Игры с веревкой
В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям - и пальчиковых зверей, и КНБ, и тайные языки - то про "колыбель для кошки" вспомнилось только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.
С чего начать
Брошюра "Узоры на пальцах", написанная Михаилом Балабанчиком из Минска. Эта самиздатовская книжка неплохо работает как вводное пособие - там есть основные стартовые позиции и пошаговое описание пятнадцати веревочных фигур.
Брошюра Михаила - редкое, но не единственное такое пособие на русском языке. Есть еще книжка "Игры с веревочкой" (Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С.). Правда, она последний раз издавалась в 2001 году, так что найти бумажный вариант непросто - но она есть отсканированная на пиратских сайтах. А еще есть "Волшебные веревочки на пальцах" (Ирина Шебушева, АСТ, 2010).
Однако делать веревочные фигуры по текстовым инструкциям непросто. Их гораздо легче запомнить, когда показывают буквально "на пальцах". К счастью, у того же Михаила Балабанчика есть сайт "Игры с веревкой". Там собраны не только текстовые описания, но есть и раздел "Видео" - где Михаил в своих роликах показывает и начальные позиции, и некоторые фигуры. Вот один из его роликов:
http://www.youtube.com/watch?v=9rfHx8xfNJM
Игра на двоих
А вот чего не хватает на сайте "Игры с веревкой" ,так это забавы на двоих - которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания, но опять же, проще разобраться на примерах видео.
Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры - "Чашка", "Эйфелева башня", "Метла" и "Лестница Якова". А затем идет собственно "колыбель для кошки" на двоих.
http://www.youtube.com/watch?v=CAZhx5PKgl4
Американский вариант - начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:
http://www.youtube.com/watch?v=zswSR-g8mCM
Немецкая версия посложнее - тут больше дополнительных комбинаций:
http://www.youtube.com/watch?v=-6mDxLe8tE4
И совсем необычная - "колыбель для кошки" на троих:
http://www.youtube.com/watch?v=sZPd-Vi_eiU
Для продвинутых: немного истории
Прежде чем перейти к ссылкам на более серьезные пособия по веревочным играм, хочется сказать несколько слов об истории этого феномена.
История, как и сама игра - запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал "колыбель для кошки" с гораздо более серьезной веревочной системой - узелковым письмом майя, и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.
Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников - 175 фигур с инструкциями - составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию можно здесь.
Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями.
А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF можно здесь.
Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется "Два дерева":
http://www.youtube.com/watch?v=qTZHugD3f3w
Другие ресурсы: от Навахо до японцев
International String Figure Association
Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое - разве что последний выпуск видеопособия "Фигура месяца". Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine, который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.
Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом - работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.
WWW Collection of Favorite String Games
Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела.
Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.
Гавайские игры - всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками.
Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них является "Метла" - вот простая детская инструкция, а вот и более быстрая версия. Но похожая фигура под названием "Вигвам" есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом - как сделать "Восход солнца в горах".
http://www.youtube.com/watch?v=6k4gdWBr_Oc
Игры с веревкой: от фигуры к сказке
Это, конечно, вовсе не исключает "взрослого" увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских, эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.
Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры - это язык общения.
Дети как инопланетяне
Знаете ли вы, что "колыбель для кошки" рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:
"Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать "колыбель для кошки", а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией."
Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами - но у нас с дочкой получился очень похожий "контакт". Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.
А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение "хочешь, покажу, как делать..." она гневно отвергла: "Ты что, не понимаешь? - я делаю СВОИ фигуры!" И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.
Ну и прекрасно. Тоже творчество.
Переходим к сказкам
Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало - на следующий день она попросила снова показать сказку "про девочку и звезду".
Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете - это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.
Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут - по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.
Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка - вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ZLh3ZrFRhm0
История кошки
В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется "колыбель для кошки" - в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика - это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело - когда есть история.
А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто "веревочка" либо "плетёнка" (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).
Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?
Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть "ясли-колыбель". Эти два слова обозначают две фигуры игры - самую первую, с которой игра начинается (сradle, детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в "испорченный телефон", потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat's cradle, то есть "колыбель кошки".
("А теперь расскажи историю про собаку!" - попросила Ева. "Хорошо, - сказал я. - У англичан есть выражение "dog in the manger", то есть "собака в яслях", а по-нашему "собака на сене". Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?")
Но это еще не история, только ее начало - первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):
- Раз, два, три, четыре, пять -
- захотела кошка спать
- и залезла в колыбель,
- а оттуда - на постель.
- Из постели с громким треском
- прыгнула на занавески,
- после снова в колыбель,
- и обратно на постель.
- А с постели - на буфет,
- а с буфета - в наш обед!
- Съела рыбу для гостей,
- бросила гору костей
- и ушла на двор гулять...
- Так хотела кошка спать!
По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier's Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat's Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), Clock (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории - так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие "свечи" на "занавески", которые более популярны у кошек.
А если вы не помните, как делать эти фигуры - смотрите ролик ниже.
http://www.youtube.com/watch?v=rfdtbwLykn4
Считается, что эти семь фигур - самая классическая версия игры. Последняя фигура, Clock (в моей версии "двор") является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться - например, от "рыбы" можно перейти обратно к "кровати" или к "колыбели".
Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется "гора костей", а в английских вариантах это "hand drum" либо "hour glass". Ещё пару необычных фигур после "рыбы" я видел вот в этом немецком ролике:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-6mDxLe8tE4
Кстати сказать, это вообще самая длинная версия "колыбели для кошки", которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!
Игры с веревкой: на всю компанию
Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Их можно попробовать в лагере.
Салки с веревкой
Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача - осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.
Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю - то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.
Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.
Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории - будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.
Обитаемый остров
Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь "островок" делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!
С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).
Сквозь кольцо
Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача - не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.
В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками - кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:
http://www.youtube.com/watch?v=gYNxFD0OzCo
Невидимый лабиринт
Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру - "в резиночку". Как в нее играть, можно посмотреть в обзоре. К слову сказать, на Западе ее называют "китайской веревкой". И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).
А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку... с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.
Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта - веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза - и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.
Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:
Геометрия
Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде "Млечного пути" ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких "точках опоры" дает разные геометрические фигуры.
И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой - сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду... Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.
То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку - и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.
Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.
И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).
Ткацкий станок: снова "колыбель для кошки"
В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука - "танец станков". Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал "ткать" в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили - вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась "хулиганством", хотя именно она была наиболее интересной и творческой.
Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и "лестница Якова", и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука - ваша, а правая - вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.
Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая - с соседом слева, левая - с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания.
Другой вариант коллективной игры - когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека - с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.
Вот как делается "Лестница Якова" на таком живом ткацком станке.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=bb68vP5Rvrw
И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано - игра "Колыбель для кошки", но не вдвоем, а коллективная:
http://www.youtube.com/watch?v=00VDvPu2bmU&feature=player_embedded
Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры - бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли - и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uANms0CvrSI
P.S. Игры юных альпинистов
Вообще игр с веревкой довольно много. В данном обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо - это своего рода символ объединения, коллектива.
Другая большая группа игр с веревкой - это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе "Игры с веревкой и альпенштоком".