1 1m.jpg

Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная методология

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантировано достигать желаемый результат. В сфере воспитания же сама возможность использования технологий подвергается сомнению. Между тем структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.

Изначально применение методологии КТД было основано на идеях “педагогики заботы”, и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. В то время это было идеологически оправданным, и технология КТД в единстве с идейной направленностью в воспитании имела широкое распространение. За последнее время страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения, а технология коллективно-творческих дел, потеряв идейную основу, оказалась невостребованной и была незаслуженно забыта. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, возможно, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации крупного дела.

Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Понимание этих различий отражает следующая таблица:


Этап КТД с приоритетом ценности социума Личностно-ориентированное КТД
Коллективное целеполагание Реализация общественно-значимых задач при выборе дела Дело как реализация задач личностного развития
Коллективное планирование Акцент на групповое авторство идей Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала


При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.


Последовательность анализа КТД:

  • Первым дает обратную связь участник КТД.
  • Затем обратную связь дают участники группы.
  • Завершают анализ педагоги.


Примерные вопросы анализа:

  1. Что хорошо удалось?
  2. Как это меня лично продвинуло?
  3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
  4. Что мне следует изменить?
  5. Пожелания всем.
  6. Кому отдельное спасибо?
  7. Что делать дальше?


Задачей вожатого отряда здесь также – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. При умелом руководстве ребенок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения. Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию творческих способностей.

Важность любого КТД состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные импульсы и открывает широкий простор для деятельности. Поэтому в каждом из них присутствуют гибкая форма, разнообразное содержание и нестандартные варианты.

Допустим, первая микрогруппа написала сценарий и распределила роли, вторая – подготовила костюмы, третья – занялась оформлением и подготовкой проведения обсуждения итогов мероприятия.

В процессе совместной деятельности формируются, развиваются отношения между детьми разного возраста. Устанавливаются отношения между взрослыми и детьми. КТД становится мощной силой, притягивающей положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха, добрые чувства, сопереживание всех всем. Уверенность в себе – первое и необходимое условие успешности всех творческих начинаний. Уверенность в себе – это самое главное качество для творческого человека.

И КТД дает возможность ребенку реализовать и развить свои способности, расширить знания об окружающем мире, приобрести навыки проектирования, проявить организаторские умения, закрепить коммуникативные навыки, формировать способности к рефлексии (анализу) и тем самым учится успешности.

Главной задачей вожатого во всех проводимых в отряде мероприятий ставится поддержка, утверждение самоценности каждого ребенка. Для реализации этой задачи в отряде был вводится такой принцип работы, как-то, что в мероприятиях общих лагерных участвуют по возможности все дети отряда. Если ребенок отказывался, по каким-либо причинам, выступать на ведущих ролях, то в процессе обсуждения этой причины принималось обоюдное решение, что он будет участвовать, но в другой роли, роли помощника по разработке сценария, помощника по костюмам, помощника по подготовке реквизита и т.п., тем самым в итоге к положительному результату приходили сообща всем коллективом. С первого дня, в отряде определяется, что после каждого мероприятия и в конце каждого дня проводится обсуждения результатов, подведение итогов, рефлексивный анализ всех событий, поведения и поступков каждого отдельного ребенка с его непосредственным высказыванием личного отношения.



Многоуровневая модель коллективного творческого дела

Условно, коллективное творческое дело можно разделить на три основных уровня: уровень подготовки, уровень организации и уровень представления. Реализация каждого уровня может осуществляться различными людьми. Однако данные люди должны осознавать, что принимают участие в общем (коллективном) деле. То есть у каждого ребенка, принимающего участие в коллективном творческом деле, есть своя роль (или свое дело).

Уровень подготовки включает в себя: разработку формы и содержания дела, определение необходимых ресурсов (учет уже имеющихся, определение недостающих, выбор пути нахождения недостающих ресурсов), изготовление необходимых материалов. Для примера приведем дела, относящиеся к уровню подготовки: написание сценария и режиссура праздника, проведение репетиций, изготовление костюмов, разработка вопросов для диспута, изготовление пригласительных билетов, плакатов, оформление места проведения дела, запись фонограмм и т.д.

Уровень организации включает в себя: поиск недостающих ресурсов, распределение ресурсов, поиск и распределение материалов, организация рекламы (если она необходима) определение сроков промежуточного и итогового контроля, осуществление контроля, согласование формы, содержания, сроков, места проведения дела с заинтересованными лицами. Если говорить в общем, то уровень организации должен обеспечить нормальную работу ребят по организации и проведению дела. К примеру, уровень организации может включать в себя следующие дела: обеспечение репетирующих актовым залом, поиск необходимой аппаратуры, получение доступа к необходимым помещениям, связь с администрацией, связь со средствами массовой информации, организация просмотра номеров, генеральной репетиции и т.д.

Уровень представления включает в себя, собственно говоря, проведение творческого дела. К примеру, степень подготовки ведущих, качество игры актеров и др.

Очень часто, к уровню представления, ошибочно, относят и элементы уровня подготовки: такие как красочность плакатов, оформление места проведения дела. Однако это не совсем так - к уровню представления относятся только те субъективные факторы, которые зависят, непосредственно, от проведения дела. То есть актер может сыграть хорошо или плохо, ведущий может быть уставшим или у него село горло. Те же, вещи, которые, на момент начала дела изменить нельзя (сшить костюмы, перерисовать плакаты) относятся к уровню подготовки.

Рассматривая творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела.

Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается не соответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - ребята уйдут защиту или у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с детьми, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.