Игры на сплочение команды
Встаньте в круг.
«Сначала вы соберетесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете хаотично двигаться в любую сторону по всему классу, стараясь ни на кого не наступать. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, вы попробуете выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать друг друга и выстроить круг. Круг должен быть без углов, правильной формы. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды. Вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать».
По команде ведущего начинается игра, которая длится не более 5 минут. Когда участники выстроятся в «круг»и откроют глаза, ведущий обводит полученную фигуру веревочкой и просит кого-нибудь из участников нарисовать на доске фигуру, которая получилась.
Ведущий объясняет смысл игры: «Полученный результат – нарисованная фигура – напрямую зависит от сплоченности и отношений в группе. Те группы людей, которые чувствуют друг к другу полное доверие и умеют действовать согласованно, могут достаточно быстро выстроиться в правильный круг. Если же круг получился очень неровным или вовсе не получился, это значит, что члены такой группы не уверены в себе и друг в друге, и в трудных условиях не смогут результативно действовать.
Теперь, когда вы знаете смысл игры, давайте проведем ее снова, давайте проведем ее снова. Помните, что у вас есть общая цель. Действуя согласованно, вы ее достигнете. Правила игры остаются прежними».
Подводя итоги, ведущий рекомендует: «Вы можете сами поиграть в эту игру через некоторое время. Сравните свои ощущения и получившиеся фигуры. Можете ли вы вспомнить жизненные ситуации, напоминающие эту? Какие вы сделали выводы, выполняя данное задание?»
Пальцы.
Участников просят расположится по комнате так, как им нравится. Они могут усаживаться далеко друг от друга или близко, спиной или лицом друг к другу. Когда все расположились по местам, педагог дает команду о том, что ребята должны замереть. С этого момента они не имеют права менять принятого положения до окончания игры.
Задача участников в течение 15 минут, не договариваясь, выбросить одинаковое число пальцев на руках. На счет «три» каждый участник поднимает одну руку так, чтобы было видно, сколько на ней выброшено пальцев.
Упражнение считается выполненным, если все до одного выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам нельзя разговаривать, мычать, жестикулировать, одним словом, нельзя никак передавать информацию друг другу. Тем не менее, в сплоченных группах можно достигнуть консенсуса за несколько минут.
Стулья.
Эта игра подобна предыдущей.
Перед началом ведущий придумывает серию манипуляций со стулом. Например, встать, обойти стул, остановиться у его спинки, наклонить стул к себе, топнуть (хлопнуть) и вернуться в исходное положение.
Ведущий медленно показывает группе все эти движения и объявляет задание: «Ваша задача – абсолютно синхронно повторить серию данных движений всем вместе. У вас есть 10 минут на обсуждение, остальные 10 минут вы можете выполнять задание, но не произнося ни единого слова».
Как и в предыдущем задании, скорость и качество выполнения задания являются мерилом сплоченности группы.
Космическая скорость.
Материалы: мячики, шарики или подобные предметы примерно по количеству человек
Процесс:
- Группа встает в круг.
- Ведущий: "Сейчас я кину мяч первому человеку, он кинет следующему, тот третьему и так далее, пока мяч не обойдет всех и не вернется ко мне. Ваша задача запомнить, от кого вы получили мяч и кому кинули."
- "Давайте попробуем."
- Попробуйте еще раз, неожиданно подкидывая остальные шарики.
- После очередного раунда спросите группу, за какое минимальное количество времени они смогут проделать ту же операцию с одним мячом. "Кто думает, что меньше, чем за (60, 30, 20, 10, 5 секунд)?"
- Ваша задача состоит в том, чтобы этот мячик прошел по кругу в той же очередности за минимальное количество времени.
При высокой сплоченности группы мяч облетит всех за рекордно малое время.
Первооткрыватели
Материалы: воздушные шарики, нитки, цветные маркеры
- Участникам предлагается открыть “Новую Планету” - надуть как можно больше воздушных шариков за 2 минуты. Лучший результат у того, кто надул больше всего шариков – создал планет.
- Участникам предлагается “заселить” эти планеты - быстро нарисовать на шариках человечков.
Вставания.
Ведущий называет любое число. Не договариваясь, должно подняться со своих мест такое количество человек, какое число назвал ведущий.
Групповая скульптура.
Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить".
Согласованные действия
Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: - пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений - "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца - удержаться, несмотря на препятствие.
Превращения.
Упражнение возможно выполнять при высокой слаженности команды. Ведущий называет какое-то явление, которое определит действия группы. Например, ведущий говорит: «Лес!» и вся группа должна, не договариваясь мгновенно превратиться в лес: кто-то становится деревом, кто-то животными, кто-то завывает как ветер и т.д. Или ведущий говорит: «Аэропорт », тогда кто-то становится самолетом, кто-то пассажиром кто-то чемоданом. Можно называть явления природы или абстрактные понятия при высоком интеллектуальном и групповом развитии участников.
Как все.
Не договариваясь нужно написать на листке бумаги один и тот же день недели (блюдо, цвет и т.п.). Задача - не разминуться с другими.
Ручеек.
Очень объединяющее упражнение. Одной группе участников завязывают глаза, а другая группа встает в две шеренги, образуя “коридор”. Один из участников с завязанными глазами проходит по образовавшемуся коридору - его трогают за руки, касаются разных частей тела, так, что человек проходит в потоке рук, и руки здороваются и прощаются с участником. Он встает в конец шеренги, а по коридору проходят другие участники.
Кулак, палец, ладонь.
Все участники становятся в круг. Им предлагается, не договариваясь, на счет три выкинуть кулак, большой палец вверх или ладонь. Всей группе нужно выбросить одно и то же.
Счетная машинка.
«Сейчас мы встанем в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали», все закрываем глаза, опускаем головы и пытаемся досчитать от одного до, например, десяти (если участников 10). Условие игры таково: один человек может назвать только одну цифру, но следующим по счету не должен быть его сосед.
Если два голоса скажут, например, «четыре», игра начинается заново. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но переговариваться нельзя».
Переключатели.
Участники группы становятся произвольно в комнате. Ведущий считает: “Раз, два, три!” На счет “три” все участники должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание надо молча, не договариваясь друг с другом.
Телепатия.
Это упражнение позволяет команде проверить, насколько они способны понимать друг друга без слов. Одного из участников просят показать (не вербально) какое-либо понятие, например, «свет», или «тишина» и т.д., остальная команда по его жестам должна за 10 секунд понять, что имелось в виду.
Узелки.
Попросите участников встать в круг. Затем все протягивают вперед правую руку и берут любого другого участника (кроме соседа!) за руку. Потом левую – и то же самое. Так образуются «узелки», которые нужно будет распутать. Но для начала проверьте, нет ли замкнутых кругов. Пусть один участник пустит сигнал (рукопожатие), и каждый, кто получает сигнал, передает его дальше. Если первый участник получил сигнал назад, значит, все правильно – можно играть. Это упражнение дает возможность телесного контакта участников и способствует сближению и сплочению группы.
Унисон.
Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, начинают напевать закрытым ртом какую-либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего звучания, то есть пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда организуется общий хор, тянущий одну ноту.
Ты!
Если участники немного устали, можно предложить разрядку в виде следующего упражнения. Дается одна минута чтобы подумать и решить, кто из присутствующих больше всех нуждается в поддержке. И помедлив минуту, по команде ведущего, нужно указать на этого человека пальцем и крикнуть: «Ты!» Это упражнение очень диагностично в понимании групповых процессов.
Сбор сведений
Это упражнение дает возможность участникам убедиться в ценности групповой работы. Ведущий заранее готовит такие вопросы, ответы на которые может знать только один из присутствующих. Задача группы ответить на все вопросы. Сначала дается индивидуальная попытка, а затем – групповая. Если нет возможности подобрать такие вопросы заранее, можно просто составить список вопросов или задач с вероятностью, что с привлечением сил всех членов группы решение будет более полным.
Горячая стена.
Ставишь детей на одну сторону перед ними веревка на уровне метра и вот им все надо перебраться на другую сторону, но не под веревкой а сверху. Они будут решать кого перекинут первым, будут помогать друг другу переделать и т д. Очень классная игра и помогает детям начать общаться и выявляет лидеров.
Дождик
Всё будет зависеть от того как вы преподнесёте! Все встают в круг, в круг садятся по очереди человек 5-10 в зависимости от числа стоящих вокруг Кто внутри круга - закрывают глаза Кто снаружи, по спирали начинают движения в таком порядке(потирания ладошек, щелчки, хлопки руками по коленям/ляжкам, топот) То есть сначала ни кто не двигается, потом постепенно все трут ладошками, потом из потирания ладошками постепенно всё переходит в щелчки и так далее Либо обычный орлятский дождик можно сделать Ощущения когда внутри круга - офигенные
На поле футбольном колышиться флаг:
Кричите вместе: на поле футболтном колышиться флаг, играют команды (правая сторона)- зениииит, (левая сторона)- спартааааак. (Ведущий поднимает руку-призыв к действию, нужно не громко издовать звук уууу можно хлопать и топать) когда рука резка сжимается в кулаке либо опускается все должны замолчать. С чей стороны был последний звук тот выиграл тайм, мы играли до трех, проигравшие уберали акт зал.
Аэропорт:
это игра для того, чтобы ребята сплотились (подходит для детей от 10 до 16 лет). Выбираем группу из пяти человек и просим их выйти. Остальные ребята остаются в помещении. Нужно им рассказать следующую историю: " Представьте, что те пятеро ребят, которые вышли, приехали из долгой командировки, они отсутствовали 2 года. Вам нужно их встретить в аэропорту. Представьте, как сильно вы их ждали". Затем 5 детей заходят и все начинают их встречать, обнимать, расспрашивать, как дела. Очень хорошо сближает коллектив в первые дни.
Что? А?
Все дети садятся в круг. У каждого свой предмет в руках (у кого-то книга, у кого-то очки, главное, чтобы предметы были разными). Задача: передавать ВЕРНУЮ информацию своему соседу справа. Что делаем: все одновременно поднимают предмет и громко называют его (каждый называет свой предмет). После, каждый поворачивается к своему соседу слева и спрашивает "Что?", затем все поворачиваются к соседу слева и называют предмет у себя в руках. Так по три раза в каждую сторону. Затем все меняются предметами (одновременно все передают свой предмет соседу справа). Все снова называют предмет, который оказывается у него в руках. Так проходит целый круг.