Игры на развитие познавательных процессов младших

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

1. «Будь внимателен!» - развитие устойчивости и переключения внимания. Детям в случайном порядке даются команды, на которые они должны реагировать строго определенным образом. Например, «Карлики!» - дети приседают, «Великаны!» - поднимаются на носочки. Или: «Ива!» - ноги на ширине плеч, руки опущены, голова наклонена к плечу, «Тополь!» - ноги вместе, руки подняты вверх, голова запрокинута назад. Игру можно постоянно разнообразить, что позволит избежать снижения детского интереса. Так, команды можно подавать словами, звуковыми сигналами (звуки верхнего и нижнего регистра), хлопками (1-2-3 хлопка) и т.д. Количество команд также можно варьировать в зависимости от возраста и состояния ребенка, развитости его внимания.

Разновидности игры: «Четыре стихии» (можно играть сидя): «Земля» – руки вниз, «Вода» – руки вперед, «Воздух» – руки вверх, «Огонь» – руки вращаются в локтевых суставах. «Зоопарк»: «Заяц» – прыжки на месте, «Лошадь» – ударить ногой о пол, «Рак» – движение назад, «Птицы» – взмахи руками, «Аист» – постоять на одной ноге, «Лягушка» – присесть и т.д. Можно усложнить игру, если ведущий будет не только подавать команды, но и сам выполнять их, иногда намеренно ошибаясь.

2. «Чудесные превращения» – развитие внимания, воображения, снятие скованности. Ведущий выполняет роль волшебника, превращающего детей в различные предметы, растения, животных. Команды подаются неожиданно, в случайном порядке. Задача детей – быстро сориентироваться в новой ситуации и сыграть превращение.

3. «День – ночь» - развитие внимания, произвольности. Выбирается сова, которая садится в «гнездо» (на стул) и спит. День – дети прыгают, ходят, сова спит. Ночь – дети замирают, т.к. на охоту выходит сова. Кто пошевелится или рассмеется – выходит из игры.

4. «Пишущая машинка» - развитие внимания (для владеющих навыками чтения). Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет слово. Затем дети хлопают в ладоши или приседают в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Слова нужно подбирать так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре. Когда игра будет освоена, можно присвоить детям по 2-3 буквы и «печатать» целые тексты.

5. «Работа с текстом» – развитие внимания. Ребенку предлагается в течение определенного времени (не более 5 минут) находить и зачеркивать в тексте определенную букву. Со временем задание усложняется: в течение минуты ребенок зачеркивает одну букву, затем другую и так чередует до окончания времени. Можно зачеркивать сразу две буквы, но разными способами. Рекомендуется проводить ежедневно.

6. «Заблудившийся рассказчик» – развитие концентрации и устойчивости внимания. Ведущий рассказывает известную детям сказку, иногда намеренно ошибаясь, путая имена, заменяя героев. Дети внимательно слушают, услышав ошибку, хлопают в ладоши.

7. «Внимательные и мешающие» – развитие концентрации и устойчивости внимания. Дети делятся на две группы. Задача одних – считать вслух до десяти и обратно. Задача второй группы – отвлекать «внимательных», разговаривая с ними, рассказывая анекдоты, гримасничая, но не прикасаясь к ним. Затем группы меняются.

8. «Слушай команду!» – развитие способности к сосредоточению. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду на выполнение какого-либо спокойного действия (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т.п.). Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

1. «Ритм» - развитие моторно-слуховой памяти.

Взрослый карандашом по столу простукивает определенный ритм (коротко и четко). Ребенок пытается повторить.

2. «Зарядка» - развитие внимания и моторно-слуховой памяти. Ведущий показывает 3-4 последовательных действия, которые дети должны повторить, сначала в прямом, затем в обратном порядке. Примеры движений: Присесть – встать – поднять руки – опустить руки. Поднять руки ладонями вверх – повернуть ладони вниз – развести руки в стороны - опустить руки. Когда игра освоена, ведущий может просто называть действия, но не показывать их.

3. «Запомни место» - развитие пространственной памяти. Каждому ребенку отводится в комнате свое место. Все собираются около ведущего и по его команде «Место!» разбегаются по своим местам. Можно усложнить игру, предложив детям запомнить не только место, но и определенную позу.

4. «Музей восковых фигур» - развитие наблюдательности и памяти. Из группы детей выбирается один водящий и несколько «фигур». «Фигуры» на некоторое время застывают в придуманных ими позах. Задача водящего – запомнить и затем повторить их. Остальные дети – «зрители» – следят за правильностью воспроизведения и при необходимости исправляют водящего.

5. «Художник» - развитие внимания и памяти. Дети разбиваются по парам: художник – заказчик портрета. Художник внимательно смотрит на заказчика (1,5-2 мин), затем отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка. Затем дети меняются местами. При затруднении можно помочь детям вопросами: «Какие у него волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что он одет?».

6. «Зеркала». Водящий как бы входит в комнату, где много зеркал. Он делает какое-то движение, а остальные дети – «зеркала» – тут же его повторяют. Постепенно время между показом движения и его повторением увеличивается.

7. «Военный отряд» - развитие памяти, организаторских и коммуникативных способностей. Выбираются «разведчик» и «командир». Остальные дети – отряд. В комнате создается как можно больше различных препятствий, хаотично расставляются стулья. «Разведчик» проходит по комнате, преодолевая препятствия, обходя, переступая, перепрыгивая их. «Командир» внимательно наблюдает за действиями «разведчика», затем проводит отряд тем же путем.

8. «Разведчик» - развитие внимания и памяти. Дети встают в круг. «Разведчик» внимательно смотрит на всех и старается запомнить, затем выходит из комнаты или отворачивается. Дети что-нибудь меняют в своей внешности. Задача «разведчика» - найти все изменения.

9. «Испорченный телефон» - развитие памяти и умения слушать других. Дети делятся на две команды. Первая – зрители, оценивающие выполнение задания. Все члены второй команды выходят. Остается только капитан. Ему сообщается информация в виде небольшого рассказа. Он должен постараться запомнить и передать ее следующему игроку. Затем капитан присоединяется к зрителям, а второй игрок сообщает следующему ребенку все, что запомнил. В конце игры сравнивается оригинальный рассказ и то, что запомнил последний ребенок. Команды меняются местами.

10. «Перечисли предметы» – развитие наблюдательности и смысловой памяти. Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов из одежды, и придумывается история про них. Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит: «Правильно!», после неправильного - «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ И САМОКОНТРОЛЯ

1. «Флажок» – преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля. Звучит музыка (лучше маршевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д.

2. «Запретный номер» – развитие самоконтроля, самодисциплины, закрепление навыков счета. Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают вкруг и по часовой стрелке считают по очереди; 1, 2, 3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Можно выбрать 2-3 цифры. Вариант игры: выбирается «запретное действие», например, приседание, и ведущий. Дети повторяют за ведущим все действия, кроме запретного.

3. «Волшебное слово» – развитие произвольности, самоконтроля и внимания. Ведущий показывает то или иное действие и просит повторить за ним (поднять руку, присесть, покружиться и т.д.). Дети повторяют только ту просьбу, которая сопровождается волшебным словом «Пожалуйста!». В противном случае дети остаются неподвижными. «Волшебное слово» произносится в случайном порядке, через 1-5 движений.

4. «Не зевай!» – развитие внимания и самоконтроля. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч или воздушный шарик. Он подкидывает его и называет имя кого-нибудь из группы. Тот, чье имя назвали, быстро подбегает и хватает мяч. Вновь подбрасывает его и называет следующее имя. Кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем». Необходимо следить, чтобы дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участвовать все ребята.

5. «Лисонька, ты где?» – развитие произвольности. Дети становятся полукругом, отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка. Это означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные – зайцы. По сигналу все открывают глаза. Ведущий зовет: «Лисонька, ты где?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.


КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ

1. «Поссорились два петушка» – развитие раскованности. Звучит веселая музыка (желательно, А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными.

2. «Погремушки» – развитие раскованности. Дети садятся на пол, и каждый берет в руку воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку, говорящую куклу и т.д. Все превращаются в малышей и начинают озвучивать свои игрушки. Задача заключается в том, чтобы добраться, доползти, как младенец, до своего соседа и «обменяться» игрушками, т.е. точно воспроизвести новое звучание. Желательно, чтобы дети «поиграли» во все игрушки.

3. «Иголка и нитка» – развитие коммуникативных и организаторских способностей. Из группы детей выбирается водящий, он играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то следует предложить роль «иголки» ему.

4. «Дракон кусает свой хвост» – снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Дети встают друг за другом, крепко держась за плечи впередистоящего. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Нужно следить, чтобы дети не отпускали друг друга. Роли «головы дракона» и «хвоста» выполняют все желающие.

5. «Скучно, скучно так сидеть» – развитие раскованности, тренировка самоорганизации. Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?

Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Не разрешается начинать бег раньше, чем закончится стишок, и спихивать друг друга со стульев. Нарушивший правила также выбывает из игры.

6. «Кто за кем?» – снижение возбужденности. В комнате расставлены стулья и звучит спокойная музыка (например, Л.Ферро «Гавот» или И.С.Бах «Инвенция»). Ведущий называет чье-нибудь имя, ребенок начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. Другие дети - стоят в стороне и смотрят. Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока па стулья не сядут все дети.

7. Этюды на выражение эмоций – развитие выразительности движений, коммуникативных способностей.

7.1 «Я не знаю!». Ведущий выбирает Незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают Незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками, пожимает плечами: «не знаю», «ничего не видел». Выразительные движения: поднятие бровей, опускание, уголков губ, поднятие плеч, разведение руками и т.д.

7.2 «Сосредоточенность». Ведущий задает ситуацию: «Вы командиры, перед вами карта, которую вы внимательно изучаете». Выразительные движения: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательный палец движется по «карте».

7.3 «Раздумье». Один из детей – грибник, другие – деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и понимает, что заблудился. Он останавливается и пытается вспомнить дорогу назад. Выразительные движения: взгляд перед собой, почесывание головы.

7.4 «Любопытство». Один из детей берет сумку и идет по комнате, остальные движутся за ним, показывая, что их интересует, что лежит в сумке. У ведущего «звонит телефон», он просит кого-нибудь подержать сумку. «Счастливчик» открывает ее. Остальные смотрят со стороны. Выразительные движения: вытягивание шеи, наклон туловища в направлении интересующего предмета.

7.5 «Возьми и передай». Дети по кругу передают друг другу воображаемые предметы: тяжелый чемодан, горячая картошка, маленький котенок, хрупкая ваза и т.д.

8. Снятие страхов.

8.1. Страх перед сказочным персонажем. Сначала детям предлагается самим нарисовать страшного персонажа, затем сыграть битву с ним. Например, на сказочный город нападает Змей-Горыныч. Он ранит стражников, крадет царевну. Иван-царевич, роль которого играет боящийся ребенок, идет сражаться со злодеем и побеждает его. Все радуются, кричат «ура» и хлопают в ладоши. После игры обсуждается, что чувствовал каждый ребенок. Показывается, что не надо бояться сказочных персонажей.

8.2. Страх перед темнотой. Ребенок, боящийся темноты, сажается посреди ярко освещенной комнаты в присутствии других детей на 5-7 мин. Он представляет, что один. Дети рисуют или играют в спокойную игру. Затем на 3-5 мин. ребенок входит с взрослым в темную комнату. Он – робкий цыпленок в темной норе. Во второй раз ребенок заходит в комнату, представляя себя смелым утенком. Наконец, ребенок на 2-3 минуты заходит в темную комнату один. По сигналу он должен выбежать оттуда, имитируя какой-нибудь звук: крик совы, курицы, собаки и т.д. Последний этап – дети раскладывают в комнате свои игрушки и запоминают места, куда они их положили. Свет выключается, и дети должны найти и взять свои вещи.

8.3. Страх перед школой. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-нибудь животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью. Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя: «Здравствуйте, Звери! Кто выучил домашнее задание?». Затем начинает свою работу школа для людей. Если раньше допускались различные «звериные» ситуации, то во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей играет роль учителя. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру. «Учитель обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.

8.4. «Нарисуй свой страх». Дети рисуют свои страхи, рисунки затем обсуждаются.

8.5. «Сочинение историй». Дети по очереди сочиняют и рассказывают «страшные» истории. Ребенок рассказывает свою историю, затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком. Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». Но часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий - третье и т.п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

8.6. «Кляксы – снятие тревожности, агрессии, развитие воображения. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист краски и сложить лист пополам так, чтобы «клякса» отпечаталась на его второй половине. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса». Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти). Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении). Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.

9. «Чудо-юдо из яйца» – снятие скованности, развитие основных эмоций. Дети садятся на корточки – это яйца, из которых постепенно вылупляются фантастические существа. Они разбивают скорлупку и начинают скакать, прыгать, ползать или ходить задом наперед. Они изучают окружающий мир, ищут себе пищу, общаются. Ведущий задает характеры: миролюбивый, дружелюбный, агрессивный, плаксивый.


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

1. «Ну-ка, отгадай! – развитие мышления и речи. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети работают по очереди, например: сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?», – первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да»; затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?», – второй ребенок их первой подгруппы отвечает: «Да» и т.д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями. Следует предлагать детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это - человек?» и т.п. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали. Рекомендуется загадывать известные всем предметы.

2. «Картинки – загадки» – развитие мышления и речи. Водящий получает у психолога картинку с изображением какого-либо предмета. Не показывая карточку остальным, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Можно разделить детей на группы. Тогда дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на их картинке, не показывая ее. Ребенок из второй группы, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону. Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. Затем роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

3. «Ассоциации» – развитие воображения и мышления. Учитель загадывает предмет или явление и говорит его водящему, который должен постараться описать загаданное остальным детям без слов, с помощью мимики и пантомимики. Отгадавший становится новым водящим.

4. «Угадай, что я делаю» – развитие воображения, сообразительности. Ребенок-ведущий занимает определенную позу, остальные дети пытаются отгадать, что он делает. Варианты поз: стоять с поднятой рукой (кладет книгу на полку, достает конфеты из вазы в шкафу, вешает одежду, украшает елку), стоять на коленях (ищет что-то под столом, моет пол, наблюдает за жуком), сидеть на корточках (кормит котенка, рисует мелом), наклониться вперед (завязывает шнурок, поднимает упавшую вещь, срывает цветок).

5. «Превращение предмета» – развитие воображения, творческого мышления. Дети по кругу передают какой-либо предмет. Каждый действует с ним по-своему, оправдывая его новое предназначение. Например, карандаш в процессе игры может превратиться в ключ (ребенок показывает, как открывает дверь), в отвертку, в ложку, в градусник и т.д.

7. «Определи игрушку» – развитие смысловой памяти и мышления. Каждый ребенок приносит на игру какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На З-5 мин. он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Затем все игрушки, в том числе и игрушка - игровой персонаж, расставляются на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

8. «Четвертый лишний» – развитие анализа, синтеза и классификации. Дети делятся на две группы. Первая группа под руководством взрослого выбирает из игрушек или картинок 4, три из которых можно отнести к одному классу, а одну – к другому. Вторая группа должна определить, что лишнее. Впоследствии можно заменить игрушки и картинки на слова для развития вербального мышления.

9. «Сочини предложение – развитие мышления, воображения и речи. Учитель предлагает группе две карточки из детского лото, на которых изображены предметы или просто называет два слова. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия задуманных предметов. Затем показываются или называются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. Следует стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. Если дети легко справляются с придумыванием предложений, в следующий раз можно предложить им 3 и более предметов.

10. «Противоположность» – развитие мышления и речи. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы): «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

11. «Найди связь» – развитие мыслительных ассоциативных связей. Ведущий называет два предмета или показывает карточки с их изображением. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, дается два слова: «гусь» и «дерево». «Переходным мостиком» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т.п.

12. «Пословицы – развитие мышления и речи. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь - дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее поедешь», «Это значит - нельзя спешить». А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».