Институт инициации подростков как метод воспитания и социализации
В начале века Ван Геннеп (Van Gennep, 1909) предложил общий теоретический подход к изучению социальной функции обрядов инициации, выделив общие закономерности, которыми отмечена организация обрядов, вне зависимости от различий практикующих их племен. Во всех примитивных культурах существуют ритуальные церемонии, отмечающие переход к новой ступени взросления или к новому социальному статусу. Роль этих «обрядов перехода», как их называет Ван Геннеп, состоит в указании смены одного социального состояния другим, а их функции — в облегчении этого-перехода. Ван Геннеп отказывается от представлений, связывающих подростковые инициации с физиологической зрелостью, полагая, что скорее надо говорить именно о подростковых, а не о пубертатных обрядах, так как они имеют не физическое, а социальное значение. Функция подобных обрядов — обеспечение перехода подростка к социально признанному взрослому статусу.
Инициация вводила аборигена в сферу несравненно более сложных взаимоотношений, чем те, которые существовали в кругу непосвященных и к которым он привык с детства. Об обрядах инициации и об их значении в жизни мужчины-аборигена написано очень много. Здесь еще раз подчеркнем только самое главное для нас.
С началом инициации для мальчика начиналось систематическое, специально организованное обучение, и он впервые сталкивался с жестким принуждением. Как пишут Берндты, «ядро инициаций — организованное, обладающее своими собственными устоявшимися методами, воспитание мальчиков или юношей. Длительные, сложные, связанные с сильными потрясениями обряды формируют в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины. Только пройдя такую суровую школу, человек может сделаться хранителем священных религиозных тайн и испытывать те чувства, которые лежат в основе единства и сплоченности группы».
Возрастных инициаций для девочек в древнем обществе не существовало. Немногочисленные и несложные обряды девочек (ритуальная дефлорация, клиторэктомия, и т.п.) были связаны с достижением половой зрелости и вступлением в брак, а не в постижении сакрального знания, воспитания характера и приобретения новых социальных прав.
Возрастные инициации начинаются в препубертатном возрасте, то есть в 10-12 лет, и именно этот возраст считается оптимальным для вступления новичков в детские объединения, что очевидно из объявлений о наборе.
Обряды инициаций знаменуют уход мальчика из-под женского и материнского влияния, приобретение независимости от семьи, в которой он рос с рождения. Совершенную аналогию мы видим и в отрядах неформальной педагогики.
Обряды инициаций тесно завязаны с ритуалами одежды и украшений. Возрастные инициации связаны с прохождение тяжелых испытаний. Конечно, далеко не все инициации столь жестоки, но все были связаны с доказательством мужественности. Несомненно, то же самое мы видим и в неформальной педагогике. Это трудные походы и тяжелые рюкзаки, парусные практики, турниры по фехтованию, археологические экспедиции – те мероприятия, где подросток несет взрослые обязанности и должен поступать как взрослый, так как иное опасно.
Однако прохождения возрастных инициаций в древнем обществе было недостаточно для получения высокого социального статуса. Существовали ранговые и тайные мужские союзы, куда принимали далеко не всех, но о которых мечтал почти каждый.
Фольклором, легендами, мифами, верованиями пропитана вся жизнь общества. Основное, что усваивают неофиты в долгий период возрастных инициаций – это обряды, магические ритуалы, сакральные знания – вещи по сути бесполезные для непосредственного выживания, но необходимые для сплочения группы, осознания себя как единого группового целого. Никакого практического, профанного знания мальчикам не предают, это усваивается ими в повседневной жизни.
Неформальная педагогика умело использует этот дар эволюции. Выделим некоторые природные свойства подростка, назвав их реакциями. Реакция группирования – желание иметь группу верных друзей, хобби-реакция – стремление осваивать навыки и умения. К этому можно добавить тягу к равенству и справедливости, стремление найти взрослый идеал-эталон для подражания, стремление приносить пользу обществу, стремление стать взрослым и добиться уважение. Все это ребенок может найти в неформальной педагогике и всего этого мы лишаем его в нашей повседневной жизни.
Хотелось бы заметить, что институт инициации подростков не только естественный, созданный за миллионы лет эволюцией, метод воспитания и социализации. Похоже, что это единственный инструмент, которым в действительности можно изменить и личность ребенка, и общество. И это очень сильный инструмент. Настолько сильный, что им можно сделать с ребенком буквально все что угодно. Достаточно вспомнить гитлерюгенд, который по своим ритуалам и педагогическим задачам был чрезвычайно близок к неформальной отрядной педагогике. Стоит заметить, что следует быть ой как осторожным… Впрочем, когда инициация мальчиков становится государственной системой, она моментально вырождается, как это случилось в школах с пионерией.
Современное общество не готово видеть такого повзрослевшего ребенка, ибо взрослость - это не только обязанности, но в первую очередь права. Миру, стремящемуся превратить детей в собственность родителей, воспринимающему ребенка как вещь, а не как личность - система, воспитывающая в детях взрослость, ответственность, взаимопомощь не нужна. Но нужен ли такой мир нам?