Игры по кругу 2
С давних времен известно, что круг – это сакральная фигура, символ бесконечности, символ единства. Все древние ритуалы связаны с кругом, в центре которого находился алтарь или священная фигура божества. На Руси водили хороводы, все ритуальные игры начинались с построения в круг. В настоящее время психологами установлено, что группа, которая решает сложные интеллектуальные задачи, продуктивнее работает, сидя в кругу.
Все представленные ниже подвижные игры для школьников младшего возраста проводятся в кругу. Эти игры хороши уже тем, что снимают негативные эмоции, характерные для соперничающих команд, а каждый из участников сможет показать свой лучший результат, следуя примеру товарищей. Кроме того, игры помогут развитию координации, точности и скорости движений, быстроте реакции
«Мячом в цель»
Первый вариант. Играющие с теннисными мячами в руках становятся в круг. Водящий высоко подбрасывает волейбольный мяч, играющие кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8–10 попыток набрал больше очков.
Второй вариант. Посередине площадки кладется волейбольный мяч, а играющие с теннисными мячами в руках стоят в десяти шагах от него за чертой. Каждый по очереди мечет свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.
«У кого жгут?»
Инвентарь: жгут. Играющие (10 и более человек) садятся в тесный круг и закрывают глаза. За ними по кругу ходит водящий, в руках у него жгут (или пояс). Он незаметно кладет жгут за спиной одного играющего. Затем один из игроков говорит: «Стой!». Все оборачиваются, и тот, кто находит жгут у себя за спиной, хватает его, пытается догнать водящего и запятнать. Если это удается, он становится водящим.
Размеры площадки должны быть заранее обозначены.
«Здравствуйте!»
Все встают в круг плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте!». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Невидимка»
Инвентарь: любой головной убор. Игроки становятся в круг и передают за спиной друг другу шапкуневидимку. Вдруг ктото решает, что его соседу пора стать невидимкой, и неожиданно надевает ему на голову шапку со словами: «Берегись невидимки!». Стоящие в кругу разбегаются кто куда, а невидимка спешит к мячу, который лежит в центре круга. Схватив его, он кричит: «Стой, ни с места!». Все останавливаются. Теперь невидимка может запятнать кого-нибудь мячом со своего места. Если это удается, то он бросает шапку и убегает подальше от нее. Остальные в это время стоят. Теперь в игре новый невидимка. Он подбирает мяч и, надев шапку, старается осалить мячом кого-нибудь еще. И так далее. Как только ктото промахнется, все снова встают в круг, в центр кладут мяч, и шапканевидимка снова идет по кругу.
«Кролик»
Для игры надо выбрать «кролика», то есть водящего. Остальные участники образуют вокруг него круг. Кто-нибудь дает команду, и игроки начинают поднимать и опускать руки. Задача «кролика» – вырваться из круга. Все стараются всячески помешать, для чего машут руками с бешеной скоростью.
Если, несмотря на их старания, «кролику» все же удается вырваться, он выбирает себе замену, например, того, кто мешал ему больше всех.
«Не пропусти мяч!»
Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача играющих – не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водящему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается заходить за черту ни водящему, ни стоящим в круге. Если посланный водящим мяч пролетит над руками или головой, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ногами, водящий выигрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто пропустил мяч.
«Тарелочка по кругу»
Четырепять человек встают по кругу на расстоянии 5–8 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки мечут свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, а к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем на шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя пролетела выше головы.
Играют 8–10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков. Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8–10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.
«Скакалка-подсекалка»
Инвентарь: скакалка. Один из игроков берет скакалку за один конец (ручку) и, выйдя на середину зала, вращает ее горизонтально по полу, перехватывая из одной руки в другую. Остальные участники стоят вокруг. Когда скакалка приближается, они подпрыгивают.
Игрок, которого первым подсекла скакалка, выходит из игры или становится водящим. Побеждает команда, у которой осталось больше игроков в круге.
Можно прыгать через скакалку, стоя на одном месте или продвигаясь по кругу. Игра может проходить в нескольких кругах.
«Отгадай, чей голосок».
Всё играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
- «Вот построились мы в круг, Повернулись разом вдруг».
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360°, продолжают движение в том же направлении:
- «А как скажем: Скок, скок, скок. . Отгадай, чей голосок».
Слова «скок, скок, скок» говорит один, кому заранее предложил руководитель.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова«скок, скок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить—стоять в середине круга. Разрешается: а) передвигаться вприпрыжку; б) сказавшему«скок, скок, скок»изменять свое место в кругу.
«Пустое место».
Играющие (10—15 человек) образуют круг. Расстояние между ними одинаковое.
Водящий идет за кругом. Он дотрагивается до кого-либо рукой и бежит в любом направлении по кругу. А тот, кого он тронул рукой, выходит из круга и бежит в другую сторон, тоже по внешней стороне. Оба стремятся занять освободившееся («пустое») место. Если это удается сделать раньше одному, другой становится водящим.
Чтобы не столкнуться при встрече, бегущие останавливаются, пожимают друг другу руки и продолжают игру.
«Удочка».
Все играющие (не более 12—15 человек) становятся в круг. Водящий становится в центр круга. Он имеет веревку (скакалку) длиной 3—4 м, на конце ее крупный узел или легкий мешочек. Водящий вращает веревку под ногами играющих, а они, подпрыгивая, стараются ее не задеть. Задевший веревку—попавшийся на «удочку» — становится водящим.
Вариант игры — «Удочка командная». Играющие образуют круг, делятся на две команды путем расчета. Водящий все время один и тот же. Кого заденет «удочка», проигрывает очко. Игру выигрывает команда, в которой игроки меньшее количество раз попадались на«удочку».
«Защита крепости».
Все играющие (10—12 человек) становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками очерчивается окружность. В центре круга устанавливается«крепость»из трех палок, связанных наверху. Но лучше ставить такой предмет, который не разваливался бы при каждом попадании и задерживал игру: табуретку, стул, пень (в лесу).
Один игрок—водящий (защитник«крепости»).Он—в центре круга.
Стоящие по кругу осаждают «крепость». В их распоряжении волейбольный или баскетбольный мяч.
По сигналу руководителя осаждающие стараются попасть мячом в «крепость» (взять «крепость»). Но сделать это не так легко. Защитник препятствует этому, закрывая ее своим телом, отбивая мяч руками, ногами. Тот игрок, которому удается попасть мячом в «крепость» (взять ее), становится ее защитником, а бывший защитник становится в круг на его место. В заключение игры отмечаются лучшие защитники, а также лучшие игроки, не только более меткие, но и те, кто умело передавал мяч, предоставляя товарищу, находящемуся в выгодном положении, взять «крепость».
Фигуры
По сигналу водащего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговаривариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.
Шмель
Играющие сидят по границе круга и внутри круга по полу перекатывают руками мяч. Откатывая мяч от себя, играющие стараются осалить другого игрока (попасть мячом в ноги). Тот, кого коснулся мяч, поворачивается спиной к центру и не принимает участия в игре, пока не будет осален другой игрок.
Чья команда ловчее
Играющие стоят по кругу. Все рассчитываются на «первый» и «второй». Каждая команда выбирает себе капитана. Ведущий каждому капитану команды дает по мячу. По команде ведущего капитаны передают мячи—один вправо, другой влево игрокам своих команд. Игра проводится до трех раз; выигрывает та команда, которая быстрее обернет мяч по кругу три раза и возвратит его капитану. В игре запрещается перекидывать мяч, можно только передавать из рук в руки игрокам команды.
Найти кольцо
Играющие становятся по кругу. В руках у них шнур, концы которого связаны вместе. По шнуру свободно передвигается кольцо (диаметр—два сантиметра). Играющие по команде ведущего начинают движением рук вправо и влево передвигать кольцо друг другу. Задача ведущего найти, у кого в руках кольцо. Тот, у которого обнаруживается кольцо, встает на место ведущего, и игра продолжается.
Со стула на стул
Играющие сидят на стульях по кругу. Один стул свободный. Ведущий старается занять этот свободный стул. Все играющие стремятся пересесть со стула на стул и не дают занять ведущему свободный. Кто останется без стула, тот будет водить. Эту игру можно провести следующим образом. Играющие берут стулья и ставят их спинками внутрь круга. Количество стульев должно быть меньше наодин стул, чем играющих. Но сигналу ведущего все играющие двигаются вдоль стульев вправо. По следующему сигналу ведущего (хлопок или свисток) каждый играющий старается сесть на стул. Оставшийся без стула выбывает из игры, унося один из стульев. Победителю вручается приз.
Отвечай
Все играющие встают по кругу, вытянув руки вперед. Ведущий - всередине. Он старается хлопнуть кого-нибудь по руке, но это не так просто сделать, так как каждый играющий имеет право убрать руку. Хлопнув кого-нибудь по руке, водящий называет одно из слов: «зверь», «рыба», «птица» и считает до трех. Раньше чем закончить счет, играющий должен назвать зверя, рыбу или птицу. Нельзя повторять слова, названные раньше. Если не ответит, то занимает место водящего.
Не спешите
Играющие становятся полукругом, ведущий показывает им различные физкультурные движения, которые они повторяют, отставая все время от него на одно движение: когда ведущий показывает первое движение, все стоят смирно; при втором движении ведущего, участники игры повторяют его первое движение и т. д. Тог, кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
Свободное место
Выбрав ведущего, участники игры становятся по кругу спиной к центру. Ведущий бежит, огибая круг с внешней стороны, на секунду останавливается перед любым игроком, хлопает в ладоши и бежит в том же направленни. Тот, кого он вызвал, сейчас же бежит, но в обратном направлении. Задача: занять свободное место. Оставшийся без места водит.
Ловушка
Все играющие встают в три круга, взявшись за руки. Крайние идут вправо, средний круг идет влево, хлопая в ладоши. Поют песню. По сигналу (хлопок, свисток) игроки крайних кругов подают друг другу руки, стараясь захватить в капкан среднего. Захваченный встает в один из крайних кругов.
Колокольчик здесь
В центр круга выходят трое играющих: двум из них завязывают глаза, а третьему дают колокольчик. Играющий с колокольчиком время от времени звонит в него, двое других, бросаясь на звонок, стараются захватить его. Тот, кто с колокольчиком, искусно маневрируя по кругу, может создавать такие положения, когда играющие с повязками на глазах старательно выслеживают и, к общему удовольствию, ловят друг друга. Если один из преследователей поймает играющего с колокольчиком, они меняются ролями.