Игра–путешествие «Тропа загадок»
В ходе игры дети с завязанными глазами движутся гуськом по тропинке с натянутой вдоль маршрута верёвкой. Тропа проходит через местность, где можно услышать непривычные звуки, ощутить загадочные запахи, обнаружить разные на ощупь предметы. Необычность ощущений приводит к тому, что по окончании маршрута большинство участников «сгорают» от желания повторить путь с открытыми глазами и увидеть, мимо чего же они проходили.
Чтобы игра стала увлекательной, заранее надо найти участок, где на небольшой территории сосредоточены возможно более разнообразные условия. Например: пройдите по густому лесу; перелезьте через поросший мхом поваленный ствол дерева; выйдите на поляну, залитую ярким солнечным светом; снова нырните в чащу; затем спуститесь к речке и т.д.
Для выбора и обустройства по – настоящему увлекательного маршрута потребуется много времени. При этом следует соблюдать 3 условия:
- Разнообразие ощущений,
- Привлекательность темы,
- Таинственность.
Нужно постараться, чтобы ребята получили наиболее контрастные слуховые, обонятельные, осязательные впечатления. Например, встречающиеся на маршруте камни могут быть как шершавыми, так и гладкими; листья – мягкими, свежими или ломкими, сухими; запахи – сладкими, пряными, свежими. (В том месте, где можно ощутить интересный запах – багульник – можно завязать узелок на верёвке). Другой способ достичь разнообразия впечатлений – проложить путь через понижение и повышение рельефа так, чтобы тропа то поднималась по крутому склону, то опускалась во влажную ложбину.
Тематический маршрут поможет объединить впечатления в единое целое (особенно, если тему сообщить заранее). Например: «Какое дерево?» (определение вида деревьев на ощупь) или «Загадки на узелках» (самое замечательное и интересное расположено там, где на верёвке завязаны узелки).
Совет - детям идти с небольшим интервалом, иначе в тех местах, где надо искать или исследовать какой – либо объект, они будут натыкаться друг на друга. Если кто – то идёт очень медленно и задерживает остальных, можно взять «быстрого» ребёнка за руку и обойти «медленного». Не надо никого подгонять – пусть каждый идёт, как хочет. С вами всегда есть ребята старшего отряда, они стоят в конечной точке маршрута для того, чтобы поприветствовать всех, кто завершил путешествие.
Очень интересно спросить у детей, подошедших к финишу (до того, как они снимут повязки и увидят тропу, по которой пришли):
- - Как ты думаешь, длинная ли была тропа?
Обычно дети отвечаю: «Да, очень длинная». Путешествие было таким насыщенным «приключениями», что показалось долгим. «Тропа загадок» - одна из самых наших любимых игр. Она развивает чувственное восприятие, столь необходимое в жизни, чем бы мы не занимались.
ИГРЫ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ
МАРШ СЛЕПЫХ
Посреди двора вбивают в землю кол. Всем играющим, исключая одного, завязывают глаза и ставят их на равном расстоянии от кола в круг. Расстояние от кола до "слепых" измеряется шагами. Обыкновенно это 30-50 шагов. "Слепых" поворачивают лицом к колу. Зрячий начинает считать, причем все "слепые" маршируют под его счет, стараясь держаться направления к колу. Когда зрячий отсчитал столько, сколько было шагов от кола до "слепых", все останавливаются и снимают повязки, тут-то и станет видно, что все разбрелись в разные стороны. Если кому-то из "слепых", удастся дойти до кола, то он становится зрячим, а прежний зрячий - "слепым".
КОЛОКОЛЬЧИК
Всем играющим завязывают глаза, исключая одного, которому подвязывают на шею колокольчик. Играющие с завязанными глазами вооружены каждый жгутом и преследуют по слуху того, у кого подвязан колокольчик. В этой игре бывают пресмешные сцены: так, один из играющих, слыша возле себя шорох, бросается по звуку и наносит удар жгутом своему товарищу, у которого тоже завязаны глаза. С другой стороны, стараясь не шуметь, проходит игрок с колокольчиком, но колокольчик-предатель выдает его, игрок получает удар жгутом, сам надевает повязку на глаза, а колокольчик отдает ударившему. Во время игры трогать колокольчик руками нельзя, для этого можно связать игроку с колокольчиком руки за спиной.
КОЛЕЧКО
На веревку надевают колечко и связывают веревочку концами. Играющие становятся в кружок, берутся руками за веревку и передвигают незаметно кольцо от одного к другому. Стоящий посредине кружка внимательно следит за всеми движениями играющих и, подметив место, где должно быть кольцо, бросается туда и просит снять с веревочки руки, но кольцо давно уже переходит из рук в руки на другой стороне веревочки и стоящему в круге приходится вновь его искать. Тот, кто будет пойман с кольцом, сменяет стоящего в круге.