вижу» и останется жив, а также уже будет знать, что вы на него охотитесь. Цель – найти свое имя, а значит стать бессемртным. Убивать во время сна нельзя.

Эти игры так же можно проводить в вожатском коллективе для поднятия тонуса и заряда хорошего настроения. Ведь вожатые тоже устают.


3. «Пик усталости» - он приходится на конец смены. Ребята устают от большого количества людей вокруг. В этот период возможно возникновение конфликтов.

Действия вожатого: нужно проводить больше игр и спортивных мероприятий. Не забудьте помочь ребятам обменяться контактными данными для продолжения общения.


Важно запомнить

Особенности создания коллектива:

  • Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.
  • Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.
  • Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива (распечатай картинку и запомни эти важные дни, именно они тебе помогут избежать разлада в коллективе)

3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
9 день – Кризис нелюбви (свечка).
13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

RYPRb9E4z 8.jpg