Каждый ребёнок индивидуален
"Деточка, почему ты в очках???
Да потому, что все носят. Бе-е-е..."
Выписка из основного закона бараньего стада.
(Статья 918, пункт 10.1, страница 1846)
В лагере главная цель вожатого - помочь каждому ребёнку раскрыть себя, перебороть себя, стать более уверенным в своих силах.
Каждый человек, даже маленький ребёнок, достоин уважения, в том числе уважения собственного мнения.
Лагерь помогает в том, чтобы дети стали самостоятельнее, т.к. именно здесь, вдали от родительской опеки, они могу проявить свою индивидуальность. Для того, чтобы поддержать порывы ребёнка к самостоятельности, вожатый должен понимать
1-ый закон индивидуальности:
ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. Нет одинаковых. Нежелательно сравнивать детей, неверно говорить кому-то в упрёк, что нужно быть как "Саша" и нельзя делать как "Даша".
Любой ребёнок обладает бесчисленным количеством отличительных признаков, создающих облик человека. Ошибочно предполагать, что все признаки могут совпасть, даже если это близнецы.
Чем отличаются дети?
- внешностью, мимикой;
- способностями;
- скоростью реакции;
- живостью;
- логическим мышлением;
- психологическая разница;
- сменой настроения;
- умениями;
- вкусами;
- увлечениями и пристрастиями;
- привычками;
- ограничениями;
- чувством прекрасного;
Нет таких, кто лучше или хуже, просто все разные.
Что стоит делать вожатый?
- поддерживать;
- не критиковать;
- выслушивать.
- Дать высказаться, не перебивая и не высмеивая.
- развивать индивидуальные способности;
- давать чувство свободы действий;
- доверять. Дать почувствовать это доверие.
- помочь переступить через свои ограничения, фобии, страхи, стеснения.
За время отдыха в лагере участие детей в мероприятиях помогает им развиваться. Обсуждение сценария, репетиции, выступления, где нужно перебороть страхи, боязнь публики, итоги выступления, всё это развивает внутренний мир ребёнка и помогает стать уверенной личностью.
Ребёнок будет тянуться туда, где его любят, где он может быть самим собой, где его понимают и поддерживают.
Чтобы не подавлять индивидуальность, вожатому стоит отказаться от:
- унижать ребёнка, зло подшучивать
- сравнивать ребёнка с другими детьми: "Посмотри какой ты грязный по сравнению с Настей"
- указывать ребёнку на негативные стороны его характера
- касаться физических недостатков ребёнка: "Какой ты неуклюжий!"
- выражаться непонятными словами: "Дисциплина, брат, это тебе не фунт изюма. Аванта-тутти!"
- категорически отбрасывать аргументы ребёнка: "Что ты понимаешь, слушай, что я тебе говорю".
- делать широкие обобщения о чести, совести, обязанностях ребёнка на основе его отдельных поступков
Стоит отказаться от следующих выражений: "Ты позор всего отряда, лагеря", "Ты дурак, хлюпик, мямля, растяпа", "Я знаю, что ты всегда начинаешь первым", "Ты молчи и слушай меня", "Таких глупых я никогда не видел" .....
Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Не стоит его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.