Как обрести уверенность в себе

Sw9m.jpg

Психологическое занятие с подростками

Застенчивость — это сочетание желания понравиться и боязни неудачи.
Пьер Эдмон Бошен, французский писатель


Большинство подростков переживает застенчивость как серьезную жизненную трудность. Застенчивость делает людей несчастными, неуверенными в себе, мешает находить друзей и любимых, добиваться серьезных результатов в своей деятельности, лишает возможности развиваться и радоваться жизни.

В наше время люди, склонные к застенчивости, испытывают особый дискомфорт, так как свобода поведения, отсутствие авторитетов, активность, оригинальность — вот приоритеты сегодняшней молодежи. Застенчивый человек в такой ситуации проигрывает по определению. Герой — тот, кто беззастенчив. Те же, кто не в состоянии идти в ногу со временем, оказываются не просто «белыми воронами», а экзотическими и абсолютно неспособными к борьбе за выживание существами.

Хорошим результатом данного занятия можно считать осознание подростками того, что:

1. Каждый человек может чувствовать себя застенчивым в той или иной ситуации. Фактически каждый когда-нибудь в ней оказывался.
2. Застенчивость — это не пожизненный приговор, это черта, с которой можно и нужно работать. Самому или, в экстренных случаях, с помощью специалистов.
3. В застенчивости есть свои положительные стороны.


Цель занятия

Ознакомление подростков с теорией застенчивости и возможными методами ее преодоления.


РАЗМИНКА. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ...»

Ведущий. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура Радости (см. список состояний), на месте замри. Список проигрываемых состояний: радость, гнев, страх, нежность, интерес, застенчивость, успех. Затем все дети встают в круг и застывают в позе, которая наиболее характерна для их внутреннего состояния на данный момент. Ведущий внимательно рассматривает каждого и пытается угадать, что это за состояние. Остальные помогают ему.

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о таком весьма распространенном явлении, как застенчивость. Пожалуйста, назовите по очереди, с чем ассоциируется у вас это понятие.

Дети называют свои ассоциации, например: скромность, зажим, молчание, одиночество и т.д.

Ведущий обобщает названные ассоциации, делая акцент на положительных, отрицательных и нейтральных характеристиках. Например: скромность украшает человека, а зажим — препятствует общению.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Застенчивость — понятие растяжимое, у нее очень много разновидностей. Давайте сейчас проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся три добровольца, которых я попрошу ненадолго выйти за дверь.


ИГРА «ЯИЧНИЦА»

Добровольцы получают задание: входя по одному, рассказать всем присутствующим, как они готовят яичницу. Оставшиеся в комнате дети получают инструкцию аплодировать, когда рассказчик начнет жестикулировать.

Обычно при выполнении этого задания добровольцы чувствуют себя растерянными, когда их речь внезапно прерывается аплодисментами. Они забывают, на чем остановились, начинают повторяться, заикаться, краснеть.

Постарайтесь смягчить ситуацию, сделать так, чтобы эта игра стала для всех возможностью посмеяться и изучить свои реакции, а не поводом поиздеваться над ровесниками.

Подводя итог, попросите добровольцев рассказать о том, что они чувствовали, какие эмоции охватывали, когда их прерывали, когда они пытались продолжить рассказ. Подчеркните, что подобные ощущения испытывают застенчивые люди в большинстве жизненных ситуаций.

Постарайтесь, чтобы добровольцы выделили то, что помогало им справляться с ситуацией, владеть собой и т.д.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Застенчивость — явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности сами застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми.

Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, — вести себя тихо и ровно. Застенчивый человек живет в собственном внутреннем мире. И хотя внешне он может казаться неподвижным, в душе его бушуют чувства и сталкиваются потоки неудовлетворенных желаний. Застенчивые люди очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно. Так, они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств.

Задумайтесь над приведенными ниже высказываниями. Запишите номера тех, которые вам ближе.

1. Я озабочен своим стилем поведения.
2. Я постоянно стараюсь разобраться в себе.
3. Я озабочен своей манерой держаться.
4. В целом я весьма озабочен собственной персоной.
5. Меня беспокоит, как я выгляжу.
6. Я много думаю о самом себе.
7. Меня, как правило, волнует, какое впечатление я произвожу.
8. Часто я выступаю героем своих фантазий.
9. Прежде чем выйти за порог, я смотрюсь в зеркало.
10. Я часто критически настроен по отношению к себе.
11. Меня волнует мнение других обо мне.
12. У меня бывает ощущение, что я наблюдаю за собой со стороны.
13. Я часто беспокоюсь по поводу своей внешности.
14. Я чувствителен к смене моего настроения.

Итак, если преобладают четные номера, то вы относитесь к типу внутренне застенчивых, склонных к самоанализу, если нечетных — то к внешнему типу. Как вы считаете, для какого из этих двух типов людей ощущение собственной застенчивости представляет большую проблему? Почему?

Выслушав ответы детей, ведущий подводит итог.

Бремя застенчивости оказывается более тяжелым для внешне застенчивых. Их ощущения сказываются на поведении, а это влияет на отношение к ним других людей. К человеку приклеивается ярлык «застенчивый», что, в свою очередь, только усугубляет негативную самооценку.

Если с раннего детства человеку твердят, что он робкий, стеснительный, застенчивый, молчун, «бояка» и всякое такое, то он быстро привыкает к этому и так и относится к себе, не пытаясь решить задачу общения, не стремясь к тому, чтобы стать другим.

Внутренне застенчивые люди зачастую прекрасно скрывают свою застенчивость. Они фактически ничем не выдают своей особенности. Просто те действия, которые у активного и общительного человека получаются сами собой, от внутренне застенчивого требуют больших усилий и напряжения. Они скрывают свои чувства, маскируя их с помощью хорошо заученных навыков общения, а тех ситуаций, с которыми боятся не совладать, стараются избегать. Так, например, великолепный оратор теряет голос, если ему предложат спеть на вечеринке, блестящий балагур и острослов цепенеет, будучи приглашен на танец.


ЗАДАНИЕ

Ведущий. Теперь я хочу, чтобы вы прослушали задание. Выполните потом следующее упражнение: подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и, назвав себя по имени, произнесите: «Я очень люблю себя, я великолепен, я красив, я особенный, я могу сделать все, что захочу, я принимаю себя таким, какой я есть, я одобряю все, что делаю. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться и идти дальше».

Если вы думаете, что провести этот тест легко, то глубоко ошибаетесь. Одной из задач этого упражнения является преодоление застенчивости. Именно она блокирует нашу способность излучать те качества, которые могут сделать нас привлекательными и достойными любви других людей. Итак, скажите эти слова своему отражению искренне. А свои переживания, эмоции, которые вас захлестнут, постарайтесь проанализировать и записать. Это и есть ваше домашнее задание. Желающие смогут поделиться своими переживаниями на следующем занятии.


ИГРА «ПУТАНИЦА»

Закончить занятие лучше подвижной игрой. Все участники встают со своих мест и, закрыв глаза, идут навстречу друг другу до тех пор, пока все не собьются в плотную группу. Затем каждый участник на ощупь берет руку другого (не соседа) и все оказываются держащими друг друга за руки (свободных рук, естественно, не должно остаться). Теперь, не отпуская рук, нужно распутаться и образовать большой круг.

Дополнение: можно назначить одного из участников «руководителем распутывания». Он будет давать указания. Имеет смысл выбрать малоактивного ребенка для того, чтобы дать ему возможность проявить себя.