Игры на меткость

X da8f8175e3m.jpg

Большинство игр подобного рода имеют "военную окраску" и проводится с инвентарем, имитирующим оружие или охотничьи принадлежности. В таких играх необходимо поразить или игрока команды соперника, или определенную мишень.

Стоит отметить, что в этом разделе приведены исключительно игры на меткость.


Альчики

Инвентарь: для игры необходимы альчики – овечьи или козьи суставные кости (астрагалы).В качестве битка используют коровий астрагал Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 3-4. Вид: индивидуальная. Развивает: меткость. Колмыкская народная игра. Игроки выстраивают из альчиков один ряд так, чтобы образовалась линия длиной не меньше метра, и отходят от этого места на 10—15 м. Оттуда бросаются битки с таким расчетом, чтобы выбить альчик из ряда на расстояние шага. Бросают по очереди. При удачном броске бросают еще раз. Выбивший три альчика подряд, считается победителем и забирает либо все кости, поставленные в кон, либо те, которые сумел выбить.


Банки (дворовый вариант городков)

Инвентарь: биты (для каждого игрока своя), банка-мишень, игровая разметка Место проведения: открытая площадка, двор Минимальное количество игроков: 4 Вид: с водящим Развивает: ловкость, координацию, глазомер В качестве биты использовались черенки от хоккейных клюшек или лопат. Иногда биты делались из дерева самостоятельно. Игра существовала в нескольких разновидностях которые различались по терминологии или деталям правил. На Украине она часто называлась "пекарь", а в Прибалтике "повар". На земле чертился круг диаметром в 2-3 метра, в котором устанавливались несколько пустых жестяных банок (одна на другую) в качестве мишени. На некотором расстоянии от круга на земле чертились линии-уровни. Их количество варьировалось от трех и выше. Конечной целью игры было пройти по всем уровням быстрее остальных. Перед игрой выбирался водящий, в задачу которого входило собирание и расстановка сбитых игроками банок и так же их охрана. Определялся водящий так: все игроки должны были сделать бросок биты с ноги, то есть одним концом бита ставилась на носок ноги, за другой придерживалась рукой и кидалась махом ноги. У кого бита упала ближе всех к линии броска тот и водил. Игра включала в себя два этапа.

  • Городки. Задачей игроков было поочередными бросками биты выбить из круга одну или несколько банок. От результата броска зависело продвижение игрока по линиям-уровням. За разные виды попадания игроку могли даваться премии, за промахи накладываться штраф. Само продвижение по уровням часто в игре выражалось в присвоении званий. Обычно использовались воинские звания (салага-рядовой-сержант-лейтенант и так до генералиссимуса или маршала) или карточные (валет-дама-король-туз). Бывали и смешанные или оригинальные ранги. Игрок, выбивший банку, продвигался на один уровень вперед и бросал биту в следующий раз с уже более близкого расстояния. (В некоторых вариациях наоборот, все броски делались сначала с самой ближней к банке линии, и расстояние увеличивалось с ростом ранга игрока). Иногда для продвижения надо было набрать определенное количество очков (то есть выбить определенное количество банок или сделать это особым способом, например прямым попаданием биты). Сам способ броска варьировался от ранга игрока, бросать нужно было или "копьем" или произвольно или стоя к цели спиной (бита бросалась между ног) и т.д.
  • Салки. Если бросок был удачным, то играющий беспрепятственно мог подобрать свою биту. В случае промаха водящий имел право осалить игрока, пытающегося ее подобрать. Причем делал он это касанием (иногда ударом) своей биты. "Зона поражения" игрока зависела опять же от его ранга. Чем ниже ранг, тем обширнее она была. Игрок старшего звания был неприкасаем и мог беспрепятственно подбирать биту. Если водящий осаливал игрока и после этого выбивал банку, то осаленный игрок становился водящим.

В игре присутствовал постоянный контакт игроков (точнее игроков и биты водящего), иногда достаточно жесткий, так что синяки считались нормой.


Горный козел

Инвентарь: размеченная площадка. Мячи, по количеству водящих. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6. Вид: с водящим. Развивает: меткость, ловкость. Таджикская народная игра. На земле очерчивается большая площадка, Два человека выбираются охотниками, остальные игроки становятся горными козлами. Горные козлы перемещаются по всей площадке. По сигналу охотники гонятся за ними, стараясь попасть в них мячами. Осаленный садится на землю, к нему подбегает охотник и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман. После того, как все козлы пойманы, выбираются другие охотники и игра возобновляется.


Сифак

Инвентарь: тряпка для вытирания мела с доски. Место проведения: классная комната. Минимальное количество игроков: 3. Вид: с водящим. Развивает: меткость, ловкость. Игра школьных перемен. Необходимо попасть тряпкой в другого игрока. Тот, в кого попали, считался "сифаком" и становился водящим, то есть пытался попасть тряпкой в кого-то другого. Попадание тряпки обычно пачкало форму мелом, что давало дополнительный стимул игрокам уворачиваться, а водящему попадать.


Игры с инвентарем, имитирующим оружие или охотничьи принадлежности

Танки

Инвентарь: снежки, макеты танков, изготовленные из снега. Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: меткость, тактические навыки. Из плотного снега руками вытачивались прямоугольные бруски, размером с приличную книгу – корпуса танков. Сверху приделывалась башня из снега с пушкой-веткой. Можно было приделывать бензобаки и прочие мелкие детали. Каждый "тюнинговал" свои танки на личный вкус. Обычно все делали по 3-5 танков. Потом игроки расходились со своими танками на достаточное расстояние и начинали поочередно кидать снежки в танки противника. Обычно каждый имел право кинуть столько снежков за раз, сколько танков у него было. Если танк выдерживал попадание снежка не получая значительных повреждений, то он оставался в игре, так что имелся смысл уделять изготовлению "бронетехники" особое внимание. Играли до тех пор, пока танки не оставались только у одного из игроков.


Брызгалка

Инвентарь: бутылка с отверстием в крышке наполненная водой. Место проведения: открытая площадка, нежилое помещение. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная, командная. Развивает: тактические навыки.Исключительно летний вид "войнушки", особенно подходящий для знойной погоды. Сейчас для игры применяются водяные пистолеты, стреляющие струей воды, а раньше "брызгалки" изготавливали для себя сами. Бралась бутылка емкостью до 1 литра, из легкосжимаемого пластика (страшный дефицит, в "доперестроечные" времена. Не мало маминых шампуней было слито в кружку, что бы освободить вожделенную тару). В крышке бутылки проделывалось небольшое отверстие, в которое плотно вставлялась трубка. Обычно использовали часть стандартной шариковой ручки. Бутылка заливалась водой и все – "брызгалка" готова.Иногда игроки делятся на две команды и "воюют" по каким-либо правилам, Например игрок, пораженный струей воды, временно покидает игру. Обычно проигравшая команда отправляется за новым запасом воды для всех игроков.Играть можно и без правил и вообще – "каждый сам за себя", стремясь как можно сильнее намочить остальных. В солнечный летний день такая игра самое веселое средство для борьбы с жарой.


Трубки-плевалки

Инвентарь: стеклянная или пластиковая трубка с диаметром отверстия от 2 мм. Место проведения: любое помещение или открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная, командная. Развивает: меткость. До предела милитаризированная игра, бывшая любимым развлечением советских школьников на переменах или прямо на уроках.Для игры использовались тонкие трубки, которые играли роль духовых ружей. В качестве боеприпасов использовали кусочки пластилина, жеваной бумаги, реже пшено или прочие крупы. Идеальный выстрел получался горошиной, но трубки такого калибра было чрезвычайно сложно найти, да и сам горох далеко не всегда был в продаже.Применяли стеклянные трубки, которые удавалось стащить в химическом кабинете, и начинали перестрелку, пока шла перемена или учитель писал что-то на доске. Последнее каралось особо строго, так как при "выстреле" трубка издавала характерный и достаточно громкий звук, и перестрелка (вернее "переплевка") редко оставалась незамеченным преподавателем. Попадание, в лицо при стрельбе пластилином было довольно болезненным, а пережеванной промокашкой неприятным само по себе. Так что смыслом игры было просто попасть в соперника так, что бы он вскрикнул, или ему пришлось, морщась, утираться.


Самострел

Инвентарь: самострел с запасом метательных снарядов. Место проведения: площадка, двор. Минимальное количество игроков: 6. Вид: индивидуальная, командная. Развивает: меткость. Конструкции самострелов разнообразны. Наиболее часто употребляются два варианта. На конец пластиковой или металлической трубки надевается резиновый напалечник и плотно крепится пластырем или веревкой. Перед выстрелом в трубку вкладывается подходящий по размерам снаряд (например, небольшой камешек), и оттягивается вместе с напалечником, при отпускании которого происходит выстрел – снаряд вылетает из трубки. В другом варианте самострела, на короткую дощечку (длиной см. в 30), за оба конца крепиться обычная бельевая резинка и бельевая прищепка, служащая спусковым механизмом. Перед выстрелом снаряд с оттянутой резинкой зажимается прищепкой, а для выстрела необходимо нажать на прищепку. Небольшая скорость вылета позволяет использовать такие самострелы для перестрелок.


Рогатка

Инвентарь: рогатка с запасом метательных снарядов. Место проведения: открытая площадка, двор, лес. Минимальное количество игроков: 1. Вид: индивидуальная. Развивает: меткость. Самое серьезное оружие из всего детского игрового инвентаря. Не стоит недооценивать ее боевые характеристики. Скорость вылета камня у хорошо сделанной рогатки превышает скорость вылета снаряда пращи и лука, а попадание в человека (не говоря о мелких животных) может серьезно травмировать или убить. Рогатку изготавливают из Y-подобной ветки и толстой резинки-жгута. На резинку надевается "кожеток" кусочек кожи, который служит для удержания снарядов перед выстрелом. Снарядом являются стальные шарики от подшипника, крупная дробь, круглые камушки, высушенные глиняные шарики и т.д. Перестрелка из рогаток занятие опасное, по этому для стрельбы выбираются какие-либо мишени – банки, бутылки и т.д. Прицельная дальность выстрела составляет 20-30 м, а максимальная дальность полета снаряда до 400м, для наиболее мощных образцов, хотя обычно не превышает 50-70м. Еще одна вариация рогатки – шпоночная рогатка. "Кожеток" в ее конструкцию не входит, и используется не толстая медицинская, а тонкая авиамодельная резина. Снарядом служат U-образные куски толстой проволоки – "шпонки". Шпоночная рогатка легче и меньше обычной, и имеет один существенный недостаток – траекторию полета снаряда при стрельбе больше чем на 3-5 метров предсказать сложно, его часто "уводит" в сторону.


Летние снежки

Инвентарь: некрупные недозрелые яблоки. Место проведения: открытая площадка, двор. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная, командная. Развивает: меткость, тактические навыки, ловкость. Так как вместо снежков использовались недозрелые яблоки (размером со среднюю редиску), то играли в основном в июне. Делились на две команды: "сторожа" и "бандиты". Сторожа охраняли какую-либо территорию, а в задачу бандитов входило ее захватить. Боевое столкновение имитировали, швыряя друг в друга яблоками. Попадание в какую-либо конечность полностью выводило ее из строя. Попадание в корпус или голову "убивало" игрока. Иногда в игру включали и "холодное оружие" – деревянные шпаги и сабли, сделанные из веток и с эфесами из толстой проволоки.


Стрельба в цель с кружением

Инвентарь: мишень, столбик, мяч (для подростков – лук) Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: координацию, меткость. Якутская народная игра. На дереве подвешивается картонный или берестяной диск, диаметром в 20-25 см. В 3-5 метрах от него в землю вкапывается столбик. Играющий должен несколько раз обежать вокруг столбика и поразить мячом висящую мишень. Победителем считают того, кто поразил цель, обежав вокруг колышка большее число раз.


Охота на оленей

Инвентарь: санки с закрепленными рогами, имитирующие оленя, арканы по числу играющих. Место проведения: открытая площадка, желательно с пологой горкой. Минимальное количество игроков: 3. Вид: индивидуальная. Развивает: меткость, специфические охотничьи навыки. Игра республики Коми. Один из играющих толкает санки с пологой горки, остальные пытаются набросить арканы на "оленя". Выигрывает тот, кому удалось это сделать большее число раз.