Игра «Более равные, чем другие»

01 06 2m.jpg

Игра рассчитана на ребят среднего и старшего школьного возраста. Поможет заду-маться об ответственности ребенка за свою будущую взрослую жизнь.

Для игры необходимы: просторное помещение типа рекреации или спортивного зала, где играющие могли бы встать в одну шеренгу и свободно передвигаться, кусок ме-ла, а также заранее приготовленные карточки. По этим карточкам девочка может «играть» мальчика и наоборот (здесь может произойти путаница, если ребята не усвоят твердо своей игровой роли; такое случается довольно часто, и это нужно объяснить отдельно).

Можно приготовить карточки на всех или только на часть игроков, тогда остав-шиеся будут зрителями (что тоже может оказаться полезным). Раздавая карточки, веду-щий предупреждает, что нужно сохранять их содержание в тайне до конца игры.

Для того, чтобы игра получилась, ведущий должен подумать какие критерии для него важны при составлении карточек-биографий. Эти критерии могут быть как поло-жительными так и отрицательными, и распределяются они по «цене»: один или два ша-га.


Предлагаем примерный список критериев:

Положительные: имеет крепкое здоровье, проявляет разносторонние способности, имеет много друзей, хорошо учится, занимается в спортивной секции, общительный.

Отрицательные: имеет слабое здоровье, мало читает, нет постоянных интересов, замкнут, не умеет распоряжаться свободным временем, ленив.

Этот список может быть изменен, дополнен, важно только, чтобы, получив карточ-ку, участник прямо или из контекста мог четко определить свою ситуацию. Если предло-женный критерий прямо не обозначен в карточке, участник может посчитать, что его просто нет. Можно составить биографии нескольких совершенно благополучных и со-вершенно обездоленных младенцев. У тех и у других должны присутствовать как благо-приятные, так и неблагоприятные факторы жизни.


Ход игры.

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участ-ники – это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос: равны ли эти младен-цы? Участники стоят все в один ряд, никто не выделяется – ответ будет, наверное, поло-жительным. Ведущий напоминает, что участники играют роли, которые описаны в их карточках, и приступает к игре.

Он просит тех, кто играет роль «здоровых», сделать один шаг вперед. Далее делают два шага назад те, те у кого в карточках «слабое здоровье», и еще два шага вперед – те, у кого написано «хорошо учится». Чередуя положительные и отрицательные критерии, доходим до конца игры. Мы намеренно не хотим навязывать количество шагов и поря-док, так как вся прелесть игры именно в импровизации, важно только перечислить кри-терии.

Когда сама игра закончена, нужно попросить первых и последних рассказать о себе или прочитать свои биографии. Скорее всего, первым окажется тот, кто работает над со-бой, имеет положительные личностные качества, хорошее здоровье.

Игра проходит очень живо, и мы рекомендуем по её окончании провести обсужде-ние. Ребята видят, в какой ситуации младенец имеет все шансы на счастливую и благо-получную жизнь, а в каком случае его существование с самого начала оказывается, связа-но с массой сложностей и страданий. В карточках, полученных участниками, может даже оказаться, что человек будет очень высокого или очень низкого роста или ему по наслед-ству от родителей достанется полнота, и он станет предметом насмешек для товарищей. Очень наглядно будет назвать этот критерий, чтобы единственный человек из группы сделал шаг назад.

Теперь необходимо разделит доску на две части и попросить распределить все от-рицательные факторы на две категории: врожденные – данные от природы слабости (здесь будут называться инвалидность, разного рода физические недостатки) и характе-ристики личных качеств ребенка. Следует подчеркнуть вывод о том, что даже данные от природы недостатки не могут явиться причиной нарушения прав ребенка, так как все имеют определенные Конвенцией права, которые должны защищаться.