Золотые правила дидактики Вожатого

X e36dda36m.jpg

"Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?"

Л. Н. Толстой


“Золотые” правила дидактики Вожатого

  1. Соблюдение шума, который так естественен для молодых; умело, организованные звуковые эффекты позволят избежать беспорядочного шума, дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организованный процесс под контролем до тех пор, пока ребята не насладятся им.
  2. Соблюдение “безопасности”, в основе которой лежит принцип “паровоза”. Дело в том, что в мальчиках и девочках быстро накапливается энергия, а значит, увеличивается давление, и если вы не выпустите вовремя пар через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.
  3. Соблюдение равновесия - это должно происходить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном соответствии настроениям подопечных и собственного настроения.
  4. Поощрения - очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться делать еще лучше. Ребята должны чувствовать себя преуспевающими, испытывать душевный подъем, а не разочарования, которые могут привести к потере интереса.
  5. Эмоции - очень часто лидеры заставляют себя подавлять эмоции и стараются подавить их в детях. Не бойтесь детских эмоций!


И еще...

  • Помните, что часто дети не выражают словами своего признания, о признании говорит блеск их глаз, а это - лучшая оценка вас и вашей работы, это - залог будущего успеха”.
  • Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
  • Ребенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно “охватывать”, “загонять” на мероприятия. Но если только одиночество - то это трагедия!
  • Творящие дети дурного не натворят.
  • Тише, вожатый, ребенок замечтался!
  • Детей можно лечить ото всех пороков эрудицией.
  • Автоматизму поддаются быстро и легко ленивые и неорганизованные вожатые. Для них главное - спрятаться за других, а самому спокойно потирать руки. Автоматизм убивает индивидуальность.
  • Ребенок кажется еще красивей и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.
  • Для вожатого, по-моему, особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения ремесленник.
  • Талант вожака ребят - это необъятность замыслов интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.
  • В лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.
  • Вожатый интересен не столько сегодняшним днем, сколько дальним замыслом - длиной предстоящей дороги, масштабом спутников, союзников и дел.


Попробуйте увидеть себя глазами постороннего человека. Для этого посмотрите список из 49 характеристик вашей внешности, которые могут повредить восприятию вашей личности в глазах окружающих.

1 - грязь под ногтями
2 - немытые руки
3 – плохо выбритое лицо
4 - чрезмерная косметика
5 - пятна пудры
6 - грязная, нечищеная обувь
7 - неаккуратная борода
8 - неприятный запах от тела
9 - неприятный запах изо рта
10 - немытое тело вообще
11 - нечищеные или желтые зубы
12 - застрявшие между зубов кусочки пищи
13 - видимые угри на лице
14 - прыщи на лице
15 - немытая шея
16 - немытые уши
17 - сальные волосы на голове
18 - немытая кожа головы
19 - перхоть
20 - слишком длинные волосы
21 - неровные концы ногтей
22 - несвежая рубашка
23 - запачканное нижнее белье
24 - несвежий воротничок и несвежие манжеты рубашки
25 - мешковатые брюки, мешковатая юбка
26 - несвежий костюм, несвежее платье
27 - видимая спустившаяся петля чулок, колготок
28 - не соответствующий костюм
29 - ссутулившиеся плечи
30 - неуклюжая походка
31 - неправильная осанка
32 - непричесанные волосы
33 - сальная, немытая кожа
34 - ярко накрашенные ногти
35 - разорванные шнурки на кроссовках, ботинках
36 - отсутствующая пуговица на одежде
37 - неудачно завязанный галстук
38 - искривленный галстук
39 - морщинистый галстук
40 - заглаженный в морщины воротник рубашки
41 - неудачно пригнанный к формам тела костюм
42 - несвежий носовой платок
43 - избыточный аромат духов
44 - чулки, колготки с коробящими их швами, штопками
45 - дыры, видимые на чулках, колготках
46 - морщинистый костюм, морщинистое платье
47 - запачканная, пыльная сумка или портфель
48 - надетый наспех шарф, косынка
49 - несвежий шарф, косынка.


Каждый из 49 перечисленных недостатков кому-то может показаться пустяком - особенно их носителю. Но именно пустяки чаще ломают судьбу. Подумайте о своем сегодняшнем дне.

  1. Сделали ли вы кому-нибудь именно сегодня хотя бы одно доброе дело?
  2. Чисты ли и аккуратны ваши ногти сейчас?
  3. Когда вы в последний раз чистили обувь, в которую сейчас обуты?
  4. Были ли вы со всеми доброжелательны именно сегодня?
  5. Есть ли немного перхоти от волос на ваших плечах именно сейчас?


А теперь попробуйте разобраться в списке тех навыков и умений, которые необходимы для многостороннего развития личности. Поставьте плюсы перед теми умениями и навыками, которыми уже овладели.

1 - умение танцевать вальс, танго, современные танцы
2 - умение играть в покер или другие интеллектуальные карточные игры
3 - умение играть на пианино
4 - умение играть на гитаре или других музыкальных инструментах
5 - умение плавать
6 - умение грести
7 - умение играть в большой теннис на корте
8 - умение играть в футбол
9 - умение водить автомобиль
10 - умение развести костер на привале во время похода
11 - умение работать в саду
12 - умение приготовить обед из трех блюд с закуской и сладким десертом
13 - умение вести разговор в обществе
14 - умение быть тамадой на банкете
15 - умение ремонтировать бытовые электроприборы
16 - умение кататься на коньках
17 - умение печатать на пишущей машинке
18 - умение ездить на велосипеде
19 - умение ловить рыбу удочкой и спиннингом
20 - умение взаимодействовать с партнерами по команде в какой-либо игре
21 - умение петь соло или в хоре
22 - умение выполнять несложные плотницкие и столярные работы
23 - умение вязать на спицах, вышивать
24 - умение играть в бадминтон
25 - умение играть в волейбол
26 - умение играть в баскетбол
27 - умение обращаться с домашними животными, рыбками, птицами
28 - умение скакать верхом на лошади
29 - умение играть в кегли
30 - умение играть в настольный теннис
31 - навык скорочтения
32 - умение делать массаж
33 - умение работать на компьютере
34 - умение говорить, читать и писать на каком-либо иностранном языке
35 - знание приемов самозащиты без оружия
36 - умение и навыки работы по металлу (умение заточить нож, коньки)
37 - умение работы фотографом
38 - умение шить
39 - навыки работы электриком
40 - умение починить часы
41 - умение починить обувь
42 - умение переплести книгу
43 - умение или навыки работы репетитором по какому-нибудь предмету
44 - умение выполнить упражнения на гимнастических снарядах (кольцах, брусьях, перекладине...)
45 - умение знакомиться с людьми противоположного пола
46 - умение оказать неотложную медицинскую помощь
47 - умение сочинять шутливые стихи к праздникам
48 - умение внимательно слушать собеседника
49 - умение быть внимательным к людям и немедленно прийти им на помощь в случае надобности (это умение многие психологи считают самым важным)
50 - владение навыками хорошего тона (умение вести себя в обществе и т.д.)


К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:

  • Я тысячу раз тебе говорил, что...
  • О чем ты только думаешь...
  • Неужели тебе трудно запомнить, что...
  • Неужели тебе не понятно, что...
  • Сколько раз надо повторять...
  • Неужели ты не видишь, что...
  • Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты ...
  • Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)
  • Ну что за друзья у тебя...
  • Ну на кого ты похож(а)...
  • Что ты ко мне пристала...
  • Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...


К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:

  • Посоветуй мне, пожалуйста...
  • Ты меня всегда правильно понимаешь...
  • Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...
  • Как я тебе благодарен (благодарна)...
  • Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты...
  • Какие у тебя замечательные друзья...
  • Общаясь с тобой, можно многому научиться...
  • У тебя поразительная наблюдательность...
  • Оставь их смеющимися...
  • оставь их плачущими...
  • оставь их с надеждой...
  • но, пожалуйста, никогда
  • не оставляй их равнодушными


Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. Неверно любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства. Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!

  • Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова “спасибо”, “пожалуйста”, “будь добр”.
  • Воздействуя на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают.
  • Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
  • Вожатый, воспитатель просто обязан удивлять людей. В лагере масса причин для детского удивления. В последнем плане В.А. Сухомлинского прочитал: “Наша задача - каждым делом удивить ребенка”.
  • Каждый умный и преданный делу вожак способен придумать нечто такое, что другому не сделать. Но это нечто - его личность, неповторимая вожатская судьба.
  • Хороший вожатый - это тот, у которого больше всего душа болит о том, что нужно детям. И он потому всегда немного мученик. Может быть, я не прав?