Знакомство

01501m.jpg

«Интервью»

Участники разбиваются на пары, в паре выбирается корреспондент и дающий интервью. Задача корреспондента задавать вопросы, задача второго члена пары отвечать на них. На диалог отводится определенное время, по истечении которого участники меняются ролями. Затем каждый из них представляет своего напарника всей группе.


«Автобиография»

Участники разбиваются на пары, в паре выбирается говорящий и «уши» - слушающий. Говорящий в течение определенного времени рассказывает о себе то, что он сам хочет и считает нужным. «Уши» не умеют разговаривать, а должны только слушать то, что рассказывает о себе партнер. После смены ролей оба участника рассказывают друг о друге всей группе.

  • После проведения обоих упражнений на одном занятии рекомендуется обсудить следующие вопросы:

Что Вам больше понравилось рассказывать самому или отвечать на вопросы?

Нравились ли Вам те вопросы, которые Вам задавали? Были ли неприятные вопросы, ненужные с Вашей точки зрения, неинтересные? А интересные, на которые Вы отвечали с удовольствием?

Сложно ли было рассказывать о себе? Интересно слушать собеседника? и т.п.

Рекомендуется проводить обсуждение в мини-группах (с назначенным групп. лидером, который подводит итоги обсуждения в своей группе), при условии, что в одной группе будут находится оба участника пары (обсуждение в мини-группе позволяет снять напряженность и скованность, обычно возникающие на первом занятии в ситуации общегрупповой рефлексии, а нахождение обоих участников пары в одной группе позволяет каждому из них получить оценку своей работы от напарника).


«Снежный ком»

Каждый участник по кругу называет свое имя и, желательно, какое-либо дополнение к нему, например, прилагательное (какой я), недлинное предложение «Я люблю….» «Я не люблю…» и т.п. Каждый следующий участник повторяет сказанное предыдущим и говорит от себя. Так «снежный ком», нарастая, проходит по кругу.


«Ассоциации»

Один доброволец выходит за дверь, тем временем группа выбирает одного человека, на которого будут давать ассоциации и договаривается не смотреть на него, когда вышедший будет задавать вопросы. Затем приглашается вышедший за дверь участник: он задает вопросы типа: «Если бы этот человек был цветом, то каким?». Темы могут быть совершенно произвольными, в зависимости от фантазии спрашивающего. Все остальные должны дать свои ассоциации на загаданного человека, т.е. ответить на поставленный вопрос. Задающий вопросы должен отгадать, кого загадала группа. Он может столько вопросов, сколько сочтет нужным, он может «сдаться», если захочет.

Надо обсудить, кто счел какие ассоциации на себя точными, какие понравились \ не понравились, что было сложно, что легко и т.п. «Знакомство цветом»

Участникам группы предлагается назвать своё имя и вдобавок к нему цвет, которым на данный момент ощущает себя участник группы. «Знакомство руками»

Участники работают по двое, причём каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять себе в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга, так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза.

Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча встретиться друг с другом руками, “познакомиться”, потом “поссориться”, затем “помириться” и “попрощаться”.

Практически всегда у участников возникает совершенно новое ощущение партнёра, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнёру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открытости перед ним, чувство близости, даже интимности.


«Инициация»

Это упражнение помогает участникам группы обозначить начало нашей совместной работы в нашем времени и пространстве. Инициация является метафорой прохождения участниками группы основных жизненных этапов (кризис 1-го года, 3-х лет, 7-ми лет) и плавным подведением к подростковому кризису идентичности. Сначала участники группы садятся в круг, закрывают глаза, проводится лёгкое расслабляющее упражнение. После они выстраиваются в цепочку друг за другом, оставаясь при этом с закрытыми глазами. Как метафору преодоления кризиса 1-го года предлагается проползти под стульями. Как метафора 3-х лет предлагает всем вместе делать действия противоречащие инструкции, т. е. прямо наоборот. Например: “Повернитесь все налево”, все поворачиваются направо и т.д. Как метафора кризиса 7-ми лет предлагается пройтись по стульям и постепенно оказаться в новом мире, который символизируют выстроенные в круг стулья – некое пространство в котором дальнейшем будет проходить работа. После того как все сядут на стулья, закончат рассаживаться.