Игры тренинговые (набор 30)

Мои способности

1)знакомство;
2)разогрев;
3)упражнения на коммуникацию;
4)упражнения на организацию взаимодействия;
5)упражнения, направленные на конструирование и планирование
6) подведение итогов, групповая рефлексия. Тренинговые упражнения;


1) Знакомство.

Назначение:

  • формирование первого впечатления друг о друге;
  • определение особенностей общения каждого участника,
  • создание климата психологической безопасности;
  • формирования установки на взаимопонимание.

Формулировка и принятие правил работы группы.

Примерные правила.

1. «Здесь и теперь». Все участники говорят только то, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Предметом их анализа являются мысли, появляющиеся в данный момент, чувства, переживания. Акцентирование на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, сосредоточению внимания на себе, своих мыслях и чувствах, развитию самоанализа.

2. Дозированная искренность. Дозированная искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику тренинга и которая запускает не только механизм самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия членов группы.

3. Конфиденциальность. Все, что происходит и говорится в группе во время занятий, должно оставаться внутри группы и ни под каким предлогом не разглашается.

4. Продуктивность и активность:

- активно решать свои задачи и проблемы;
- помогать работе группы, учитывать интересы других участников группы;
- участие во всех упражнениях;
- занимать активную позицию;
- продуктивно строить общение.

5. Корректное и уважительное отношение ко всем членам группы.

6. Последнее слово остается за тренером.


Упражнение «Снежный ком»

Участники тренинга поочередно по кругу представляются, называя имена предыдущих.


Упражнение «Представление себя»

- Назовите наиболее яркие характеристики вашей личности.

Каждый называет свои характеристики, при этом кратко повторяя характеристики других.


Упражнение «Знаки внимания».

Найти положительное в другом и искренне это подчеркнуть.


Интервью.

У каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: «Любишь ли ты стихи?», «Твой любимый цвет?», «Твое любимое изречение?», «Лю¬бишь ли ты видеть сны?», «Если бы тебе предло¬жили роль в фильме («Овод», «Три мушкетера» и т. д.), кого бы ты захотел сыграть? (артистические данные значения не имеют) «Есть ли у тебя хоб¬би? Любимо имя?», «Чего ты больше всего боишься?», «Что больше всего ценишь в людях?». Каждому следует задавать не более 5—7 вопросов. Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники игры задают вопро¬сы «в ролях»: от имени директора школы, родителей интервьюируемого, старосты класса, марсиан. Красной Шапочки и т. д.


Проективный рисунок

Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и идеального (каким бы ему хотелось быть). Для рисования можно предоставить набор цветных карандашей или фломастеров (в этом случае необходимо обратить внимание на преобладающие цвета). Обсуждая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он пере¬дает своим рисунком, чем отличается изображение «реального Я» от «идеального Я», что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на понимание, уточнение. Игра «Мнений» — после представления кого-либо из участников все остальные по очереди называют одно привлекательное, по его мнению, качество этого человека;


2) Разогрев.

Упражнения традиционно используются каждый раз перед началом работы тренинговой группы.

Назначение:

  • снятие напряжения, усталости;
  • сплочение группы;
  • создание доброжелательной атмосферы.


Упражнение «Танец».

Все двигаются с закрытыми глазами. По сигналу ведущего открывают глаза и находят себе пару. Танец в паре – один делает движения, другой повторяет. Снова танцуют с закрытыми глазами и вновь выбирают пару и садятся рядом.


Встреча взглядами

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Вариант II. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом. Помимо цели разминки, эта игра развивает навыки социальной перцепции.


Игра «Молекулы».

Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2,3,4,5 атомов). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.


Игра «Заросли».

Один из членов группы пы¬тается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками — «густыми зарослями».


3)Упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.


Игра „Пустое место", используется в качестве „ледокола".

Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Необходимо чутко следить за тем, чтобы члены группы не торопили друг друга.

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая — встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит — „пустое место". Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на „пустое место". Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с „пустым местом" переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе какого-нибудь участника (так же — глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.


«Броуновское движение».

Это упражнение поможет выявить личные и общие проблемы в общении. Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза.

Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

Анализ упражнения — ответы на ряд вопросов. Какие чувства возникают в первом и втором случае? Что мешало движению? Что помогало не сталкиваться? Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались „новыми"? Наиболее частыми бывают такие ответы:

а) „преобладает чувство тревоги, страха";
б) „возникают ощущения неловкости".

Вожатому(тренеру) следует предложить сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации и ситуации, когда необходимо проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Эта формулировка звучит так: „Часто общение похоже на движение с закрытыми глазами". Дальнейшее обсуждение вопросов, „что мешало и помогало", позволяет понять, что очень часто мы недостаточно используем свои каналы восприятия — слух, прикосновение, ощущение партнера.


«Обратная связь».

Цель: заострить внимание на восприятии собеседника; совместно сформулировать правила «хорошего слушания». Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии и др.) и каждому участнику предлагается рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании этой фразы.


«Испорченный телефон».

Вариант 1. Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участ¬ник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в ком¬нате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Вариант 2. Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему пока¬зывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Обсуждение. Почему искажен смысл? Как это происходило?


Высказывание.

Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно. Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь; и т. д.

Обсуждение. Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?


Мое имя.

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).


„Место встречи".

Цель: Тренировка способов улучшения взаимопонимания.

Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.

а) Один участник описывает место в помещении, куда нужно прийти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.
б) Один участник описывает место в городе, а второй — должен догадаться, где оно находится.

Обсуждение. Что мешало и что помогало понять собеседника? Что помогало „встать" на позицию говорящего?


4) Упражнения, направленные на организацию взаимодействия.


Упражнение «Позиции».

Цель: осознание различных позиций в рамках теории трансактного анализа: ребенок-родитель взрослый.

Участники тренинга объединяются в пары. Ведущий предлагает им встать и начать беседу в диаде на любую тему. Диалог продолжается 30 секунд. Ведущий дает сигнал остановиться и поменять позиции. Один участник садится на стул, а второй встает на стул рядом с ним. Беседа продолжается еще 30 секунд. Далее по сигналу тренера позиции меняются. Теперь первый встает на стул, а второй садиться. Беседа продолжается еще 30 секунд. После этого ведущий дает сигнал об окончании, все рассаживаются в круг и начинается групповая рефлексия, где участники высказывают свое мнение и пытаются ответить на следующие вопросы:

-Каковы ощущение после выполнения упражнения?
-В какой позиции вы себя чувствовали более комфортно? Почему?

Ведущий подводит итог.

Позиция первая, когда оба участника беседуют стоя – это одноуровневая позиция – взрослый-взрослый. Находясь в такой позиции легче всего налаживать контакт, она располагает к равноправию. Позиции вторая и третья – разноуровневые – ребенок-родитель. Чаще всего неудобно находиться бывает в на разноуровневых позициях, такое положение мешает налаживать контакт и взаимопонимание. Модели такого взаимодействия, можно переложить на реальные взаимоотношения людей, когда подобные позиции занимаются на психологическом уровне. Также ведущий пытается связать полученный опыт с воспитательным процессом.


5) Упражнения, направленные на конструирование и планирование.


Игра „Самокритика".

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.
2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).
3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д. Упражнение выполняется всеми по очереди.


Упражнение «Групповой рисунок»

Цель упражнения: осознание себя, частичное проектирование.

Всем раздаются листы бумаги, на которой в течение 10-15 сек. изображают рисунок на произвольную тему, по сигналу передают его по кругу. Дорисовывает уже сидящий рядом участник и так до тех пор, пока лист не вернется к своему хозяину. Желательно в этом упражнении участвовать самому ведущему, чтобы по возможности испортить задумку автора рисунка. Анализ работ проводится следующим образом. Каждый по очереди говорит о получившемся рисунке, понравился ли он и если нет, то почему. Акцент необходимо сделать на возникающих эмоциях. После этого ведущий подводит итог суть которого, в том, что не всегда наши ожидания оправдываются и чем яснее человек отобразил задумку рисунка, тем более положительный образ он получил в результате. Проводятся аналогии с жизнью, с ожиданиями и планами, установками и убеждениями.


Упражнение «Мои жизненные цели».

Цель упражнения: конструирование и проектирование.

Вариант 1.

Напишите наверху листа вопрос: "Каковы мои жизненные цели?". Жизненные цели - это задачи, которые вы ставите перед собой сейчас. Ответы на вопрос напишите ровно за две минуты, ничего не конкретизируя. Пытайтесь написать как можно больше слов, охватить как можно больше сфер жизни, (личную, семейную, материальную, духовную и т. д.). Дайте себе полную свободу. Запишите наиболее невероятные цели, если они вас привлекают. Вы не обязаны посвящать жизнь их достижению. Еще за две минуты проверьте, не пропустили ли вы что-то важное? Возможно, вы захотите добавить еще несколько целей, учитывая нынешний образ жизни. Если вы замечаете, что читаете много литературы по какой-то теме (мода, автомобили), возможно, вам захочется заняться этим делом всерьез. Вы сами должны решить, важные ли для вас эти цели. Выберите три наиболее важные цели. Рядом укажите средства и ресурсы. Из трех указанных, попытайтесь определить самую главную, значимую для вас. Участники поочередно зачитывают свои цели, а ведущие их записывают, группируя на доске (4-5 групп).

Вариант 2.

Инструкция: Разделите лист бумаги на шесть равных колонок. В первой колонке запишите все Ваши цели на сегодняшний день (конкретная дата). После того как первая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников ко второй колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайшую неделю. После того как вторая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к третьей колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайший месяц. После того как третья колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к четвертой колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайший год. После того как четвертая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к пятой колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайшие пять лет. После того как пятая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к последней колонке. Теперь напишите Ваши цели на всю жизнь. По окончании заполнения колонок ведущий дает обобщенную интерпретацию, указывает возможные варианты затруднения в выполнении упражнения и объясняет их причины. Далее участникам предлагается соединить стрелками взаимосвязанные цели, на их взгляд. Возможно, чем больше таких стрелок получается, тем более простроен жизненный план. Выберите три наиболее важные цели. Рядом укажите средства и ресурсы. Из трех указанных, попытайтесь определить самую главную, значимую для Вас. Участники поочередно зачитывают свои цели, а ведущие их записывают, группируя на доске (4-5 групп).


6) Подведение итогов, групповая рефлексия.

Каждый участник по кругу высказывает свое мнение о тренинге, ведущий может направлять участников, задавая дополнительные вопросы.

- На какие вопросы удалось получить ответы?
- Какие выводы я сделал?
- Получил ли какой-либо опыт?
- Пригодится ли мне это в жизни?
- Изменилось ли что-то во мне?

После чего мнения обобщаются, и ведущий подводит общий итог.


Групповая динамика

Практический этап:

1) упражнения на развитие совместной деятельности;
2) упражнения, направленные на принятие групповых решений;
3) подведение итогов, групповая рефлексия.

Действие разворачивается в соответствии с логикой, заданной на теоретическом этапе. Происходит изучение процессов принятия группового решения, эффектитвного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи изучение процессов лидерства и руководства в группе, изучение групповой сплоченности.

Ведущему необходимо опираться на общие правила проведения тренинга.

1) Четко определять для себя цели и задачи каждого упражнения в контексте общей проблематики тренинга. По возможности, выводы и замечания тренера должны подводить к общей проблематике.
2) Создавать и сохранять благоприятный психологический климат.
3) Организовывать время и пространство (участники тренинга обычно сидят в кругу, столы сдвинуты в один большой стол так, чтобы в любое время за него можно было удобно пересесть для выполнения групповых проективных методик).
4) Четко следовать правилам установленным группой, уделять внимание всем без исключения участникам.
5)После каждого выполненного упражнения необходимо проводить рефлексию, причем свое мнение должен высказать каждый участник по кругу, например:
- Что я чувствовал при выполнении упражнения, почему?
- Каковы были мои мысли?
- Хотелось ли мне выполнять упражнение, а если не хотелось, то почему?
- Какие выводы я сделал?
- Получил ли какой-либо опыт?
- Пригодится ли мне это в жизни?
- Изменилось ли что-то во мне?

Подробную информацию об организации и проведении психологических тренингов можно посмотреть в книге И.В. Вачкова «Основы технологии группового тренинга». Тренинговые упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, изучение групповой динамики, групповых процессов, принятие группового решения.

Упражнения на развитие навыка совместной деятельности группы.

а) Участники рассаживаются в круг. Каждый сживает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

б) Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен. Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Это упражнение можно проводить, разделив группу на две команды, которые выстраиваются лицом к лицу и начинают прыгать так же, как описывалось выше. В этом случае от игроков требуется как можно быстрее выбрать лидера своей команды, понять с полувзгляда, пойти на компромисс ради общего согласия, чтобы победить.


Упражнения на выработку навыка совместного действия с другими членами группы:

Монолог ведущего: «Опыт, который вы приобретаете на занятиях, может лишь стимулировать вас к дальнейшим шагам по изменению собственного поведения, но шаги эти вы будете делать в вашей повседневной жизни. Для этого лучше выбрать какой-то конкретный пример поведения и поставить перед собой определенные цели. Можно, например, опробовать такие способы поведения, на которые в повседневной жизни вы боитесь решиться. Делая свой выбор, решите сразу, каких перемен вы хотите, насколько вам удалось задуманное. Учтите, что намерение, сформулированное в слишком общих словах или тесно связанное с необходимостью внешних изменений, а не собственного поведения, не очень подходит для вашей задачи - попытки изменить что-то конкретное в себе. Если эта задача решается в группе людей, занятых общей деятельностью, члены группы могут помогать друг другу, делясь своими впечатлениями и наблюдениями».

Далее ведущий проводит упражнение на выработку навыка совместного действия с другими членами группы:

«Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача - создать себе условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:

а) освоить остров, организовав на нем хозяйство;
б) наладить на нем социальную жизнь (создать организации, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
в) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).

На это вам дается 1-1,5 часа и полная свобода действий в рамках пунктов а-в. По истечении назначенного времени предлагается обсудить и прранализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и чем не был.


2) Упражение для исследования процесса принятия решений группой


Игра Потерпевшие кораблекрушение

Цель: Упражнение используется для исследо¬вания процесса принятия решения группой; учит эффек¬тивному поведению для достижения согласия при реше¬нии групповой задачи; предоставляет информацию отно¬сительно паттернов коммуникации, руководства и доми¬нирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов

Необходимое время: 1,5 часа.

Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.

Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса.

Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных прибо¬ров, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей со¬ставляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот...

Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Секстант.
Зеркало для бритья.
Пятигаллоновая канистра с водой.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карты Тихого океана.
Подушка (плавательное средство, санкционирован¬ное береговой охраной).
Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Двадцать квадратных футов непрозрачного пла¬стика.
Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.
Пятнадцать футов нейлонового каната.
Две коробки шоколада. Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения об¬щего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для до¬стижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите пра¬вильный порядок классификации, приведенный в Приложении к данному упражнению.

Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Ка¬кие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?

В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном по¬ведении.


Приложение к упражнению «Потерпевшие кораблекрушение»

Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все воз¬можные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья.

Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спаса¬телей.
3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.

Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть.

Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Плавательная подушка.

Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
11. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.

Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.

В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант.

Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят впервые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.


1) Подведение итогов, групповая рефлексия.

Ведущий проводит разбор занятия. Еще раз напоминает принципы хорошего слушания. Выслушивает мнения участников группы тренинга на улучшение умения чувствовать партнера по общению, разбирает их ощущения во время проведения этих тренингов. По мере необходимости еще раз объясняет их назначение.


Рефлексивный этап

Проводится в соответствии с общей схемой в конце дня.


Психологические основы

Цели

• Освоение знаний о психологических механизмах воздействия, ознакомление с технологией воспитательной беседы
• Развитие коммуникативных умений
• Помощь участникам в осознании своих коммуникативных установок и способностей

Упражнения, разыгрывание ситуаций, рефлексия стадии беседы, тексты упражнений на развитие интуиции, вербальных и невербальных способов воздействия, тексты ситуаций Подведение итогов. Рефлексия Рефлексивный анализ, вопросы для рефлексии


УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнения на речевые воздействия

Упражнение 1. Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.

Содержание качества Возможное его название исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность педантичный аккуратный организованный вполне соответствующий, совпадающий равный подобный адекватный лишенный оригинальности, избитый средний нормальный банальный категорический, не подлежащий возражению безапелляционный самостоятельный независимый лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств серый невидный безличный лишенный нарочитости естественный безыскусственный самобытный испытывающий волнение, склонный к нему беспокойный раздражительный суетливый бедный содержанием, мыслями глупый бессодержательный пустой безвольный, легко поддающийся чужим влияниям бесшабашный бесхарактерный бесхребетный расторопный, ловкий, быстрый, живой прыткий бойкий энергичный соответствующий истине, правильный, точный верный правильный ответственный требовательный, строгий справедливый взыскательный нудный производящий впечатление завораживающий внушительный величественный легко поддающийся впечатлениям, чуткий слабый мягкосердечный впечатлительный способный к серьезной работе важный сосредоточенный дельный готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому человечный доброжелательный участливый основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые верующий догматичный постоянный язвительный, коварный колкий непредсказуемый ехидный глубоко искренний, сердечный любящий задушевный непосредственный не забывающий, не прощающий причиненного зла скрытный злопамятный вредный склонный к приобретению новых знаний, пытливый интересующийся любознательный увлеченный обходительный, предупредительный, учтивый внимательный любезный понимающий очень однообразный по тону, интонации нудный монотонный надоедливый притворный, неискренний наигранный фальшивый выдуманный неослабевающий, требующий сил, внимания энергичный напряженный активный


Упражнения на освоение невербальной компетентности

Упражнение „Телепатия"

Группа участников разбивается на пары. Разбивка на пары может осуществляться двумя способами.

Первый способ: каждый участник сам выбирает себе партнера, с которым ему предстоит играть. При всем удобстве данного способа, он имеет один недостаток: кто-то из играющих может получить несколько выборов, а кто-то остаться без пары. Поэтому в ряде случав можно рекомендовать второй способ. Все участники рассчитываются на „первый-второй". Первые номера выбирают себе пару и вторых номеров.

В каждой паре участники садятся лицом друг к другу и договариваются, кто из них будет ведущим, а кто — ведомым. Ведущий начинает „передавать" какой-либо образ или мысль: он сосредоточивается и в течение 4-5 минут внушает их своему партнеру, принимающему. Задача последнего — понять или почувствовать то, о чем думает ведущий.

Игра имеет несколько ограничений. Во-первых, внушение образа ведущим должно производиться без помощи слов, только через глаза и выражение лица. Во-вторых, запрещается использовать какие-либо вспомогательные средства, такие, например, как рисунок, жесты. После того, как передача образа состоялась, принимающий рассказывает ведущему, что он понял или почувствовал.

После обсуждения в парах организуется общегрупповое обсуждение. По желанию игроков несколько пар рассказывают группе о своих впечатлениях.

Кажущаяся простота игры не должна Вас смущать: через некоторое время Вы с удивлением заметите, что правильные отгадывания происходят гораздо чаще, чем это могло бы быть по теории вероятности. Многие из игроков отмечают, что понимают мысли и чувства своих партнеров, стоит только внимательно посмотреть им в глаза и на лицо. Во всяком случае, практически всегда правильно определяется эмоциональный фон транслируемого образа: радостный или печальный, спокойный или напряженный.


Упражнение „Выбор"

Участники рассаживаются в круг. Один из игроков становится ведущим, он направляет ход игры. По команде ведущего каждый член группы показывает рукой на другого игрока, который ему симпатичен и который, как ему кажется, также хотел бы его выбрать, цель игры состоит в том, чтобы осуществить как можно больше взаимных выборов. В течение 10-15 минут игры может быть осуществлено до 10 игровых выборов.

Игра очень увлекательна, но в какой-то степени и драматична. Кто-то из участников будет получать большее число выборов, а кто-то может остаться один. В ходе игры старайтесь не обижаться, если Вас не выбрали или Ваш выбор не оказался взаимным, стремитесь правильно почувствовать, кто именно хотел бы выбрать имение Вас, а не кого-то другого.

В ходе игры может наступить момент, когда некоторые участники начина ют осуществлять выбор не столько по желанию, сколько для того чтобы не обидеть аутсайдеров. Они замечают, кто из игроков чаще остаётся один и выбирают именно их. И хотя здесь „отрабатывается не интуиция, а, скорее, проявляется сочувствие, руководитель игры должен вся чески поощрять такие действия.


Упражнение „Шериф и убийца"

Для игры подготавливаются билеты соответственно числу у частников. На двух билетах отмечены роли „шерифа" и ..убийцы", Другие билеты пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не был видны и складываются в темный пакет. Каждый участник выбирает свой билет, но не показывает его другим игрокам.

Участник, выполняющий роль „убийцы", должен взглядом «убивать» других игроков. „Шериф" обязан найти „убийцу", при этом он может ориентироваться на два игровых момента, во-первых, он определяет ,,убийцу" по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд „убийцы", говорят: ,.Я убит", тем самым показывая „шерифу", кто в группе играет роль „убийцы". Следует учитывать, что „убийца" может быть найден сразу, но может остаться невыявленным до конца игры. Значение имеет не результат, а процесс игры. Игровое упражнение всегда проходит оживленно, способствует не только развитию интуиции, но и улучшению соцально-психологического климата в коллективе.

Опыт показывает, что оптимальным является повторение игры 4-5 р: со сменой игроков, играющих роль «шерифа" и „убийцы". После каждое игрового акта организуется общее обсуждение; по каким признакам „шериф" определил „убийцу", и если он не сумел этого сделать, то почему. Пусть участники обменяются впечатлениями об ощущениях, которые у них появились, когда они почувствовали взгляд «убийцы». Кто-то из них смог выставить „психологическую защиту" против ,,убийственного взгляда» и остался внутренне спокойным. Другие испытали неприятные эмоции, несмотря на то, что это была игра.


Упражнение „Таможня"

Из состава участников выбираются два „работника таможни" и два „иностранца". „Таможенники" остаются в комнате, а „иностранцы" выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с „Иностранцами", чтобы выяснить, кто из них провозит „запрещенный товар". В качестве такого „товара" могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, „багажом" могут быть две книги, с которыми „иностранцы" подходят к «таможенникам" и ведут беседу, а „наркотиками"— вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. „Таможенники" не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.

Пока „таможенники" рассаживаются и готовятся к принятию „иностранных гостей", те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача „иностранных гостей" состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений „таможенников" и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание „таможенников" и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание „таможенников ". В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия „иностранцев" часто выдают их „с головой": тот, кто везет „запрещенный товар", часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из „гостей", кто свободен от „контрабанды".

Беседа длится до тех пор, пока „таможенники" не решают, у кого из ,иностранцев"спрятан „запрещенный товар". После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также |предлагают свои решения. И только потом „иностранцы" признаются.

В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам „работники таможни" и зрители определили, у кого из „иностранцев" был спрятан „запрещенный товар".


Упражнение „Отгадай"

Цель игры состоит в отгадывании человека, которого задумала группа. Все участники садятся в круг и среди них по желанию выделяется ведущий. Он выходит из комнаты, а группа в его отсутствие выбирает человека из оставшихся в комнате участников. Каждый игрок придумывает ему характеристику, используя при этом определения погоды, цветов, деревьев, предметов одежды и др. по договоренности с группой. Например, группа решила описывать ведущего при помощи определенной погоды. Приглашается ведущий и каждый участник рассказывает придуманную им характеристику, в том числе и тот игрок, на которого она составляется.

Например, первый участник начинает: "Эта девушка похожа на летний солнечный день. Только иногда происходит движение легкого ветерка, тихо колышется листва на деревьях, но пока все спокойно...". И так — по кругу.

Задача ведущего состоит в том, чтобы отгадать человека, задуманного группой. После того, как все высказались, ведущий указывает на участника, на которого, по его мнению, составляется характеристика. При этом обязательно надо показать, по каким признакам было принято решение: „Я решил, что это Н., потому что многие из группы подчеркивали, что за внешней сдержанностью и спокойствием у этого человека скрывается бурная эмоциональная внутренняя жизнь"... Если решение принято правильно, то игру можно повторить с другим ведущим, оценивая другого человека и используя определения, например, деревьев. С измененными параметрами игра может повторяться не более 3-4 раз.

Если же ведущий ошибся, то ему можно предложить подумать и принять другое решение. Если он не приходит к правильному выводу и на этот раз, группа показывает человека, которого она охарактеризовала. Очень полезно затем обсудить, почему ведущий не смог принять правильное решение: либо по причине того, что группа давала не совсем точную характеристику, либо потому, что ведущий имеет свое собственное представление об оцениваемом человеке, не совпадающем с групповыми. Возможно также, что ведущий ошибся из-за того, что не проявил необходимой внимательности.

Следует подчеркнуть, что не всегда оценка группы бывает правильной. Возможны ситуации, когда ведущий более глубоко понимает и чувствует оцениваемого человека. Общее обсуждение и коллективный анализ таких рассогласований проходит интересно: тот, кого оценивали, получает групповое „ зеркало", а ведущий и участники — личный опыт в понимании людей.


Упражнение „Кто как поведет?"

Организационная схема упражнения остается такой же, как в предыдущем. Но при этом характеристика выбранного группой человека составляется при помощи описания некоторых конкретных ситуаций и поведения данного человека в заданных условиях.

Например, группа договаривается, что предметом игры будет выступать следующая ситуация: „В транспорте ему наступили на ногу..." Дальше описывается поведение оцениваемого человека — что он сказал, в каком тоне, что он сделал и т.п. После того, как все участники по кругу высказали свой прогноз о поведении оцениваемого, ведущий должен ответить, кого выбрала группа. Как и в предыдущих упражнениях, после каждого игрового акта происходит обсуждение: анализируются основания и критерии, на основе которых ведущий принял решение; если ему удалось получить правильный ответ, определяются причины этого.

Для анализа могут быть выбраны следующие ситуации: „Ему не достались туфли в магазине...", „У него заболела мать...", „Он поссорился с коллегой по работе...", „Его вызвали к начальству..." и др. Для анализа важно выбирать ситуации, в которых характер человека может раскрыться наиболее полно и ярко.

Как организовать групповые игровые занятия? Для того, чтобы игры проходили живо и интересно, необходимо учитывать следующие условия.

Последовательность игровых упражнений может быть произвольной и отличаться от той, которая задана в группе. Играйте в те игры, которые Вам нравятся. В любой из них Вы получите полезный личный опыт, можете расслабиться и отдохнуть.

Было бы неплохо, если бы один из игроков взял на себя функции руководителя игры, поскольку почти каждая из них требует „психологического дирижирования": поддержания игрового темпа, своевременной замены одной игры на другую, реализации действий по арбитражу. Разумеется, игровым „дирижером" может быть человек, которого группа принимает и уважает. Имеют значение и такие условия, как время проведения игры, количество человек в группе, пол и возраст участников. Так, на каждую игру не должно уходить более 30—35 минут. В противном случае у большинства участников может возникнуть „игровая усталость". Хорошо, если группа насчитывает не более 20—25 человек; отлично, если в группе играют 10— 15 человек. Необходимо помнить, что слишком большая группа становится неуправляемой и в ней начинают происходить групповые процессы, отличные от процессов игрового обучения. Желательно также, если группа является гетерогенной по полу и возрасту, т. е. в ней будут присутствовать педагоги разного возраста.

А теперь несколько слов ведущему. Не допускайте возникновения конфликтов в игре, не затрагивайте в обсуждениях острых, болезненных проблем. Для их грамотного анализа желательно пригласить психолога. Если кто-то из участников отказался от выполнения игрового задания, не настаивайте, пусть каждый игрок ведет себя так, как ему хочется.

И последнее: если Вы почувствовали, что возник „игровой тупик", выражающийся в общей групповой нерешительности, боязливости, нежелании открываться перед другими участниками в чем-то сокровенном, с улыбкой скажите одну лишь фразу: „Друзья! Это всего лишь игра! Давайте поиграем!".