Игры тренинговые (набор 12)

X 47712f23bfm.jpg

Поменяться местами

Начинает вожатый. Он предлагает ребятам встать в круг и внимательно посмотреть друг на друга. «Сейчас я, - говорит вожатый, - буду называть некоторые признаки. И те, у кого они есть, должны поменяться местами. Водящий же, в данном случае, это буду я, должен занять одно из свободных мест. Зазевавшийся, тот, кто не успел, становится водящим. Понятно? Давайте попробуем. Пусть поменяются местами те, …

… у кого обувь без шнурков,
… у кого на руке часы,
… у кого в одежде есть красный цвет и т.д.

Постепенно от внешних признаков игра переходит к более серьезным.

Пересядьте те,

… кто живет в селе,
… у кого есть братья (сестры),
… кто любит математику,
… кто родился под знаком Весов,
… кого люди считают добрым,
… у кого есть хорошие друзья,
… кто готов придти на помощь в трудную минуту

Когда упражнение завершено, вожатый может спросить у ребят, как они себя чувствуют, каково их настроение, что они узнали в ходе игры.

Резюме: «Мы все разные, но у нас много общего». А чтобы еще лучше узнать друг друга вожатый предлагает следующую игру.


Игра со стульями

Вожатый предлагает детям взять по одному стулу, предварительно расставленные у стены и поставить их в круг так, чтобы всем было удобно, видно и слышно друг друга. Обычно это делается с довольно-таки громким шумом. Когда все расселись по стульям, вожатый уточняет: «Посмотрите внимательно, всем ли удобно, есть ли возможность встать со стула и, например, встать за него, взявшись за спинку, не помешав при этом другому? Получилась ли у нас ровная геометрическая фигура - круг? И почему мы при этом так шумим?

Давайте попробуем еще раз. Но, составлять фигуру из стульев нужно будет молча, беззвучно, сговариваясь при этом только словами и жестами. Не забудьте, пожалуйста, и меня, я тоже хочу оказаться в круге со своим стулом. Попробуем другие геометрические фигуры - прямоугольник, квадрат, ромб, овал. И вновь возвращаемся к кругу. Ребята с первых шагов должны приучаться к завершенности и целесообразности всего происходящего во время групповых занятий.


Ищу тебя

Вожатый обращается к ребятам: «Сейчас все получите карточки, на которых нарисованы или написаны имена различных литературных героев. Прежде всего, вы должны узнать этого героя, из какого он литературного произведения, кто автор этого произведения. Другим свои карточки не показывать и пока ни с кем не советоваться. А затем в течение 3-х минут вы должны придумать от имени этого литературного героя объявление на последнюю страницу нашей газеты в рубрику «Ищу тебя», «Знакомства», «Требуются». Место в нашей газете ограничено, поэтому продолжительность вашего объявления не должна быть дольше 1 минуты. Задание вам понятно? Приступаем. Можно взять бумагу и ручки, если вам надо записать ваше объявление. Это упражнение - подготовительное для разбивки ребят на пары, но оно позволяет вожатому узнать, как ребята знают литературные произведения, их героев и авторов. Эти знания нам потом пригодятся в другой игре.

Когда ребята начинают озвучивать свои объявления, вожатый помогает им, обращает внимание на отдельные детали. Например: «Обращаться (адрес), просит назвать автора. Желательно, чтобы имени своего героя ребята не говорили, чтобы потом было интереснее искать свою пару. После того, как все объявления озвучены, вожатый предлагает ребятам, вернее их героям, найти друг друга по объявлению и сесть по парам. Для проверки они предъявляют полученные ранее карточки.


Интервью

Мы продолжаем играть - в газету. Только сейчас ее героями станут не литературные персонажи, а вы сами.

Пусть один из вас будет юным журналистом, а другой - человеком, у которого ему надо будет взять интервью. Надеюсь, все знают, что это такое: в ходе беседы узнать о человеке как можно больше интересных фактов, помочь ему раскрыться, чтобы затем представить этого человека читателям или зрителям. Но ни в коем случае нельзя превращать вашу беседу в допрос. Если Вашему собеседнику не нравится ваш вопрос, он может на него не отвечать. Через некоторое время по моему сигналу вы меняетесь ролями: собеседник становится журналистом и начинает расспрашивать своего коллегу. Постарайтесь, чтобы вопросы были умными, а ответы представляли интерес для всех читателей вашей газеты. Время для интервьюирования - 3 минуты. Через три минуты - смена ролей.

Начали.

После того, как ребята поработали в парах, можно дать каждому журналисту слово для представления «героя» своего материала. При этом вожатый своими вопросами старается подчеркнуть общие и индивидуальные особенности каждого ребенка. Если же группа большая, а времени мало, то можно провести блиц-интервью.

Вожатый обращается к журналистам: «Кто из собеседников, героев вашего материала…

… хорошо учится в школе?
… любит слушать популярную эстрадную музыку?
… любит ходить на дискотеки?
… был участником предметных олимпиад?
… побеждал в спортивных конкурсах?
… играет на музыкальных инструментах?

Вопросы, как видите, направлены на выявление общих признаков подростков, их интересов и умений. Попутно можно задать и несколько «провокационных» вопросов:

- кто из ваших собеседников…
… курит,
… пробовал спиртные напитки,
… ездил в общественном транспорте «зайцем»,
… еще не написал письмо родителям

а также вопросы, касающиеся знаний ребят прав человека:

- кто знает, как называется документ, провозглашающий права ребенка?
- испытал ли кто-нибудь ситуацию, когда нарушались права человека?
- кто знает страну, где люди лишены своих прав из-за расы?
- как называется организация, борющаяся за права человека?


Чтобы «журналистам» было легче отвечать на вопросы блиц-интервью, можно придумать, например, следующие жесты: если он знает, что его собеседник на этот вопрос отвечает положительно, то он показывает на него раскрытой ладошкой левой руки. Правой же рукой он отвечает за себя: если он сам на заданный вопрос отвечает утвердительно (знает, умеет, делает, любит), то выставляет вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем, если же ответ - отрицательный большой палец показывает вниз (как в Древнем Риме - большой палец вверх - жизнь, вниз - смерть).

Разумеется, «правовые» вопросы ребята друг другу не задавали, но здесь можно попросить ребят ответить принятыми знаками, прокомментировать их ответы, дать разъяснения, замотивировать ребят на изучение правовых документов.

После того, как блиц-интервью закончено, вожатый просит журналистов назвать по одному качеству или признаку своего собеседника, которое присуще только ему и отличает его от других людей.

После этого можно спросить у ребят, понравилась ли им эта игра? Какую роль было труднее играть - журналиста или собеседника? Трудно ли было « разговорить» своего партнера? Что нового вы узнали о ребятах из нашего отряда? Кто вас удивил? Чего больше у нас оказалось - общего или индивидуального? Что было бы, если бы мы все были одинаковыми? Надо ли сохранять свою индивидуальность или в жизни проще быть «как все»? Какими должны быть законы, чтобы всем в обществе жилось хорошо?

На эту последнюю часть игры необходимо обратить внимание. После общения в парах, ребята легче идут на общий разговор, не боятся высказывать свое мнение. Выводом из этой беседы должны стать предложения - придумать такие правила и законы, чтобы вам в нашем отряде жилось весело и счастливо, чтобы каждый чувствовать себя комфортно.


Путаница

Закончить этот цикл упражнений можно следующим. Вожатый предлагает всем встать в круг и объясняет правила следующей игры: «Встаньте, пожалуйста», поближе друг к другу, почти касаясь плечами. Протяните обе руки к центру нашего круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит радом с вами. Внимание, раз, два, три».

После того, как вожатый убедился, что все руки соединены попарно, он предлагает ребятам «распутаться» не разнимая рук. Сам он также принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае вожатый должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
  2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным. Когда задача выполнена, можно обратиться к ребятам с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?».

В ходе обсуждения участники обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогает доброжелательное, бережное отношение друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных идей и т.д. Этот материал может быть полезен в содержательном плане для формирования законов жизни отряда, в то же время упражнение сплачивает группу.

Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если Вы предполагаете, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.