Игровые формы детской работы

7fghfm.jpg
6sfdgdm.jpg
07-812m.jpg

Чем интересней, увлекательней дела, которыми занимаются дети в звеньях и отрядах, чем больше отвечают эти дела потребностям и запросам самих ребят, тем плодотворней будут их усилия. Для воспитателя заинтересовать, увлечь детей работой — значит обеспечить успешность ее выполнения. Но как заинтересовать? Чем увлечь? Всякий раз эти вопросы возникают перед вожатым, и как трудно порой ответить на них, найти правильное практическое решение!

Заглянем, однако, в копилку детского опыта, и мы увидим, что многие отрядные и звеньевые дела выполняются детьми с большей охотой и с повышенным интересом, когда они облечены в занимательную игровую форму. Возможности же здесь поистине безграничны. Попытаемся доказать это на нескольких конкретных примерах: 1. Отряд готовит подарок — гербарий полевых и лесных цветов. С этой целью проводится загородная прогулка, во время которой дети будут собирать цветы. Разумеется, вожатый хочет, чтобы эта работа была возможно более плодотворной и чтобы она увлекла всех ребят, — ведь речь идет об отрядном задании!

Не поможет ли вожатому и здесь игра? И он устраивает конкурс на лучшего сборщика цветов, затевая игру в «цветочных чемпионов». Ими будут те, в чьих букетах окажется больше редких цветов, а «редким» по условиям игры считается цветок, которого не окажется в других букетах. Игровое задание заставит каждого более внимательно присматриваться к окружающему его миру растений, обращать внимание не только на крупные и яркие цветы, но и на мелкие, невзрачные на вид; они хоть и не украсят букета, но зато приведут к победе в этом соревновании, а вместе с тем пополнят и гербарий. Игра закончена, выявлены победители. Приятно заслужить звание чемпиона, хотя бы и «цветочного».

А попутно собрано много самых разнообразных цветов, лучшие экземпляры которых пойдут в коллекцию. Да к тому же ребята узнали много нового о цветах, узнали, как называются многие из тех порой незаметных цветков, на которые не всегда обратишь внимание. 2. Всем, вероятно, знакомы комические игры-аттракционы, в которых играющему предлагается поразить невидимую мишень. Предположим, что мишенью служит футбольный мяч, положенный к ногам играющего. Чтобы мишень стала «невидимой», играющему завязывают глаза. Затем ему предлагают выполнить несколько простейших строевых упражнений: повернуться кругом, сделать 5 — 6 шагов вперед, снова повернуться кругом и снова сделать столько же шагов в обратном направлении, после чего ударить ногой по мячу. Казалось бы, задание очень простое, однако чаще всего играющий ударяет ногой мимо мяча. Почему так происходит?

Да потому, что успешно выполнить это нехитрое упражнение удается лишь тому, кто делает точные повороты и одинаковые по длине шаги. Но игра — это состязание, и каждый участник игры заинтересован в том, чтобы стать в этом состязании победителем, поэтому он старается делать точные повороты и размеренные шаги. А разве не к этой же цели стремится вожатый, проводя с детьми строевые занятия, обучая их делать правильные повороты? Но строевые занятия ребятам скоро наскучат, а игра всегда интересна; поэтому, когда это возможно, занятие всегда полезней для дела проводить в виде игры. К тому же игры с теми же типичными действиями (точный поворот, размеренный шаг) можно чередовать, разнообразить их.

Так, например, удар ногой по мячу, не меняя структуры игры, можно заменить ударом палкой. В аналогичном по типу аттракционе «Орежь приз!» игрок должен, вернувшись к исходному пункту, срезать одним движением ножниц подвешенный на ниточке грузик — «приз». Существуют и другие варианты. А рабочее назначение их одно: способствовать тренировке навыков, о которых говорилось выше. 3. Предположим, что звено должно заняться работой с картой и компасом.

Несложные задания выполняются сначала на карте, а потом и на «местности»: определить, в каком направлении находятся шкаф, дверь, окно. Из комнаты можно перейти на школьный двор и продолжить опыты, но все же однообразие этих упражнений скоро наскучит, и тогда интерес к занятию начнет остывать. Не лучше ли облечь тренировку в форму игры? Вожатый может подсказать ее сюжетный стержень, например поиски спрятанного предмета. Занятие продолжается, но оно приняло иную, игровую форму. Играя, дети продолжают незаметно для себя отрабатывать практический навык работы с компасом, навык ориентирования на местности. А какой простор для применения игры в занятиях физкультурой! Составной частью многих подвижных игр являются бег, прыжки, различные виды метания, различные способы владения мячом и т. д. Такие игры могут заменить обычные тренировки, а также упражнения для начинающих футболистов, волейболистов, лыжников.

Отсюда возникает одна из практических задач отряда: способствовать повышению успеваемости детей. В разных отрядах это достигается, как мы знаем, различными средствами: проводятся беседы, организуются предметные кружки, устраиваются вечера занимательной науки и т. д. Среди этих форм работы отряда далеко не последнее место занимают познавательные игры. Они многочисленны и разнообразны: игры с догадками, игры-головоломки, игры-викторины, в том числе театрализованные и настольные — географические, математические, литературные, исторические и другие, участники которых не только упражняют свою смекалку, но и соревнуются, кто больше знает, кто лучше помнит. В стремлении одержать победу в такой игре невольно освежишь в памяти все, что учил, о чем читал, что видел в кино или в театре, лишний раз заглянешь в старый учебник, в энциклопедический словарь, раскроешь географический атлас. И какой же учитель не заинтересован в том, чтобы такие игры почаще проводились в отряде!

Он поможет ребятам выбрать наиболее подходящую форму игры, подскажет тему, посоветует, какой нужно подобрать к ней текстовой и учебный материал. Большое место в работе отряда отводится воспитанию трудовых навыков, навыков самообслуживания. В походе, например, дети всё должны делать для себя сами, без помощи взрослых. Да и не только в походе. Их надо научить ставить палатку и строить шалаш для ночлега, разжигать костер в любую погоду, варить на походном очаге несложные кушания. У ребенка должны быть умелые, ловкие на работу руки, способные смастерить нужную в детском или домашнем обиходе вещь, умеющие обращаться с молотком, пилой, лопатой, ножницами, иголкой, клеем. И хорошо, если мы чаще будем заставать ребенка за слесарными тисками и столярным верстаком, за рабочим столом на занятиях кружка «Умелые руки».

Казалось бы, все это дела, далекие от игры. Но не будем делать поспешных выводов, а посмотрим, что собою представляют существующие в некоторых дружинах и домах детей различные « производственные комбинаты» и « фабрики». Здесь все устроено, как на солидном предприятии: есть и «директор фабрики», и «главный инженер», и «начальники цехов», и даже свой «ОТК» — отдел технического контроля. У каждого «рабочего» свой «табель», который он снимает, являясь на работу. Что это—игра в фабрику или же серьезное дело? И то и другое. Да, это увлекательная, продолжающаяся многие месяцы игра, органически слившаяся с настоящим, очень нужным и очень полезным делом: обучением труду. Больше того: речь идет здесь не только о трудовых навыках, но и о форме применения их — об общественно полезном значении выполняемой детьми работы. Мы снова встречаемся здесь с игровой формой, хотя и весьма своеобразной, — она позволяет объединить имеющиеся в школе кружки «Умелые руки» и направить их деятельность на выполнение заказов, поступающих от школы, совета дружины, отрядов и звеньев.

А заказываются только нужные вещи: библиотека просит переплести книги, физический кабинет — отремонтировать или сделать заново некоторые наглядные пособия и приборы, юннаты — смастерить клетки и ящики для живого уголка, игротека — изготовить настольные игры. В соответствии с заказами составляется «производственный план» такой «фабрики», работы выполняются к установленному сроку, а отсюда и требования строгой производственной дисциплины. Работая в своих «цехах» над выполнением заказов, дети, очевидно, получают те же трудовые навыки, которые они получали бы и занимаясь в обыкновенном кружке, но работать на «фабрике» куда интереснее! То, чем занимаются там ребята, больше походит на настоящее дело. И желающих заниматься настоящим делом оказывается так много, что «отделу кадров» не без больших хлопот удается каждому подыскать рабочее место: приходится «расширять производство», создавать новые «цехи»-кружки.

В детской практике еще немало дел, которые воспринимаются иногда ребятами как скучные и неинтересные. Умело пользуясь игровой формой, вожатый сможет сделать их живыми, веселыми и интересными ребенокскими делами. Следует, однако, иметь в виду, что успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В силу этих условий одна и та же игра в одном случае вызывает живой интерес к ней играющих, в другом — воспринимается ими вяло, равнодушно, без увлечения. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести.

Что же делает какую-либо игру интересной для одних и неинтересной для других? ИНТЕРЕС К ИГРЕ Для примера возьмем несколько различных по своему характеру игр: подвижную игру-эстафету (командное соревнование в беге); спокойную, «комнатную», игру, в которой от каждого играющего требуется умение дать мгновенный ответ на неожиданно заданный вопрос (такова, например, игра «Запрещенная буква»); игру аттракционного типа (допустим, метание мяча в цель или накидывание колец на мишень) и, наконец, познавательную игру с отгадыванием географических названий или исторических дат и т. п. Все эти игры очень несхожи как по содержанию, так и по форме, а также и по способу проведения. И все же нетрудно найти в них нечто общее, что роднит их между собой: каждая игра ставит перед играющими то или иное препятствие, которое должно быть преодолено.

Так, например, в первой из названных игр препятствием (для каждого игрока в отдельности и для команды в целом) служит дистанция, которую надо пробежать возможно быстрее. Во второй игре успех играющего зависит от быстроты его реакции на заданный вопрос: не мешкая, ответить, стараясь при этом не употреблять в своем ответе «запрещенную» букву—препятствие, не легко преодолимое. Третья игра требует от участника ее меткости, ловкости. Четвертая — определенного уровня знаний, начитанности, памяти. Не трудно убедиться, что сделанный нами вывод может быть отнесен к любой другой игре: в ней обязательно должно быть то или иное игровое препятствие, без чего игры не существует. Соревнование между игроками в преодолении препятствий* и является «внутренней пружинкой» игры. Чем туже закручена эта «пружинка», тем острее и оживленней игра, тем больше увлекает она играющих. Разберем подробней этот внутренний механизм игры и посмотрим, из чего он слагается.

Тем самым легче будет определить условия, содействующие успеху игры. Старинная народная игра в салки проводится живо и с хорошим спортивным азартом, если количество играющих сравнительно невелико (8—10 человек), а размеры площадки не слишком обширны. При этих благоприятных условиях обеспечивается быстрая смена водящих, все участники игры держатся начеку, так как все время находятся в непосредственной близости от водящего-салки; в любой момент они готовы увернуться от преследования или же, выручая товарищей, отвлечь на себя внимание водящего, что создает новые, неожиданные для других игроков, острые комбинации. И если в каждый данный момент непосредственно действуют только двое — догоняющий и убегающий, — то остальные игроки настороже, они находятся в постоянной готовности к действию. В результате игра проходит напряженно. Но пройдет ли игра в салки столь же оживленно, так же ли захватит она играющих, если не ограничить размеры площадки и на одного водящего-салку будет не 8— 10 игроков, а 20 — 25? Большие размеры игрового поля приведут к нежелательному удлинению пробежек.

Большинство играющих окажется пассивным, так как многим придется пребывать в вынужденном бездействии. Когда-то выпадет тому или иному игроку счастливый случай подвергнуться нападению салки, чтобы на короткий момент почувствовать себя активным участником игры! Но вряд ли можно рассчитывать на успех и в том случае, если в салки будет играть всего трое или четверо игроков. На каждого выпадет слишком большая физическая нагрузка, непрерывная беготня быстро утомит играющих, а однообразие часто повторяемых игровых комбинаций скоро наскучит. Возьмем другую игру, скажем «горелки». Будет ли играющим весело, если в колонне играющих выстроится 20 — 30 пар? Слишком долго придется каждой паре ждать своей очереди пробежаться, чтобы получить удовольствие от игры. Таким образом, затевая игру, надо всегда исходить из количества желающих принять в ней участие, стремясь к тому, чтобы каждый получил возможность не формально участвовать в игре, а действовать в ней или же находиться в постоянной готовности к действию. Другими словами, надо стремиться выбирать в каждом отдельном случае такую игру, для которой налицо наиболее благоприятные условия ее проведения.

ВОЗРАСТ ИГРАЮЩИХ К числу этих условий относится и возраст играющих. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы проложить какую-то резкую грань между играми: такие-то игры только для младших, такие-то только для старших ребят. Подобное механическое разграничение легко может оказаться искусственным и ненужным. Мы все знаем, что нередко в игры, рекомендуемые детям, охотно играют и взрослые. Тем не менее игра, предназначенная для младших детей, будет значительно отличаться от подобной же игры (допустим, с мячом) их старших товарищей. Эти различия скажутся и в сложности игровых заданий, и в продолжительности игры, и в той физической нагрузке, которая приходится на каждого игрока. Различия эти особенно ощутимы в познавательных играх.

Географическая или литературная игра-викторина, рассчитанная на уровень знаний семиклассника, не будет иметь успеха у школьников третьего или четвертого класса уже по одному тому, что на большинство вопросов они просто не сумеют ответить. Но это не значит, что сама форма игры-викторины для них неприемлема. Кто же не знает, с каким увлечением дети младшего возраста хором отвечают на доступные их пониманию «хитрые вопросы», задаваемые руководителем-массовиком с эстрады!

Порой эти вопросы задаются в стихотворной форме и ответ в какой-то степени подсказывается рифмой. А ведь это тоже викторина, составленная и проведенная с учетом возрастных особенностей участников игры. Вожатый, которому приходилось работать с детьми младшей возрастной группы, хорошо знает из личного опыта, что им больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные по времени, с несложным содержанием, с четкими правилами. Типичными движениями в таких играх являются короткие перебежки с задачей догнать или убежать от догоняющего, вовремя занять освободившееся место в кругу. В таких играх вполне уместны коллективные выкрики, припевки. Обычно это массовые игры без разделения на команды, хотя в отдельных случаях могут быть рекомендованы младшим ребенкам и командные игровые соревнования, например эстафетные игры с переброской мяча, с передачей предмета по цепочке и т. п. Более развитых физически и умственно детей старшей возрастной группы уже не удовлетворит простейшая игровая схема — догнать, убежать и т. п. Они ищут в игре усложненных задач, в решении которых каждый мог бы с наибольшей полнотой проявить свою инициативу и присущие ему личные качества: ловкость, меткость, сообразительность.

Их в большей степени привлекают игры с разделением на команды, они уже постигли значение и преимущества коллективного усилия в игре, четко разыгранной комбинации, в которой каждый на своем месте необходим для обеспечения успеха. Следовательно, интерес к игре поддерживается не только наличием в ней игровых препятствий, но и степенью сложности их. Если препятствия слишком легки или слишком сложны для участников игры, она не захватит их, не будет воспринята с интересом. Нужно, чтобы препятствие, возникающее в игре, было для всех преодолимо, но вместе с тем требовало от играющих известною напряжения — основы всякого соревнования. И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи. Интерес к игре в значительной степени определяется и тем, как сформированы группы играющих.

Здесь мы встречаемся с очень важным своеобразием детских игр. Проводя соревновательную игру в отряде, вожатый не должен заново комплектовать команды — они уже налицо: это звенья. Звено — сложившийся коллектив, спаянный общностью интересов, крепнущий в совместных детских делах. И бесспорно, что звено, выступая в игре как самостоятельная команда с постоянным составом, проявит больше активности, будет больше заинтересовано в успехе, чем любая смешанная команда, составленная из детей разных звеньев и созданная только на время игры. Нужно, таким образом, стремиться к тому, чтобы звено представляло собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в различных играх и состязаниях, проводимых в отряде. Это не только повысит интерес детей к той или иной игре, но будет способствовать также сплочению, укреплению самих звеньев. Если понадобится, нужно даже пойти на то, чтобы несколько видоизменить, перестроить игру, если благодаря этому в ней смогут принять участие звенья в полном составе или же команды, выделенные звеньями.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ Детская организация — организация самодеятельная. Дети сами намечают для себя практические дела, которые отвечают их интересам и наклонностям и которыми они хотят заняться. Так возникает план работы отряда, определяющий деятельность всех звеньев на ближайшие месяцы. Помогая ребенкам выработать такой план, вожатый принимает его в основу и своей работы с отрядом, но для него он недостаточен. В плане работы, составленном ребятами, сказано, что нужно сделать. Вожатый — руководитель отряда, воспитатель, и он обязан подумать о том, как все это лучше сделать. Поэтому у него должен быть и свой план, вытекающий из плана работы отряда, но методически переработанный им. Для примера возьмем одно из таких запланированных отрядом дел: «Организовать в отряде волейбольную команду». Что же надо для этого предпринять самому вожатому?

Каждому ясно, что в команду должны войти лучшие игроки. Но чтобы выявить лучших, надо испытать, проверить способности всех. А это значит, что всех детей в отряде надо хоть немного, хоть на самом низком уровне, но все же научить играть в волейбол. И, конечно, начинать надо не с составления списка (кому быть в команде) — это еще преждевременно, — ас тренировочных занятий. Поскольку каждому ребенку полезно научиться играть в волейбол, тренировочные занятия лучше всего проводить по звеньям. Игр с мячом очень много, в том числе несложных, рассчитанных на небольшую группу играющих. Вожатый выберет те, в которых отрабатывается техника волейболиста: удар по мячу одной рукой (понадобится при подаче), отбивка мяча двумя руками, перебрасывание мяча друг другу (понадобятся при разыгрывании комбинаций) и т. п. В каждой такой тренировочной игре будут выявляться победители. Это возможные кандидаты в состав будущей отрядной команды.

Затем, разделившись на две группы, каждое звено попытается применить полученные в тренировочных играх навыки уже в волейбольной встрече, и тогда ребята на практике ознакомятся с правилами игры в волейбол. А потом из лучших игроков звена составится звеньевая волейбольная команда. Сколько звеньев, столько будет и команд. Состязаясь друг с другом, они разыграют первенство отряда по волейболу. Так выявится состав отрядной волейбольной команды. Путь к ней шел через тренировочные игры-занятия, игры-упражнения, которыми были заняты все дети, и, следовательно, все они участвовали в создании своей отрядной волейбольной команды. И все, что ими проделано по этому пункту плана, вполне может быть названо работой отряда.

Точно так же вожатый постарается «расшифровать», то есть методически осмыслить, проработать для себя, и все другие разделы отрядного плана. И в каждом деле он найдет возможность (вернее сказать, придет к необходимости) использовать те или иные тренировочные игры, которые облегчат ему выполнение этих дел, а для детей сделают такие дела более интересными и занимательными. Так, на вооружение вожатого встанут игры, тренирующие навыки походной жизни, спортивные и трудовые навыки, игры, развивающие ловкость, меткость, глазомер, тренирующие внимание, память, наблюдательность.

ОТРЯДНОЕ МНОГОБОРЬЕ Как всякое упражнение, тренировочные игры должны проводиться не эпизодически, а регулярно. Это и понятно, ведь любой навык приобретается не сразу, а в результате систематической тренировки. Поэтому игры-упражнения полезно вводить в программу каждого звеньевого сбора, организуя личные соревнования между детьми. Соревнования эти могут проводиться не только по каждой игре в отдельности, но и по целому ряду игр, объединенных в целый игровой комплекс, разыгрываемый звеньями в течение нескольких дней и завершающийся на отрядном сборе. Примером такого комплекса тренировочных игр может служить отрядное многоборье.

В программу отрядного многоборья (она составляется обычно на совете отряда) рекомендуется включать не более четырех игр-упражнений, чтобы не затягивать соревнований на слишком долгий срок. Предположим, что намечены соревнования по следующим видам: 1) состязания в глазомере; 2) состязания в зрительной памяти; 3) состязания в прицельном метании; 4) состязания в наблюдательности. Розыгрыш многоборья проводится в два круга. В первом круге каждое звено проводит все игры на своих звеньевых сборах. Цель этих состязаний — выявить двух победителей по каждому виду, то есть игроков, занявших первое и второе места. Таким образом, в первом круге разыгрывается личное первенство, сравниваются индивидуальные показатели: кто более меткий, кто обнаружил лучшую зрительную память, у кого лучший глазомер.

Второй круг, являясь финалом этих соревнований, проводится на отрядном сборе. Здесь разыгрывается уже командное первенство: звенья, выступающие как команды, ведут борьбу за первое, второе и третье места. В программе соревнований те же игры, но в любой из них участвуют только по два представителя от каждого звена — лучшие игроки. Существует правило, по которому представлять свое звено в состязаниях второго круга всякий ребенок может только в одной игре, хоть бы он и отличился в нескольких играх, проведенных в первом круге. Правило это следует соблюдать, так как оно обеспечивает участие почти всех детей отряда в заключительных состязаниях второго круга. Учет командных результатов ведется по очкам. Вот, допустим, проводится финал состязаний по стрельбе из лука. Собрались лучшие стрелки из всех звеньев по два от каждого.

А вот и результаты: занявший в этих состязаниях первое место выигрывает в пользу своего звена 3 очка; за второе место насчитывается 2 очка, за третье — 1 очко. И так по каждому виду. Звено, которое по сумме очков, полученных им во всех играх, выйдет на первое место, объявляется победителем отрядного многоборья. Такие соревнования отряду следует проводить более или менее регулярно — три-четыре раза в год, а результаты отрядных соревнований полезно заносить в специальную таблицу, для которой найдется место в детскойкомнате дружины. Это позволит каждому ребенку свои личные успехи в играх сравнивать с успехами товарищей по звену, по отряду, а успехи своего отряда — с успехами других отрядов.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ Мы кратко изложили основные положения, которыми должен руководствоваться вожатый, выбирая игру и используя ее в своей воспитательной работе с детьми. Но успех игры, как уже отмечалось, зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Вожатый должен прийти к ребенкам с «готовой» игрой, то есть с тщательно продуманным планом ее проведения. Ему заранее необходимо решить, в какой момент сбора или детского праздника он эту игру затеет и что будет служить для нее игровым полем — комната, площадка на школьном дворе или лесная полянка. Все необходимое для проведения игры должно находиться у него под руками, об этом следует своевременно позаботиться. Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать.

Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно — подкрепить показом. В этом отношении хорошую услугу вожатому окажут его помощники из числа ребят, которых он заранее познакомил с новой игрой. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными. Организатору игры часто приходится выполнять в ней обязанности судьи. Слово судьи — закон для играющих. Однако споры в игре — явление крайне нежелательное — нередко возникают по вине самого судьи, когда он небрежно относится к своим обязанностям и, допуская поблажки одним, строго взыскивает с других.

Воспитывая у детей чувство уважения к судье, вожатый обязан быть непоколебимо принципиальным в судействе. Подыскивая подходящую к теме занятий игру, вожатый не всегда может рассчитывать, что найдет в сборниках игр именно то, что ему в данном случае нужно. Но если не находится игры, в точности совпадающей с замыслом вожатого, то, несомненно, найдется более или менее близкая к ней по своей структуре игра, которую достаточно иной раз только слегка видоизменить, чтобы она отвечала поставленной задаче. Предположим, вожатый знакомится с содержанием сюжетной географической игры «Спешим в Москву!», описание которой он найдет в нашем сборнике. Играющие совершают в ней воображаемое путешествие по городам России; это внешняя сторона игры, ее форма.

А познавательный материал игры, ее содержание’—это ответы играющих на поставленные в каждом пункте маршрута вопросы географической викторины. Само собой разумеется, что форма этой игры допускает разнообразные тематические варианты. «Путешествовать» таким способом можно не только по городам России, но и по странам мира, если географическую тему требуется расширить. Можно точно таким же образом совершить «путешествие» по знаменательным датам из истории нашей Родины, разработав соответственно теме и в пределах доступных ребятам знаний исторические маршруты игры. Вполне возможны и литературные «путешествия» с задачей побывать в гостях у знакомых детям героев литературных произведений, причем литературная тема совместится в этом случае и с географической: где находится Бежин луг? Где приблизительно расположен город, в котором происходит действие комедии Гоголя «Ревизор»? и т. п. Словом, каждая игра может варьироваться в нужном для ее организатора направлении. В этом деле, как и во всяком другом, необходима творческая инициатива, и она поможет вожатому преодолеть все трудности.