Игры тренинговые (набор 16)

2429027269 0df7b5be1fm.jpg

Познавать окружающий мир с ребёнком можно и даже нужно, играя. Наверняка, игры, конкурсы, коллективно-творческие дела и викторины, собранные в данном сборнике, вдохновят вас на собственные творческие эксперименты.

Здесь - собраны игры, давно используемые вожатыми и воспитателями («народные»), и авторские - адаптированные к тематике программы/смены; а также - придуманные вожатыми, инструкторами, преподавателями программы Живое Черное Море. Они должны помочь достижению основных задач программы:

1. Развитие познавательных качеств:

- внимания, наблюдательности (не только смотреть, но и видеть);
- любознательности (умения задавать себе вопросы, самому искать ответы;
- способности к анализу, установлению причинно-следственных связей в природе.

2. Развитие чувства сопричастности, любви и интереса к живой природе, ощущения себя её частью. И как следствие этого развитие личной ответственной за живую природу и состояние окружающей среды.

3. Передача детям знаний о природе Чёрного моря. Обучение основам морской экологии.


Игры

«Ныряем мы и видим…»

. Знакомим участников смены, вспоминая названия морских обитателей. Ребята рассаживаются по кругу. Первый участник называет своё имя и название какого-либо морского жителя на ту же букву, с которой начинается собственное имя. Второй участник повторяет имя первого и название его морского жителя, потом называет своё имя и своего обитателя моря. Например, (первый) а меня зовут Кристина, я нырну – увижу краба; (шестой) ныряем мы и видим в море: Кристина - краба, Ирина – иглу, Катя – конька, Борис – барабулю, Егор – ерша, а я, Алик вижу актинию.

«Морская сеть»

. Может проводиться с детьми в любую свободную минуту, например, в автобусе, или в корпусе в дождливую погоду. В этой игре мы помогаем детям вспомнить как можно больше названий, связанных с морем, и тем самым заинтересовать их подводной жизнью. Один из участников загадывает слово, связанное с морской жизнью, и называет первую букву. Остальные вспоминают любые названия на эту букву и пытаются объяснить друг другу, что они имеют в виду, причем так, чтобы ведущий не догадался, о чем идет речь. Если один из игроков понимает, о чем говорит другой, он произносит «морская сеть». Эти два, а иногда более, человека, хором считают до десяти, и если за это время ведущий не догадывается, какое слово объединило участников, он открывает вторую букву, и далее игроки задумывают слова, начинающиеся на эти две буквы. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не назовет верно слово, загаданное ведущим. Достоинство игры заключается в том, что дети, пытаясь описать что-либо, ощущают недостаток знаний о море, и это, возможно, будет стимулировать их желание узнать больше о жизни моря. Когда слово отгадано, его вновь загадывает тот участник, который первым назвал верное слово. Играть в эту игру можно сколько угодно, пока дети не устанут.

«Песенная эстафета»

. Игра проводится между двумя командами. Может проводиться в автобусе во время длительной поездки или в перерыве между мероприятиями. Команды по очереди читают стихи или поют песни о море, морских обитателях. Не обязательно петь песни или рассказывать стихотворение до конца, достаточно произнести или пропеть несколько строк. Игра носит скорее развлекательный, чем познавательный характер, но, тем не менее, не позволяет детям отвлечься от жизни Черного моря и способствует формированию у детей ощущения постоянного присутствия моря, а чтение стихов о море позволит расширить кругозор детей, поможет им воспринимать море не только как место жизни морских обитателей, но и как место отдыха, радости и источник хороших эмоций.

«В царстве Нептуна»

.Цель: Развитие познавательного интереса к морским обитателям;

Задачи:

 Воспитывать любовь ко всему живому;
 Учить работать в коллективе;
 Развивать логическое мышление, фантазию, память;

Оргмомент.

Дети заходят в зал под музыку. 5 команд, по 6 человек в каждой, занимают свои места за игровыми столами.

Болельщики занимают места в зале.

Представление жюри.

Ведущий. У язычников была такая старая сказка. Нептун (его еще называли Посейдоном), считался братом Зевса, главы греческих богов. Он был морским царем, жил в золотом дворце на морском дне. Обычно его изображали с трезубцем в руке, едущим по морю в колеснице, запряженной лошадьми и окруженной морскими чудовищами. Сегодня мы отправимся в гости к морскому царю и познакомимся поближе с его подданными. Игра будет нелегкой и немного удачи вам не помешает! Успехов вам!

«Разминка».

У вас на столе карточки-слоги (-ман, -ме, -та, -ду, -за, -а, -ла, -ку, -тин, -кам, -му, -ба, -ре, -на).

Составьте 6 слов - названий морских обитателей. Слоги могут повторяться. Ответ: манта, медуза, акула, ламантин, камбала, мурена. по 0,5 балла за каждое слово

«Самый-самый (животные - рекордсмены)».

Этот тур проверит, как вы знаете животных в чем-то отличившихся:

самый большой - (синий кит)
самый быстрый - (парусник, рыба-меч)
самый умный - (дельфин)
самый водянистый - (медуза)
самый музыкальный - (белуха)
самый крупный мозг - (кашалот)

по 1 баллу за слово

«Морские однофамильцы».

Всем известен конь, жующий траву, и конёк, плавающий в море, - это морские однофамильцы. Назовите как можно больше морских обитателей, имеющих такое же название, как у сухопутных животных. Ответы: морская корова, лисица, ёж, конек, слон, лев, леопард, уточка, мышь, змея, орёл, собачка, свинья, ласточка (по 1 баллу)

Вариант той же игры: 2 команды по очереди называют животных, в названии которых есть «морской», «морская» - кто первый выдохнется – проиграл.

«Изобретения, подсказанные природой».

С тех пор как человек появился на Земле, окружающие его растения и животные внушают ему множество замыслов. Наши лучшие изобретения в большинстве своём либо копируют, либо как-то используют природные новации и технологии. Итак, какое животное вдохновило человека на создание: дымовой завесы - (осьминог) гаечного ключа - (клешни краба) невода, как контейнера для сбора пищи одного размера - (пасть кита) реактивного двигателя - (кальмар, осьминог, медузы, гребешки) гидролокатора – (дельфин) по 2 балла за каждое слово


«Блиц-тур». За 20 секунд вы должны дать ответ на следующие вопросы:

1 Это единственная рыба, плавающая в вертикальном положении морской конек
2 Это животное - родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела морская звезда
3 Самых больших осьминогов называют спрутами
4 Змеевидная рыба, принадлежащая к тому же отряду, что и угорь мурена
5 Скат манта по-другому называется морской дьявол
6 Коралл - это растение или животное? животное, а иногда - и животное и растение одновременно (симбиоз полипов с одноклеточными водорослями).
7 Самое большое животное, плавающее при помощи ресничек гребневик
8 В 1943 г Жак-Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан, состоящий из баллонов со сжатым воздухом. Как он назывался? акваланг
9 Какое маленькое черноморское животное можно назвать «гуляющим садом» и почему? краб-невидимка – он сажает на себя живые кустики водорослей
10 Какая рыба из семейства круглоротых имеет 3 глаза? минога

(1 балл за каждый правильный ответ, всего 10 баллов), добавляйте свои варианты.

«Актер – тур».

А теперь вы должны показать не только свою эрудированность, но и артистичность. С помощью мимики, движений, (но не слов) представить на суд жюри миниатюру. Капитаны вытягивают карточку с заданием.

1. Рыба-удильщик и маленькие рыбки
2. Вредный рапан, сверлящий устрицу
3. Моржи на прогулке
4. Миграция пингвинов к полюсу и нападение на них тюленя-леопарда
5. Моллюск, покрытый обрастателями (морские желуди, мшанки, губки, водоросли).
6. Краб на охоте
7. Дельфин забивает акулу
8. Обед кита (пластинчатоусого, фильтрующего планктон)
9. Калан на отдыхе
10. ……. напишите свой вариант(ы), который получился интересно

Итак, подключайте фантазию!!!


«Найди себе пару».

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Одна команда (каждый игрок) получает листки с изображением морских обитателей, другая команда – листки с названиями этих обитателей. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других

«Веселая аква-эстафета». Играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному слову, имеющему отношение к морю, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее.
«Будь внимателен!» После занятия для закрепления материала и отдыха: ведущий говорит фразу по теме и если она верная дети хором кричат «ДА!», хлопают руками, иначе «НЕТ!» и топают ногами.
«Новые сказки о важном». Предложить учащимся за 5 минут придумать мини-сказки об изучаемых биологических объектах, используя полученные на уроке знания.
«Что знаешь и чего не знаешь». Для этой игры нужно подготовить несколько рисунков (5-6), на которых изображены животные, помещенные в несвойственные им условия или выполняющие несвойственные им действия. Играющие должны определить, в чем ошибка. (Например: Рыба плавающая на километровой глубине в Черном море.)

«Лучший плакат, лучший знак».

За определенное время придумать лучший плакат на заданную тему, например, плакат «Берегите природу». Можно предложить придумать различные указательные и запрещающие знаки, например «НЕ ТОНУТЬ!».

«Мифотворчество».

Конкурс - придумать сказку. (Например, откуда появилась рыба-пила). Конкурс между экипажами (отрядами). Лучшие сказки звучат перед отбоем по радиоэфиру.

«Морская галерея образов».

На пляже строятся тематические фигуры (либо из песка, либо из камней).


Игровые паузы-минутки.

• Представьте, что все морские животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться:

- рыбы;
- двустворчатые моллюски;
- медузы.

• Прорекламировать:

- береговую гальку;
- медуз;
- послештормовой мусор.

• Придумать новый оригинальный способ:

- спасения утопающего;
- загорания;
- купания (плаванья).

• Ассоциации – с помощью ассоциаций дети должны описать животное или рыбу. Остальные угадывают.

«Составь загадку».

Послушайте внимательно загадку: «У меня не 6 ног, я не могу дышать жабрами, мои детеныши появляются из яйца, зимой я не сплю, мои крылья превратились со временем в ласты (одно из приспособлений к окружающей среде). Кто я? Выберите свое животное и составьте аналогичную задачу.

«Восьмое чудо света».

Многие знают про семь чудес света - творения рук людей. А какое животное могло бы претендовать на роль 8-го чуда света? (Реально существующее и обосновать почему). Пожалуйста, запишите интересные варианты подобных загадок, сказок, др. заданий, составленных детьми и Вами!!!

«Гости».

Сегодня к нам со своими жалобами пришли 2 представителя животного мира. Отгадайте кто это.

1 команда (Кит) - 2 команда (Медуза)
я не птица - Я не рыба
У меня нет ног - У меня нет рук и ног
Я двигаюсь с помощью своего хвоста - Я не умею ходить по суше
у меня нет зубов - я умею летать
я не откладываю яйца - У меня - много щупалец
У меня нос на спине - Я – жгучая!
У меня есть собственный фонтаном - И прозрачная.

«Морская Почта».

Письмо морским обитателям: бутылка (яркая, красивая, дети поработают). Дети пишут письма своему любимому морскому существу. Тема письма «Жизнь в лагере».

«Клад».

Рисуется карта лагеря, на которой обозначается место клада. Разрезается на части. Каждая часть вместе с подсказкой прячется в различных местах лагеря. Первая подсказка выдается отряду, по ней он определяет местонахождение второй, по второй - третьей и т.д. Когда собирается вся карта - находится клад. Подсказки написаны в игровой форме загадок, решая которые можно определить место лагеря (тайник, где спрятана следующая подсказка). Тематика игры может быть любая от сокровищ пирата до поиска лекарства для заболевшего дельфина. Игра по станциям. Разрабатываются 5-6 «станций», на каждой из которых ребята выполняют какое–либо задание (на сплоченность, знание о жизни морских обитателях, спортивные игры). При удачном прохождении станции они получают «ключ» для второй станции и т.д.

Примеры станций:

Станция 1. "Связист". Экипажу необходимо связать слова: дельфин, моллюск, створка, катер, пляж, океан, нефть, мусор, палка, космос и т.д. в единый рассказ. При этом использовать как можно меньше других слов, предлогов. Время на составление - 3 мин. Лишние слова считаются, и заносятся в оценочный лист. Ведущий произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время экипаж отгадывает загадку. Ответ говорят ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени экипаж не уходит со станции.

Станция 2. "Изложение". В кают-компании сидит ведущий. 10 участников от экипажа по очереди заходят в кают-компанию. Ведущий зачитывает первому участнику текст по теме «Жизнь Черного моря». 1 участник запоминает текст. 2ой участник заходит в комнату, 1ый передаёт ему содержание текста, 2ой запоминает и передаёт дальше, 1ый молчит. После последнего участника, ведущий зачитывает оригинал текста и по количеству неточностей и полноте информации выставляет оценку (20-балльная система, 1ому экипажу - 10, остальные - лучше +, хуже - ).

Станция 3. "Загадки". Экипажу необходимо за 4 мин придумать загадку про морского обитателя. Оценивается: узнаваемость, отсутствие косвенных указателей, правдивость, оригинальность, юмор.

Станция 4. «Слепой рисунок». Экипажу дают задание – нарисовать какое-либо морское животное. Каждый человек рисует одну часть тела. Делается это с завязанными глазами. Критерий оценки – правдивость рисунка, его содержательность и эстетичность.

Станция 5. «Статуя». Детям задается морская тема и 5 минут. Они должны придумать и изобразить фигуру на заданную тему. Участвовать в фигуре должны все. Оценивается слаженность действий, креативность, соответствие тематике.


«Детектив».

Цель: развитие творческих способностей, фантазии, смекалки, сообразительности, внимания, логического мышления, передача детям знаний о природе Чёрного моря.

Форма: интеллектуально-развлекательная игра.

Методы: коллективная творческая деятельность.

Что нужно: ракушки с просверлиными дырочками от рапанов (гребешки, донаксы, мидии), карточки для иллюстрации свидетелей, потерпевших и др.

Ход игры: Мы с вами сотрудники детективного агентства. Наша задача раскрыть преступление, найти преступника и провести над ним суд.

Задача: На дне Чёрного моря стали находить раковины гребешков. На их раковинах видны дырочки, которые сделал преступник. Моллюсков в раковинах нет. Также найдены пустые раковины мидий. На них нет дырочек. Но предполагается, что это дело одного и того же преступника. Также есть потерпевший – краб-плавунец. Преступник накинулся на него сверху, жадно вцепившись он просверливал панцирь краба, впуская какую-то жидкость, от чего крабу сделалось плохо, он еле держался на ногах и если бы не человек, который оторвал преступника от пострадавшего дело приняло бы летальный исход.

1. Узнать о потерпевших, их образе жизни, связях.
2. Улики. След на песке (широкие и глубокие борозды). Ровно просверленная дырочка на жертве. Остатки яда и следы краски.
3. Допрос свидетелей. Донакс. (процесс высверливания)

Рак отшельник Диоген (как ест мидию) Плавунец (потерпевший)

4. Мотивы преступления. Питание
5. Сбор информации о преступнике.
6. Фоторобот.
7. Розыск.
8. Суд.

адвокаты прокуроры защита обвинение

Материалы к игровой программе:

Гребешки. Еще 15-20 лет назад – самый красивый моллюск в Черном море, раковины – как веера, оранжевые, желтые, белые. Их всех съел рапан. Этот моллюск может перемещаться как реактивный снаряд. С силой гребешок захлопывает створки своей раковины, и струя воды переносит его на метр-другой вперед. У гребешков много глаз. Их около сотни.

Мидии. Природные биофильтры. Живут 7-10 лет. Обычно розового цвета и неправильной формы. Мидии пропускают через себя огромное количество морской воды. При этом в их телах накапливается всё, что в этой воде содержалось. Что объединяет их? (Они – двустворки.)

Донакс (сивдетель). Был рядом, когда Подозреваемыый прикрепился к гребешку своей мясистой ногой и языком-фрезой начал просверливать в его раковине дырочку. Через проделанную дырочку он пускал яд - энтероамин. Энтероамин – яд, парализующий мускулы-замыкатели. Когда отравленный моллюск открывает створки, убийца съедает его.

Устрица. Когда–то нас было много в Черном море, у нас были мощные толстые раковины, и мы боялись только людей, которые нас собирали и ели. Они говорили, что мы – деликатес, что у нас – самое нежное мясо. Но появился в Черном море рапан, и вот он-то нас съел по-настоящему. Теперь мы прячемся в нескольких потайных местах в подводных скалах Черного моря, и нас осталось – совсем-совсем мало. Собирайте наши ракушки на пляже – скоро и их не будет!

О пурпурной железе (сказка). Было это еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Древнегреческий сенатор прогуливался по берегу моря со своим псом. Вдруг собака убежала на линию прибоя и принялась увлеченно трепать куст морской травы, выброшенной штормом на берег. Когда же она вернулась к хозяину, оказалось, что пасть ее окровавлена. Хозяин нагнулся поближе, чтобы осмотреть раны питомца, который, вероятно, разгрыз ракушку, запутавшуюся в водорослях, и с удивлением обнаружил, что собака совершенно цела. Она действительно разгрызла морскую улитку - мурекса, которая выделяла неизвестное красное вещество. Именно с помощью этих ракушек греки, а за ними и римляне, сотни лет красили свои тоги в восхитительный красный цвет.

И у рапана есть особый орган – гипобронхиальная железа, которая выделяет ярко-жёлтый пигмент, который, если выставить его на солнечный свет, приобретает малиново-коричневый цвет. Эту краску называют пурпуром.

Водолаз. Впервые увидел Подозреваемого в Новороссийской бухте в 1947 году. Мы их попробовали с ребятами – ничего, только мясо жестковато, и от печенки с кишками надо чистить хорошо – они - настоящая отрава. Мы их теперь собираем и продаем – туркам, японцам, арабам; они этих улиток больше всех любят.

Матрос корабля N. «Я-то имя-то свое вам не скажу, не выдам, ибо – ВОЕННАЯ ТАЙНА. Сейчас мне за 70, а тогда я был матросом первогодком, драил гайки медные, а вот начальству зад не лизал… Да… было время. Стояли мы в Порт-Артуре – это ж он таперича китайский, а тогда, еще с императорских времен – была русская морская база. Вот там мы эту улитку и зацепили – икру свою она наклеила на днище нашего боевова корабля, и протащили мы икру эту через пол-света – из Тихого океана – в Индийский, оттудова – через Средиземное море – в Черное, в порт наш родной – Новороссийск. И попер оттуда этот рапан по всему Черному морю. Случайно это вышло, кто ж знал, что такая оказия случится».

Морская звезда: Я – красивая и красная морская звезда и у меня пять красивых лучиков. Я очень люблю есть рапанов – приезжайте во Владивосток, нырните в Японское море - и посмотрите: вот я наползаю на рапана, вываливаю наружу свой большой, белый желудок, обволакиваю им рапана – перевариваю; уползаю – только ракушка пустая на дне валяется. Поэтому рапан там сильно не размножается, и устрицы и гребешки целы. А в Черное море я пройти не могу! Очень хочу – ведь там рапанов много, я бы их поела, но условия мне не подходят, я – привереда, мне соли в воде – в два раза больше чем Черном море надо.

Рак-отшельник Диоген. Раньше свои незащищенные мягкие брюшка, легкодоступные любому морскому хищнику, прятал в недоступные для врагов твердые раковины триции и церитиума. После расселения рапаны стал занимать их пустые раковины. В новом, с большим "метражом", жилье он сейчас вырастает до размеров своего дальнего родственника средиземноморского рака-отшельника и отдаёт этим раковинам всё большее предпочтение.

Ученый-эколог: латинское название этого брюхоногого моллюска - Rapana venosa, то есть – рапан жилистый. После его появления в Черном море, количество видов моллюсков снизилось минимум в два раза… Да и общая их численность упала. Печальная история. А все потому что нет у рапанов здесь начтоящих естественных врагов. Вот и сверлит он тут всех подряд, а его только люди некоторые едят, но этого недостаточно. Такое происходило, происходит, и будет происходить – называется это – вторжения чужеморских видов. Потом они становятся привычными.

Пограничник (ему помогает морская пограничная рыба-собачка): Почему же так – ничего не поделать, товарищ ученый. А мы границу – на замок! Есть у нас закон об очистке балластных вод, есть правила осмотра судов. Постараемся не пропустить.

Внешность. Подозреваемый красив. Трубочка – хоботок, которая тянется из под устья раковины – свёрнутый край мантии, по сути – тот же сифон что и у двустворок – через него улитка направляет воду для дыхания.

Рост. У черноморской рапаны половозрелость наступает в возрасте 2 лет, при длине раковины от 35 до 78 мм. К пяти годам она достигает размера 92 мм, когда ее восточная родственница дорастает в среднем до 126 мм.

Размножение. Быстрому расселению рапаны способствуют не только растянутый нерестовый период и обильные кладки оригинальных яиц, но и то, что личинки у нее – живут в планктоне и разносятся течениями по всей акватории моря. Размножаются с середины лета по начало осени, когда вода у берега самая тёплая. У рапанов внутреннее оплодотворение – самец вводит семя в самку. Икра рапанов защищённая – жёсткие прозрачные трубочки, собранные в пучки – щётки, которые самка наклеивает на камни и др. твёрдые предметы, может также и на другого рапана.

Дети готовятся к «судебному процессу», внимательно изучая историю и особенности не только своих героев, но и всех участников дела, знакомятся с «уликами», документальными источниками информации (напр., книгой «Жизнь Чёрного моря» и др.). «Процессом» руководят вожатые, предоставляя слово - по очереди – обвиняющей и защищающей сторонам, участникам и очевидцам «преступления». Выслушав все аргументы, мнения и т.п., присяжные заседатели принимают решение о том, кто виноват. После процесса «присяжные» комментируют своё решение (какая из сторон была более убедительна, объективна, использовала достоверную информацию).

«Совет всех существ».

Подготовка к игре предполагает выбор каждым подростком образа любого обитателя Чёрного моря. Участники стараются узнать о своём герое как можно больше, чтобы выступить на «Совете всех существ» от его имени. Кроме морских жителей в Совете принимают участие люди, которые также должны владеть информацией о состоянии природы, существующих проблемах, попытках людей решить эти проблемы и т.п.

Поводом к сбору Совета могут быть следующие факты:

- Ребенок получил перелом левой ноги, поскользнувшись на камне, покрытом микроскопическими водорослями (кстати, диатомовыми - они выделяют скользкую слизь для перемещения по камням). Школьник также может быть приглашён на Совет.
- Возмущение рыбаков снижением количества рыбы в море;
-

В зависимости от повода и проблемы выбираются герои-участники (представители видов рыб, водорослей, моллюсков, обрастателей и т.п., директор цементного завода, юннаты, экологи, старушки-свидетельницы того, как дядя Миша мыл машину в реке…).

Ведущий совета обозначает цель сбора, представляет участников (можно сделать таблички на столы), вопросы обсуждения и предлагает обеим сторонам обменяться мнениями по первому (второму, третьему и т.д. вопросу). Обсуждение каждого вопроса должно заканчиваться принятием конкретного решения или составлением рекомендаций для юных исследователей детского лагеря «Штормовой».