Игры тренинговые (набор 19)

51 20070910m.jpg

Креативные технологии в подростковом тренинге



Для профессионального дайвинга в подростковый тренинг Вам понадобиться:

1. Здоровый авантюризм.

2. Профессиональный интерес и желание «грести ластами».

3. Знание особенностей не только психологии, но и подростка и его мира вообще (дабы не быть съеденным).

Погружение 1

Поиск ресурса или затонувшие сокровища

(работа с личностным потенциалом подростка)

Визуализация «Затонувшие сокровища» Задача: актуализация личностного потенциала.

Необходимые материалы: магнитофон, аудиозапись звуков моря, акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и т.п.

Ход работы:

1. Занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться. Под звуки моря представить морское дно, на котором находятся затонувшие сокровища. Побродить по дну и рассмотреть их. Взять с собой то, что понравилось больше всего, привлекло внимание.

2. Используя изобразительные материалы нарисовать то, что вы взяли с собой.

3. Придумать фантастическую историю о том, как Ваши сокровища оказались на дне.

4. Рассказать о путешествии, представить рисунок и историю.

5. Домашнее задание: придумать три варианта продолжения фантастической истории о сокровищах (три варианта возвращения сокровищ хозяину и др.).


Раб кольца

Задача: формирование экзистенциальных умений.

Необходимые материалы: кольцо, подвешенное на веревочке, коллекция аудиозаписей (включая современную подростковую музыку), магнитофон.

Ход работы:

1. «Среди сокровищ оказалось волшебное кольцо. Тот, кто его наденет становиться его рабом. Кольцо подавляет человека, делая его агрессивным, жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из вас есть возможность надеть это кольцо на себя, почувствовать его влияние».

2. Подобрать музыку к своему состоянию, когда кольцо овладевает разумом и волей.

3. Придумать как можно больше способов противостоять кольцу, не стать его рабом.

4. Обсуждение.

Рисование имени

Задача: актуализация самоинтереса и позитивизация самоотношения.

Необходимые материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и т.п.

Ход работы:

1. На листе бумаги ребенок (взрослый) пишет перечень вариантов своего имени. Затем из этого списка выбирается то, которое хотелось бы нарисовать.

2. Используя любые изобразительные средства (карандаши, мелки, пастель, гуашь и др.) нарисовать на бумаге выбранное имя. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Эту работу можно делать и в технике коллажа.

3. Выписать использованные цвета и образы и на них написать ассоциации.

4. Написать свое имя в столбик и напротив каждой буквы имени написать не менее трех ассоциаций.

5. Обсуждение рисунка и ассоциативного ряда.

Для работы с нелюбимым именем или кличкой необходимо выбрать для рисования именно его, но и любимое имя позже так же необходимо будет сделать.


Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»

Задача: актуализация самоинтереса и позитивизация самоотношения.

Необходимые материалы: бумага (формат А-3), журналы, фотографии, ножницы, клей и изобразительные материалы.

Ход работы:

1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков).

2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием.

3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.

Для подростков интерес будет представлять следующее домашнее задание: сфотографировать разных людей (разного возраста, разных профессий и т.п.), носящих такое же как у тебя имя. Из фотографий составить альбом «Такие разные (свое имя)». К альбому так же можно сделать расширенный список вариантов имени, расспросив об этом людей, согласившихся сфотографироваться.


Мое имя на разных языках

Необходимые материалы: карточки, на которых написаны варианты имен участников группы на разных языках.

Ход работы:

1. Ведущий берет карточку и зачитывает имя. Носитель имени должен отгадать его и откликнуться. Участники (ведущий) могут помогать, если сразу имя не угадывается.

2. Обсуждение чувств, связанных с восприятием имени на разных языках.


Наследство

Задачи: актуализация и переживание чувств, связанных с родом; актуализация самоинтереса; интеграция представлений о себе.

Необходимые материалы: бумага (формат А-3), изобразительные материалы.

Ход работы:

1. Лист бумаги делится на 4 равные части. Нижняя правая часть – дедушки и бабушки, нижняя левая часть – отец, верхняя левая – мать, верхняя правая – Я.

2. Используя изобразительные средства, начиная с нижней правой части, нарисовать в каждой части символы, цвета или конкретные образы, связанные с тем, что мне досталось по наследству от бабушки (мамы, папы и др.). В верхней правой части изображается то, что Я хотел (ла) передать в наследство своим детям. Под наследством понимается: черты характера, внешность, умения, ценности, значимые для рода предметы и т.п.

3. Обсуждение.

Ребятам из неполных семей части, относящиеся к отсутствующим родственникам можно заполнить либо по расспросам матери (отца), либо по результатам визуализации «Мой отец», «Моя мать» и т.п. Важна заполненность каждой части «Наследства».


Погружение 2


Заполнение пустоты или формирование жемчужины из песчинки

(работа с самосознанием подростка)

Жемчужина

Задача: актуализация самоосознавания.

Ход работы:

1. Придумать фантастическую (сказочную) историю про песчинку, которая попала в раковину-жемчужницу и превратилась в Жемчужину.

2. Ответить на вопросы:

- Как песчинка попала в раковину?

- Что чувствовала песчинка, находясь в раковине?

- Как происходило превращение?

- Что чувствовала раковина?

- Чем твоя жемчужина отличается от других, в чем ее ценность? И т.п.

3. Обсуждение.


Метафорический автопортрет

Задачи: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого ролевого поведения, формирование эго-идентичности, развитие креативности.

Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши, фломастеры, журналы, ножницы, клей, цветная бумага.

Ход работы: необходимо представить себя в виде какого-нибудь предмета или животного, которым подросток хотел бы себя видеть. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с другой - животное либо растение. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица либо придумать историю (сказку): кто он, как его зовут, что он любит и что не любит и т.д.

Далее разрабатывается и разыгрывается сценарий, в котором бы присутствовали все эти герои.


Маски

Задачи: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.

Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы, журналы, газеты, цветная бумага.

Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта, затем с использованием красок, карандашей, журналов и др. маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала его маска. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.


Автопортрет

Задачи: психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.

Необходимые материалы: бумага, обои, ватман, краски, кисти, стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга, пластилин, соленое тесто или глина, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: подросткам предлагается, используя различные материалы, создать свой автопортрет. Существует несколько вариантов такой работы:

- Обвести свою фигуру на ватмане или куске обоев, затем дорисовать автопортрет. Можно использовать для заполнения фигуры разные материалы, придумывать оригинальную одежду, отражающую внутренний мир подростка, отобразить в рамках силуэта свои ощущения в разных частях тела и др.

- Нарисовать шарж на себя с преувеличением тех черт, которые не нравятся в себе. Рекомендуется сделать изображение в полный рост, используя при этом различные материалы.

- Вылепить из соленого теста, пластилина или глины свой автопортрет, фигуру или маску. Перед работой над маской подросткам предлагается закрыть глаза и медленно исследовать руками свое лицо, стараясь запомнить его особенности, а затем приступить к лепке. Можно усложнить это упражнение. Для этого подросткам предлагается вылепить свой автопортрет с закрытыми глазами.

-Изготовить изображающую подростка марионетку.

Грани моего Я

Задачи: осознание характеристик своего Я, их интеграция; повышение самооценки; снятие напряжения, связанного с непринятием отдельных черт своей личности.

Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти, стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, бумага.

Ход работы: подростку предлагается лист бумаги, в центре которого он должен написать свое имя либо приклеить свою фотографию. Разрешается нарисовать свой портрет. Вокруг себя необходимо разместить образы, отображающие разные грани личности. С помощью карандашей определяются различные зоны своего Я разным цветом: духовную, интеллектуальную, физическую и иные аспекты личности, разместив в этих зонах соответствующие образы. Другим вариантом будет изображение граней своего Я в виде сообщества различных персонажей. Когда работа закончена, нужно презентовать ее, рассказав о каждом образе. Следующий шаг — проведение выставки работ.

Психологу следует обратить особое внимание на расположение образов, их размер, цветовую гамму и другие особенности.


Фотомарафон

Задачи: реконструкция проблемного поля, формирование экзистенциальных умений, самовыражение.

Необходимые материалы: фотокамера, фотопленка.

Ход работы:

1. Определение темы фотомарафона и получение домашнего задания.

2. Печать фотографий, размещение их в альбом и поиск метафор на каждую фотографию.

3. Выставка с обсуждением.

Темы фотомарафона: «1001 путь в будущее», «В поисках бога», «Противостояние», «Свет и тень», «Люди и маски», «Авитаминоз», «Альтернатива» и др.




Погружение 3

Укрепление границ или в поисках Нептуна

(работа с временной, культурной, телесной и социальной идентичностями подростка)

Встреча с Нептуном

Задача: содействие осознанию своих границ. Необходимые материалы: маска или фигурка Нептуна.

Ход работы:

1. «Мы все путешественники, попавшие на своем корабле в шторм. Нам предстоит встретиться с Нептуном, богом морей и океанов, хранителем глубин и эмоций, возмутителем спокойствия и великим магом. Он будет делать все, чтобы увести вас от реальности и оставить на дне. Он будет задавать свои коварные вопросы. Ваша задача – ответить на них так, чтобы показать свою силу, уверенность, независимость».

2. Маска или фигурка Нептуна предлагает ответить на вопросы (они могут быть написаны на карточках):

- Что такое время и как им управлять?

- Что для тебя по настоящему является ценным?

- Чем ты отличаешься от других людей, в чем твоя уникальность?

- Есть ли кто-то на земле, кто ждет тебя и нуждается в тебе?

- Для чего ты пришел в этот мир? И т.п.

3. Обсуждение.

Прошлое, настоящее, будущее Задачи: интеграция опыта; снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого, настоящего; построение жизненной перспективы.

Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти, стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, бумага.

Ход работы: подростки получают задание создать три рисунка или композиции, иллюстрирующих их прошлое, настоящее и будущее. Возможны различные варианты выполнения этого задания:

- составление коллажей по этой тематике, используя журналы, газеты, свои фотографии и другие материалы;

- в каждой из картин, по заданной тематике, изобразить людей, занимающих важное место для ребенка в прошлом, настоящем, будущем;

- при изображении будущего, представить его в виде перекрестка с тремя путями: направо пойдешь…, прямо пойдешь…, налево пойдешь…

Следующий шаг – презентация своих работ, с подробным описанием каждого образа. Из этих работ можно затем сделать выставку.

Платон определял для человека три наиболее важных вопроса, на которые человек должен получить ответ в своей жизни. Первый вопрос: «Кто я?» - это аспект настоящего. Второй вопрос: «Откуда я пришел?» – это аспект прошлого. Третий вопрос: «Куда я иду?» – это аспект будущего. В процессе работы у подростков происходит структурирование и интеграция своих представлений, проектируется будущее. Данная технология представляет собой интерес и в плане диагностики. Проанализировав работы подростков и их интерпретации, можно получить достаточно много материала о прошлом опыте, настоящей ситуации и представлениях о будущем.

Окружающая среда

Задачи: осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей человека и среды, социальная идентификация, развитие вариативности мышления.

Необходимые материалы: журналы, фотографии, ножницы, клей, бумага, цветная бумага, фольга, краски, кисти, баночка для воды, карандаши, фломастеры, мелки.

Ход работы: подросткам предлагаются журналы, в которых необходимо выбрать понравившуюся фигуру человека и вырезать ее. Эта фигура приклеивается на лист бумаги и вокруг нее создается окружающая среда (предметное пространство или пейзаж). Затем проводится выставка и обсуждение.


Герб и символ

Задачи: интеграция «Я-схем», повышение самооценки, формирование культурной идентичности, развитие креативности.

Необходимые материалы: бумага, картон, ножницы, клей, цветная бумага, фольга, краски, карандаши, журналы, пластилин, соленое тесто.

Ход работы: подросткам предлагается из бумаги, пластилина или соленого теста изготовить символ или герб, отражающий как можно полнее свойства его личности. Следует привести примеры известных в истории гербов и символов, рассказать о смысле включенных в гербы образов.

После выполнения этого задания необходимо провести обсуждение. Каждый подросток должен представить свой герб или символ, расшифровать образы, включенные в него. Можно сделать выставку гербов и символов.


Сон героя

Задачи: формирование временной и социальной идентичности.

Ход работы: «Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет…» (15 секунд)

«Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет…

Где вы живете…

Что вы делаете…»(15 секунд)

«Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?» (15 секунд)

«Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что Вы увидели о самом себе.

Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого и т. д.» (10 минут)

Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:

― Довольны ли вы увиденным образом будущего?

― Что понравилось больше всего?

― Было ли что-то, что не понравилось?

― Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?