КТД (ЛО)
Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная методология
В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантировано достигать желаемый результат. В сфере воспитания же сама возможность использования технологий подвергается сомнению. Между тем структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.
Изначально применение методологии КТД было основано на идеях “педагогики заботы”, и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. В то время это было идеологически оправданным, и технология КТД в единстве с идейной направленностью в воспитании имела широкое распространение. За последнее время страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения, а технология коллективно-творческих дел, потеряв идейную основу, оказалась невостребованной и была незаслуженно забыта. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, возможно, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации крупного дела.
Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Понимание этих различий отражает следующая таблица:
Этап | КТД с приоритетом ценности социума | Личностно-ориентированное КТД |
---|---|---|
Коллективное целеполагание | Реализация общественно-значимых задач при выборе дела | Дело как реализация задач личностного развития |
Коллективное планирование | Акцент на групповое авторство идей | Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе |
Коллективная подготовка | Акцент на групповой работе | Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого |
Коллективное проведение дела | Только командное участие | Согласованность индивидуальной деятельности с групповой |
Коллективный анализ по итогам | Оценка группового участия в организации дела | Оценка личностного участия, развития своего потенциала |
При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.
Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.
Последовательность анализа КТД:
- Первым дает обратную связь участник КТД.
- Затем обратную связь дают участники группы.
- Завершают анализ педагоги.
Примерные вопросы анализа:
- Что хорошо удалось?
- Как это меня лично продвинуло?
- Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
- Что мне следует изменить?
- Пожелания всем.
- Кому отдельное спасибо?
- Что делать дальше?
Задачей вожатого отряда здесь также – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. При умелом руководстве ребенок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения. Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию творческих способностей.
Важность любого КТД состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные импульсы и открывает широкий простор для деятельности. Поэтому в каждом из них присутствуют гибкая форма, разнообразное содержание и нестандартные варианты.
Допустим, первая микрогруппа написала сценарий и распределила роли, вторая – подготовила костюмы, третья – занялась оформлением и подготовкой проведения обсуждения итогов мероприятия.
В процессе совместной деятельности формируются, развиваются отношения между детьми разного возраста. Устанавливаются отношения между взрослыми и детьми. КТД становится мощной силой, притягивающей положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха, добрые чувства, сопереживание всех всем. Уверенность в себе – первое и необходимое условие успешности всех творческих начинаний. Уверенность в себе – это самое главное качество для творческого человека.
И КТД дает возможность ребенку реализовать и развить свои способности, расширить знания об окружающем мире, приобрести навыки проектирования, проявить организаторские умения, закрепить коммуникативные навыки, формировать способности к рефлексии (анализу) и тем самым учится успешности.
Главной задачей вожатого во всех проводимых в отряде мероприятий ставится поддержка, утверждение самоценности каждого ребенка. Для реализации этой задачи в отряде был вводится такой принцип работы, как-то, что в мероприятиях общих лагерных участвуют по возможности все дети отряда. Если ребенок отказывался, по каким-либо причинам, выступать на ведущих ролях, то в процессе обсуждения этой причины принималось обоюдное решение, что он будет участвовать, но в другой роли, роли помощника по разработке сценария, помощника по костюмам, помощника по подготовке реквизита и т.п., тем самым в итоге к положительному результату приходили сообща всем коллективом. С первого дня, в отряде определяется, что после каждого мероприятия и в конце каждого дня проводится обсуждения результатов, подведение итогов, рефлексивный анализ всех событий, поведения и поступков каждого отдельного ребенка с его непосредственным высказыванием личного отношения.
Многоуровневая модель коллективного творческого дела
Условно, коллективное творческое дело можно разделить на три основных уровня: уровень подготовки, уровень организации и уровень представления. Реализация каждого уровня может осуществляться различными людьми. Однако данные люди должны осознавать, что принимают участие в общем (коллективном) деле. То есть у каждого ребенка, принимающего участие в коллективном творческом деле, есть своя роль (или свое дело).
Уровень подготовки включает в себя: разработку формы и содержания дела, определение необходимых ресурсов (учет уже имеющихся, определение недостающих, выбор пути нахождения недостающих ресурсов), изготовление необходимых материалов. Для примера приведем дела, относящиеся к уровню подготовки: написание сценария и режиссура праздника, проведение репетиций, изготовление костюмов, разработка вопросов для диспута, изготовление пригласительных билетов, плакатов, оформление места проведения дела, запись фонограмм и т.д.
Уровень организации включает в себя: поиск недостающих ресурсов, распределение ресурсов, поиск и распределение материалов, организация рекламы (если она необходима) определение сроков промежуточного и итогового контроля, осуществление контроля, согласование формы, содержания, сроков, места проведения дела с заинтересованными лицами. Если говорить в общем, то уровень организации должен обеспечить нормальную работу ребят по организации и проведению дела. К примеру, уровень организации может включать в себя следующие дела: обеспечение репетирующих актовым залом, поиск необходимой аппаратуры, получение доступа к необходимым помещениям, связь с администрацией, связь со средствами массовой информации, организация просмотра номеров, генеральной репетиции и т.д.
Уровень представления включает в себя, собственно говоря, проведение творческого дела. К примеру, степень подготовки ведущих, качество игры актеров и др.
Очень часто, к уровню представления, ошибочно, относят и элементы уровня подготовки: такие как красочность плакатов, оформление места проведения дела. Однако это не совсем так - к уровню представления относятся только те субъективные факторы, которые зависят, непосредственно, от проведения дела. То есть актер может сыграть хорошо или плохо, ведущий может быть уставшим или у него село горло. Те же, вещи, которые, на момент начала дела изменить нельзя (сшить костюмы, перерисовать плакаты) относятся к уровню подготовки.
Рассматривая творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела.
Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается не соответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - ребята уйдут защиту или у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.
Таким образом, при работе с детьми, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.