09d3b05ac859m.jpg

Идеи демократизации отношений и самоуправления, творческие формы деятельности, организация неформального общения, коллективная мыслительная работа, игровые модели досуга детей и др. начинания, рождавшиеся в эти годы, способствовали развитию методики коллективного творческого воспитания (КТВ).

Методика КТВ создаёт условия деформализации воспитания и является способом демократической организации коллектива как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.

Суть методики КТВ определяют 4 положения, характеризующие её основные черты:

1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, а рождаемых в процессе повседневной деятельности детей. Центральное звено методики — понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и её мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети. Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка.

2. Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далёкого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески — иначе — зачем?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность подростков обеспечивается общим поиском способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности. Так,например, были придуманы ставшие популярными в стране творческие дела: «концерт-ромашка», город весёлых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.

3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Особый способ организации КТД — совет дела. Главная его задача — исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Основной механизм использования совета дела — создание внутри коллектива временных микрогрупп (звеньев, бригад, команд) для выполнения определённого дела от его планирования до завершения. В микроколлективе легче учитывается мнение каждого, а сжатые сроки, отведённые на выполнение данного дела, требуют от его участников интенсивной мыслительной работы (своеобразного мозгового штурма). Предложения микрогрупп обсуждаются на общем сборе отряда.

4. Особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в законах товарищества (напр., закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга,обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического и детского коллективов. Как правило, таким коллективам свойственны искренность, юмор, понимание взрослыми устремлённости подростков к самореализации не только в общественной деятельности, но и в любви, дружбе, сострадании к слабому и др.

Условия педагогического обеспечения КТД, названные «алгоритмом содружества» старших и младших и представляющие собой 6 стадий КТД: предварительная работа воспитателей (определение места КТД в решении воспитательных задач, стартовая беседа, коллективная разведка); планирование дела; его подготовка; проведение КТД; подведение итогов; ближайшее последствие КТД (выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа) рассмотрены более подробно в теме КТД.

Широкое распространение получила организация работы КТД по тематическому признаку — общественной, познаватель- ной, художественно-эстетической направленности.

Практика показывает особую роль сбора. В практике сложились различные виды общего сбора («общего круга»): сбор-огонёк (откровенный разговор), сбор знакомства, сбор- разработка коллективного творческого дела, сбор-анализ, а также однодневные, многодневные и летние лагерные сборы.

Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни детей и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам. Важнейший метод достижения целей сбора — творческая импровизация.


В методике КТВ разрабатываются механизмы включения детей в целеполагание, в отношения творческого сотрудничества, в поиск способов, помогающих коллективу и его членам достигать наилучших результатов (групповая рефлексия). Педагогические принципы самоорганизации по КТД, стали составной частью педагогики сотрудничества детей.

В современных условиях развития детского лагерного движения идёт довольно длительная дискуссия о правомерности использования методики коллективно-творческого воспитания. Вполне резонна мысль о том, что личностно-ориентированному подходу в воспитании временами могут противоречить коллективистские формы работы с ребёнком.

При этом подходе должны разрабатываться Индивидуально-ориентированные способы работы с подростком.

Соглашаясь с этой позицией, обратим внимание на то, что в силу реальных обстоятельств мы продолжаем работать с временным детским объединением, которое живёт и развивается по своим законам, важным и значимым для каждого конкретного ребенка, так как влияние коллектива на человека весьма существенно. С другой стороны, находясь в составе ВДО, подросток индивидуален в своих проявлениях, потребностях, интересах, жизненном опыте.

Это и создает уникальную для подростка ситуацию обогащения личностного опыта через проживание в коллективе сверстников. Другими словами, коллектив определяется как средство индивидуализации социального становления подростка. Коллективно-творческое воспитание становится одним из условий воспитания у подростков норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной деятельности, направленной на развитие лидерского потенциала, социального опыта, условием социально-педагогической поддержки развития лидерских и гуманитарных возможностей приезжающих ребят (именно эта цель и заявлена в программах работы детских лагерей) и удовлетворяет целому комплексу потребностей современного подростка в саморазвитии: когнитивной (познавательная); креативной (творческая, освоение способов творчества); коммуникативной (общение со сверстниками и взрослыми, способы совместной деятельности); гностической (жизненное целеполагание в саморазвитии); в ценнностно-ориетированном самоопределении; в объективной самооценке в атмосфере заботы, защищенности и свободы выбора видов деятельности и общения в детском объединении. Коллективно-творческое воспитание, таким образом, есть одно из направлений деятельности педагогов современного детского лагеря, а методика его реализации вошла в арсенал педагогических технологий, применяемых в работе с подростками в зависимости от содержания и направленности конкретной педагогической программы.

Важно обозначить два разных подхода к её применению.

Первый подход — коллективно-организаторская деятельность, наиболее часто применяемая в опыте вожатых детских лагерей. При этом подходе ребёнок становится в позицию принятия (или отвержения) целей, содержания и форм взаимодействия с педагогом и сверстниками. За ним сохраняется право выбора позиции участия в предлагаемой деятельности на основе уже имеющегося организаторского, индивидуально-личностного опыта, но практически не берутся во внимание объективные интересы и потребности подростка, его творческий потенциал, сформировавшиеся до приезда в детский лагерь. Это форма демонстрации возможностей подростка, особенно важная на первом этапе его жизни в детском объединении, так как именно в этот момент происходит определение роли и статуса каждого подростка во временном объединении сверстников. Разработано много форм подобной деятельности, особенно для реализации задач организационного периода. На наш взгляд, их можно отнести к категории педагогических мероприятий, направленных на диагностику возможностей, социальную адаптацию подростков и создание атмосферы открытости в подростковом объединении.

Не умаляя значения этого подхода, с сожалением можно констатировать, что он всё чаще переносится в логику основного и заключительного периодов смен, особенно в подготовке и проведении массовых мероприятий, что резко снижает воспитательные возможности детского лагеря. При использовании этого подхода временное детское объединение становится объектом педагогического воздействия, что при закреплении в сознании подростков авторитета педагога может привести к потребительской позиции ребёнка, его настрою на всё новые и новые развлечения, где можно продемонстрировать себя, не прилагая особых творческих усилий.

Развивая детский коллектив как творческое сообщество личностей, вожатому необходимо построить процесс организации жизнедеятельности объединения как стадии последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей и взрослых. В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности — это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива в течение смены как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. В этом принципиальное отличие коллективно-организаторской деятельности от коллективно- творческой, что и определяет второй подход к реализации методики коллективно-творческого воспитания (КТВ).

Остановимся более подробно на личностно-ориентированной методике КТВ, реализуемой наиболее опытными педагогами. Её характеризует:

  • опора на субъектный опыт подростка, раскрытие его содержания как личностно значимого, согласование этого опыта с содержанием педагогической программы, с комплексом знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в течение смены;
  • выявление личностной избирательности подростка к предметной области предлагаемой педагогической программы, определение её устойчивости, самостоятельности проявления;
  • предоставление подростку возможности выбора видов совместной деятельности, клубного пространства её реализации, форм сотрудничества со сверстниками и взрослыми участниками программы;
  • выявление ценностно-ориентационного уровня взаимодействия и готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми (при необходимости коррекция поведения).


Успешность решения этих задач зависит во многом от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают целенаправленность (стремление к общей цели), мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности), структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности на основе общей заботы и защищённости человека, свободного волеизъявления позиции, с учётом индивидуально-личностных возможностей и способностей членов коллектива), согласованность (согласование действий участников деятельности, создание атмосферы доверия и открытости), организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению), результативность (способность достигать результатов).

Собственно методика КТВ в организационном обеспечении совместной деятельности педагога с подростками имеет определённую последовательность действий для достижения общей цели.

  1. Совместное проектирование, замысел совместной коллективной деятельности.
  2. Совместное планирование достижения общей цели.
  3. Совместный поиск оптимальных способов решения общей цели (мыследеятельностный процесс: проблематизация, «мозговая атака или штурм», творческие идеи).
  4. Совместное распределение ролей и исполнителей коллективно-творческой деятельности.
  5. Взаимная помощь и поддержка в осуществлении принятых творческих идей, замыслов.
  6. Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений (эмоционально-рефлексивный уровень).


Позиция педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

Главная из них состоит в том, что с момента организации детского объединения (коллектива) необходимо создать все условия для формирования атмосферы доверия, уважения, заботы и защищённости. Видимо, поэтому основоположники методики КТВ в качестве ценностей существования коллектива заложили три основных идеи: забота о человеке, забота о коллективе, забота об улучшении окружающей жизни. Это гуманистическое основание методики КТВ рождало в разное время и сохраняет сегодня законы и традиции, ведущей из которых стало уважение к человеку (к его внутреннему миру, жизненному опыту, уникальности его проявлений).

Без осознания педагогом культурной ценности этих положений невозможно выйти на уровень коллективно-творческого воспитания.

Главный эталон профессиональной этики: «Оценивай культурное значение поступка, а не человека, его свершившего».

Всё вышесказанное определяет культурное пространство использования методики КТВ, создаёт субкультуру развития подростка, где творчество и самоопределение в нём становятся ведущими для педагога, а для подростка создают условия самопроявления.


Вторая категория, без которой бессмысленно использовать методику КТВ, — категория свободы, свободы выбора. Определяется это так: Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе всё большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов. Свобода осуществляется индивидом, прежде всего, как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора — свобода решения — свобода действий — свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность такова.

Внутренняя свобода — это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются на самостоятельное осуществление выбора, принятия решения и его реализацию.

Снятие требования и запрета поднимает отношения педагога и воспитанника на такую высоту, где приказ и окрик напрочь исключены, зато появляется необходимость работать в мотивационной сфере. Без «нельзя» можно в том случае, когда ребёнок и взрослый хорошо слышат и понимают друг друга, сближают свои позиции, находят общее решение, которое их равно устраивает. Строго говоря, «нельзя» остаётся, но перемещается: теперь оно звучит не снаружи (от взрослого), а изнутри (от ребёнка). От требования — к договору — таков путь. Свою свободу каждому приходится соотносить со свободой других людей. Свобода! Но не за чужой счёт.


Научить подростка делать выбор — следующая, довольно трудная для педагога задача, так как она также является элементом профессиональной культуры и строится на ценностном основании. Решить её возможно созданив условия для актуализации индивидуально-личностных возможностей подростка в системе коллективно-творческого воспитания: «Любая твоя мысль, идея, действие, направленные во благо себя и коллектива, ценны для нас», — вот лейтмотив договора между педагогом и подростками.

Сегодня у наиболее опытных вожатых форма договора принимается в виде декларации жизни ребят в современном детском лагере. Это требует от педагога открытости и эмпатийного отношения во взаимодействии с подростками в системе коллективно-творческого воспитания, так как он предстаёт для ребят носителем любой информации и культурных проявлений человека. Фальшь, двусмысленность поведения, заигрывания с подростками в вопросах нравственности очень быстро распознаются ребятами и объективно прекращают действие договора.

Как и любая методика, методика коллективно-творческого воспитания имеет свои этапы педагогических действий.


1-й этап — педагогическое целеполагание. На этом этапе вожатый пытается сформулировать цель, задачи и содержание собственной педагогической деятельности. Прежде всего, избирается область, в которой сам педагог наиболее успешен: образование, культура, прикладное искусство, воспитание, оздоровление, общение и т.п.

Безусловно, они взаимосвязаны, но именно в одной из них вожатый как человек и как профессионал наиболее успешен во взаимодействии с подростками. Вожатый может, создав определённые условия, помочь подросткам овладеть неким опытом, которым владеет сам.

Это глубокий самоанализ, попытка ответить себе на ряд вопросов:

  • могу? — выстроить средства педагогической деятельности, позволяющих обеспечить содержание программы смены;
  • хочу? — применяя их, получить педагогический результат (формулируется цель педагогической деятельности и комплекс этапных задач её реализации, которые должны быть соотнесены с целями деятельности детского лагеря);
  • буду? — пробовать новые средства, новое содержание (цели профессионального саморазвития), привлекать для достижения цели собственной деятельности новые возможности.

Получив, таким образом, представление о собственных педагогических возможностях, педагог приступает к проектированию тех дел, которые будет осуществлять в методике коллективно-творческого воспитания:

  • выбирает направленность предстоящего дела (познавательное, интеллектуально-творческое, художественно-творческое, спортивное, трудовое, досуговое и т.д.) и возможную форму его реализации;
  • изучает возможные источники информационного обеспечения содержания дела (фонды библиотеки, материалы методической библиотеки детского лагеря, консультации специалистов и т.д.);
  • определяет способы подготовки дела подростками (инициативная или творческая группа, микрогруппа, совет дела);
  • избирает форму проективной работы с детьми («мозговой штурм, атака», проблемная дискуссия, организационно-деятельностная игра, «разведка» интересных дел и друзей, конкурс на лучшую идею и т.п.);
  • оценивает возможные временные затраты на проектирование, подготовку и организацию, проведение и анализ предстоящего дела в условиях временного детского коллектива. Это очень важная часть педагогического целеполагания, так как от неё зависит реальность замыслов педагога и ребят, успешность подготовки и проведения дела). Основной показатель такой оценки — индивидуальные и возрастные возможности подростков в отряде, загруженность планов работы детского лагеря.

Поэтому в настоящее время, используя все возможности методики коллективного творческого воспитания, можно провести 2–3 коллективно-творческих дела разной направленности.

Завершается этап педагогического целеполагания составлением перспективной схемы проведения задуманного дела: целесообразность проведения для этого детского коллектива, данного возраста подростков; цель (как предполагаемый результат освоения подростками опыта и знаний) и задачи проведения, предполагаемое содержание и методы подготовки. Конкретизация этой схемы произойдёт на следующем этапе — этапе совместной деятельности.


2-й этап — совместная деятельность. Схема этого этапа уже была представлена нами:

  1. совместное проектирование, замысел совместной коллективной деятельности;
  2. совместное планирование достижения общей цели;
  3. совместный поиск оптимальных способов решения общей цели (мыследеятельностный процесс:проблематизация, «мозговая атака или штурм», творческие идеи);
  4. совместное распределение ролей и исполнителей коллективно-творческой деятельности; # взаимная помощь и поддержка в осуществлении принятых творческих идей, замыслов;
  5. оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений (эмоционально-рефлексивный уровень, система «огоньков»).

Успешность реализации совместной деятельности во многом будет зависеть от позиции педагога: наставник, советник, организатор или помощник. При любой позиции он демонстрирует подросткам способы планирования и организации совместных действий, создаёт проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у подростков умения совместной деятельности, которые у них практически утрачены.

При таком подходе очень важно подчёркивать успешность каждого участника совместной деятельности, стимулировать у подростков творческий поиск, направленный на создание привлекательной для них интимно эмоциональной среды общения во благо других.


3-й этап — педагогическое последействие. Этот этап становится связующим звеном для подготовки и проведения следующего дела, уже с опорой на достигнутый опыт. Он предполагает анализ достигнутых результатов и соотнесение их с предполагаемыми.

Представленный подход к реализации методики коллективного творческого воспитания позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающей деятельности подростков и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.


В этом очерке не даны конкретные формы реализации методики коллективного творческого воспитания. Было важным показать логику её реализации и описать ценностный уровень её осуществления педагогом, работающим в гуманистической парадигме воспитания. Методика КТВ развивается вместе с детским лагерным движением и ещё долго будет базовой в системе его работы.