Игровые разминки

0 7fb7 30db7a68 Lm.jpg

Разведчики (связаться глазами с партнером)

Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в отряде. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами — только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».

Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание — поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д.

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание к себе. В начале выполнения этого задания тренируется умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед отрядом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами (по установленному сигналу или без него).

Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или «взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.

По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.

Вожатый обращается к отряду: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».

После сигнала «связаться с разведчиком» дети приступают к выполнению. Самое легкое — связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».

Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.

Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ребенокам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.

Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ребенока хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ребенока, пусть даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером. У детей вызывает смех такой возглас: «А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Дети сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать «свободные» глаза и связываться с ними.

На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, ведущий подает еще одну команду-сигнал, вспомогательную: «Встали, кто без разведчика; кто нашел себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место». Если упражнение задается в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, вожатый (воспитатель) может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

При проведении «Разведчиков» очень важно держать достаточно быстрый (упругий) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного, делового общения.

Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все дети оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в отряде, группе.


Дружное ЭХО

Присутствующие отвечают на звуки ведущего (вожатого, воспита¬теля или сверстника) дружным эхом.

Например, на хлопок преподавателя (или ритмический узор из нескольких хлопков) отряду удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкну¬ты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на «хлопок» ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всего отряда.

Часто единого хлопка не получается потому, что часть детей настроены только на вожатого. Они стараются одновременно или почти одновременно с учителем хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.

Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ве¬дущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; заме¬на хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопты¬ванием.

Например, дети после непродолжительных тренировок на несколь¬ких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В отряде замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали.

Дружное эхо рассыпалось. Достаточно повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности дружно работать со всеми вместе развеивается, как мираж. Участники понимают это и восстанавливают исчезнувшую сплоченность. А у надежды, рождающейся в игровой деятель¬ности и подкрепляемой ею, шансы стать реальностью увеличиваются.

«Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продол¬жительность его не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для педагога, но заметно для детей перейдет в свою про¬тивоположность — педагогическую муштру.

Выполняется упражнение всем отрядом или любой по количеству группой детей, сопровождающих голосовым эхом одного читающего или го¬ворящего. Каждое слово, произнесенное говорящим, повторяется «эхом» и чуть приглушенно, но точно так же, как оно было произнесено автором. Таким образом говорящий может услышать себя в звучании «эха». Когда ребенок читает в сопровождении «эха», он особенно тщательно прочитывает слова. Группа же «эхо» в книгу не смотрит, только слушает и точь-в-точь повторяет.


Руки-ноги

Отряд старается безошибочно выполнить простые движения по команде вожатого: один хлопок — поднять руки, два хлопка — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, вожатый пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Выполнить его можно только в том случае, если ребенок начинает четко подчи¬няться «нехитрым» командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, исполнитель удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными. Упражнение можно включать в любой вид работы отряда и на всех этапах и периодах занятий.

Советуем условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего пре¬подаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение детей в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд.

В старших отрядах упражнение может проходить наиболее азартно. «Руки-ноги» входят в число любимых игровых заданий у подростков. Темпоритм выполнения ими этого задания может быть очень высоким. А вот с шестилетками игра выполняется в более медленном темпе. Условия подготовительного отряда позволяют включать в нее следующее усовершен¬ствование: кто ошибся, тот садится на пол (который, как правило, покрыт паласом). Из многих преимуществ этого усовершенствования здесь назовем одно — крупная смена позы. Детям всех возрастов время от времени сидеть на полу физиологически очень полезно, да и приятно.


Эстафета

Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме — так, чтобы как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять — по рядам, от парты к парте, змейкой, через два человека, одновременно по одному с каждого края (двойная эстафета), по алфавиту и т.п. Главное в задании — не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека, иначе ведущий должен остановить эстафету, потому что предварительный уговор нарушен. Вставание можно заменить передачей хлопков.

Различные модификации эстафет могут использоваться не только для разрядок-разминок, но и при проверке пройденного, и при изучении нового материала. Возможные усложнения: встающий называет находящийся в комнате предмет (определенного цвета, или определенного качества, или с определенной буквой в слове, его обозначающем), литературного героя, город или т.п.

В упражнении тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. «Эстафета» — упражнение, в котором у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причем для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать или сесть, а для всего коллектива — умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать, дожидаться.

«Эстафета» осваивается детьми с интересом, но нелегко. И это свидетельствует о ее точном попадании в зону социальных и организационных трудностей. При работе над этим упражнением, например, раз в неделю дождаться успешного выполнения эстафеты иногда удается только к концу полугодия. Возможный вариант: вожатый дает задание отряду, сидящему полукругом, рассчитаться по порядку номеров. Но ребенокам предлагается вести расчет одновременно с двух концов (двойная эстафета). Справа встает ребенок и произносит: «Первый», затем садится. За ним поднимается следующий, который называет номер «второй» и так далее до самого последнего человека слева. Но расчет идет одновременно как по часовой стрелке, так и против. Две цепочки расчета движутся навстречу друг другу. Где-то в середине они пересекаются и продолжаются дальше. Таким образом, крайний слева был первым при расчете в полукруге по часовой стрелке и последним при расчете в направлении против часовой стрелки. Крайний справа также был первым и стал последним. Они называют свои порядковые номера.

Как правило, эти номера не сходятся. Так, 28 человек при одновременном расчете с двух концов могут получить по часовой стрелке 27-й номер и одновременно против часовой — 29-й. Такая несуразица сразу всех смешит (а она возникает не только у первоотрядников, подростков или старшеотрядников, но даже у студентов педагогических вузов), и участники с желанием берутся рассчитываться заново. Но и вторая попытка может дать смехотворный результат: 25-28 или 26-26 (при 28 рассчитывавшихся). Чтобы желание выполнять упражнение не исчезало, лучше всего при повторных рассчитываниях каждый раз менять сидящих в полукруге местами друг с другом. Либо начинать и заканчивать расчет не с краев полукруга, а где-то в середине.

Задание-упражнение становится ценным для социоигрового подхода, когда участники самостоятельно обнаруживают, что видя в глазу другого соринку, не замечают «бревна» в своем глазу. Часто цепочка обрывается или путается потому, что один из участников, начиная высказывать свои замечания или советы другим, не замечал, как наступал момент, когда ему самому нужно было назвать свой порядковый номер второго направления.

Когда дети рассчитываются по порядку номеров, то они еще с детского сада или начальной школы привыкают свой номер называть не столько следующему в цепочке, сколько вожатому, проверяющему правильность расчета. В двойной же эстафете каждый ребенок начинает понимать, что номер произносится для следующего в цепочке, и если не обращать внимания на то, слышит ли его тот человек, который должен передать свой номер дальше, — то вся цепочка порвется. И виноват в этом будет не только отвлекшийся участник расчета, но и участник, сказавший свой номер «никому». Когда на занятиях жизнь детей и вожатого протекает в социо-игровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу, не по поднятым рукам, а по эстафете. При этом дети не только помнят, чья очередь, но и с удовольствием ее выполняют в течение не только одного урока, одного дня, но и даже четверти.

Есть такое усовершенствование «отвечающей» цепочки. Если при ответе ребенок ошибся, то он продолжает стоять, хотя цепочка движется дальше, то есть на каждый появляющийся в отряде вопрос поднимается и отвечает ребенок со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, имеется право вклиниться, то есть ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность найти такие вопросы, на которые он сможет верно ответить. А такой опыт помогает ему верно ориентироваться и в более сложных ситуациях. Детям полезно работать над скороговорками. Один из способов увлечь их этой работой заключается в «запускании» скороговорки по эстафете, а возможно еще и на скорость между группками (рядами) детей. Трудностью, которая состоит в расчлененном, но быстром произнесении скороговорки, когда каждый участник эстафеты произносит только одно слово или отдельное словосочетание из текста, дети увлекаются охотно. Например: 1-й - на дворе, 2-й — трава, 3-й — на траве, 4-й — дрова и т.п. Ребенок в эстафете может хорошо выполнить свою задачу, только если он, дожидаясь своей очереди, внутренне произносит все предыдущие слова вместе с другими, говорящими в цепочке. В этом варианте задания облегчается артикуляция и усложняется координационная работа.


КУЗОВОК. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

— Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на ок, обмолвишься — отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок: «Я положу в кузовок клубок; а я — платок; а я — замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, колобок» и пр.

По окончании разыгрываются залоги (фанты): покрывают корзинку, один из детей спрашивает:

— Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке, или в четырех углах проделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку сказать, или песенку спеть.


Встать «по пальцам»

Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. В отряде должно стоять ровно столько детей, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ребенку], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.

Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ребенка то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера дети уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10». Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии.

Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Нередко в группе оказываются два-три ребенка, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к отряду. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные. А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных детей в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает вожатый, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше (например на «3» или «4»). Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, — все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого вожатого. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все, предлагаемое педагогом, оказывается интересным. И если даже какое-то его задание покажется ребенку сначала не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее он не будет спешить отказываться от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникнут и понимание, и азартность.


Выход ряда

По сигналу ведущего (или вожатого) в отряде не должно остаться детей, сидящих в одном из рядов. Выходят на скорость, а для этого нужно, чтобы не возникало «пробки», чтобы первые не тормозили последних. Со временем задание усложняется и требованием тишины, вплоть до абсолютной. Сюжетные коллективные игры-этюды на уроке по той или иной учебной теме (например: рабовладение в Риме — по истории или круговорот воды в природе — по природоведению) — задача будущего. Работать всем вместе можно, мешая и не мешая друг другу. Дисциплина в коллективной работе иногда должна быть вынужденно жестокой, четкой. «Выход ряда» — игровое задание как бы спортивного или даже военного обихода: «Взвод такой-то, на выход», — а через несколько мгновений в отряде опять идет работа, и дверь закрыта.

Последовательность требований:

I этап — не ломать дверь!
II этап — скорость!
III этап — тишина!

Предупреждаем, что это задание выполняется на первых порах очень шумно. Поэтому надо выбрать время, чтобы не мешать занятиям в соседних отрядах. Заранее следует проверить и прочность дверных петель. Конечно, легче, не создавая себе хлопот, обойтись без этого задания, но жизнь детей на вашем уроке станет менее подвижной и менее интересной.


Японская машинка

Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д.

Когда отряд познакомился с набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменить скорость движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок участниками произносятся заранее распределенные порядковые номера.

Если на уроке есть возможность посадить детей в полукруг, то ведущий, совершая с отрядом отработанные движения и дойдя до щелчков пальцами, одновременно с каждым щелчком произносит «ноль-ноль» и передает глазами эстафету кому-то из сидящих (группа продолжает набор движений, машина работает), который, дойдя до третьего и четвертого движения (то есть щелчков пальцами правой, а потом левой руки), произносит свой номер (допустим: пять-пять) и в свою очередь передает глазами эстафету кому-то другому. Тот со щелчками произносит свой номер (допустим, два-два) и т. д.

После того как каждый из играющих, не нарушая ритма движений, сумеет вовремя назвать свой номер, игру можно перевести на следующую ступень. Теперь после «представления» (то есть произнесения под щелчки своего номера, например, восемь-восемь) на следующий щелчок правой рукой говорящий опять называет свой номер, а уже на щелчок левой — любой другой номер (получается восемь-три). Игрок, услышав свой номер, в момент следующего щелчка всей группы правой рукой должен произнести свой номер, потом одновременно со щелчком левой рукой повторить его ( «представление»). С новым щелчком правой руки — последний раз назвать свой номер и с щелчком левой — произнести номер нового игрока, которому передается эта своеобразная эстафета. Так речь переходит от одного к другому на фоне общих для всех движений «машинки».

Данная игра-разминка тренирует а) координацию движений, б) связь координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание. Не всем детям удается быстро усвоить последовательность движений, они путают порядок жестов, не попадают в общий ритм, не справляются с его переменами. Но это только стимулирует их интерес. Введение же номера, числа, то есть речи на щелчках при передаче эстафеты глазами «один-один», «два-два» и т. д., составляет новое затруднение. Потом начинается передача «голосом» — «пять-пять, пять-один», «один-один, один-семь» и т. д., здесь уже надо посылать слово и быть готовым принять «голос»; и то и другое требует организованного внимания и позволяет учиться верно его распределять.