Игра «Ярлыки и мы»
МАТЕРИАЛЫ
Много места, клейкая лента и каталожные карточки или небольшие листки бумаги (по одному для каждого ученика). На каждой карточке напишите одно из следующих обращений:
- Улыбайся мне
- Хмурься мне
- Строй презрительную гримасу и говори, что я ничего не знаю
- Внимательно слушай все, что я говорю
- Делай все, что я делаю
- Передразнивай меня
- Не слушай ничего, что я говорю
- Разговаривай со мной так, как будто мне 6 лет
- Подлизывайся ко мне
- Устраивай мне всякие розыгрыши
- Указывай мне, что нужно делать
Возможно, какие-то из этих обращений придется написать на нескольких карточках, чтобы карточек хватило каждому ученику .
ЗАНЯТИЕ
- Дайте каждому ученику по карточке и попросите не показывать их остальным.
- Дайте каждому ученику по кусочку клейкой ленты.
- Попросите учеников прикрепить карточки на спину соседа так, чтобы никто не видел, что написано на его карточке.
- Разделите учеников на группы по 4-6 человек и скажите, что сейчас все будут делать живые скульптуры, изображающие, как кто-то помогает другому.
- Например, можно сделать живую скульптуру, показывающую, как несколько детей переводят старушку через дорогу, или как дети помогают родителям по дому и т.д.
- "Живая" скульптура создастся, когда ученики каждой группы изображают какой-то случай своими телами. Соорудив скульптуру, ученики застывают, как на фотографии. Обычно при сооружении "живой" скульптуры в каждой группе один ученик выбирается скульптором и говорит остальным ученикам, как встать или сесть. Но в этом упражнении скульптор не нужен.
- Каждая группа сама должна решить, что именно будет изображать их скульптура.
- Создавать свою скульптуру ученики каждой группы должны все вместе. НО КАЖДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ОБРА-ЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СВОЕЙ ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ С НАДПИСЯМИ НА ИХ СПИНАХ. Например, на спине у Андрея написано "Говори мне, что делать." Всякий раз, когда я увижу Андрея, я буду говорить ему, что делать.
- Минут через двадцать посадите группы на обычные места и предложите каждой группе показать своп живые скульптуры. Скажите ученикам, что пока еще нельзя снимать свои карточки или глядеть, что на них написано. По-прежнему ученики должны обращаться с другими в соответствии с надписью на карточке.
- После того, как группы покажут свои скульптуры, разрешите всем ученикам спять со спины карточки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Понравилось ли вам, когда с вами обращаются определенным образом?
- Попросите учеников сказать, что было написано у них на спине. Как это обращение повлияло на работу группы?
- Было бы легче работать без ярлыков на спине? Почему?
- Навешивают ли люди друг на друга ярлыки в реальной жизни?
- Навешивают ли дети и взрослые друг на друга ярлыки хорошего, плохого, красивого, даже хорошо не зная другого?
- Что плохого в навешивании ярлыков?
- На вас когда-нибудь навешивали ярлык так, что вам это не нравилось? Каким образом?
- Предположим, кто-то думает, что вы плохой человек, потому что у вас каштановые волосы. Как можно изменить представление этого человека о вас?
- Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других? (От друзей, родителей, братьев и сестер, учителей и так далее).
- Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже "прилипнет"? Как можно избавиться от ярлыка?