Зимние игры на улице
Игровой городок 1
На помеле
Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу. Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.
Воротца
Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены “воротца” (лыжные палки, связанные вверху). По сигналу первый участник должен пробежать в “воротца”, добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.
Лыжный городок
Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.
Хоккейный городок
Гонка с шайбой
Участники игры стоят в таком порядке: мальчики против девочек. Каждая команда получает шайбу и клюшку. По сигналу первый ученик – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.
Санный городок 1
1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.
2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.
Санный городок 2
Эстафета на санках
Команды строятся лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. Участник каждой команды имеет свой цветной флажок. Один участник садится в санки на колени, держа флажок в руке, а второй участник везет его до конечной остановки, где они меняются местами.
Черепашки
Участники игры строятся попарно. По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.
Игровой городок 2
Два Мороза
Игра проходит на двух площадках. На противоположных сторонах площадки отмечены “школа” и “дом”. Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза.
Морозы обращаются к детям:
- – Мы два брата молодые,
- – Два Мороза удалые.
- – Я Мороз-Красный Нос,
- – Я Мороз-Синий Нос.
- – Кто из вас решится
- – В путь-дороженьку пуститься?
Дети (хором). Не боимся мы угроз,
- И не страшен нам мороз!!!
После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы осаливают-замораживают ребят.
Конкурс-загадка.
На снегу начертить два круга диаметром 80 см. Расстояние между кругами 80–100 см. В центре каждого круга лежит шайба (кубик или др.). Два соперника с клюшкой в руках стараются выбить шайбу из круга противника и защитить свою шайбу. При этом не заходить ни в тот, ни в другой круг. На поединок дается 2–3 мин. Если игроки не добились успеха, им дается дополнительно 1 минута.
Санные перетягушки.
Санки ставят носами в противоположные стороны, сидящие на них игроки держат в руках канат. Каждый участник старается перетянуть соперника и уехать дальше вперед.
ПРОГРАММА ДЛЯ 7–10 ЛЕТ
Игровой городок
Обменяйся флажками
Для игры нужны флажки 2 цветов (палочки, кубики) по количеству участников и площадка квадратной формы. Каждый игрок одной команды получает 2 флажка разного цвета. Разделившись на 2 группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки. Игроки другой команды, также разделившись на 2 группы, занимают другие стороны квадрата. По сигналу обе команды устремляются вперед. Задача первой команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого игрока оказалось два флажка одного цвета. Задача второй команды, которая без флажков, помешать этому. Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры. Первая команда считается победительницей в том случае, если больше половины игроков успели обменяться флажками. В противном случае – побеждает вторая команда. При повторении игры участники меняются местами.
Синие и желтые палочки
На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу игроков. По команде “Марш!” все выбегают из-за общей черты. Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за черту дальше.
На помеле
Задача: пробежать верхом на помеле и не сбить булавы (флажки, кубики, колышки и др.). Команды выстраиваются во встречные колонны на расстоянии 20 м, половина команды с одной стороны, вторая половина команды – напротив. После выполнения задания остаться в противоположной команде.
Воротца
Команды выстраиваются в колонны или во встречные колонны. На дистанции 30–40 м устанавливаются “воротца” – лыжные палки, воткнутые в снег по две, верхние концы их соединяют. Задача: пробежать в “воротца”, не зацепив их. Пробегать можно по одному и оставаться в противоположной колонне. Вариант. Пробегать через “воротца” всем вместе – потоком туда и обратно. Возвращаться сбоку ворот. Хоккейный городок
“Котел” или “Мяч из круга”
На утрамбованной площадке чертится большой круг диаметром 5–10 м. В центре круга – еще один диаметром 1 м. Этот маленький круг называется “Котел”. Чертятся 2–3 круга по количеству команд. В центре круга – игрок противоположной команды. За кругом игроки одной команды. Все с клюшками. Задача: команда забивает мяч в “котел”. Водящий: старается не пропустить мяч в “котел”. Игра идет на время. Выигрывает та команда, которая забьет больше голов.
Мячом по булаве
Команды выстраиваются в колонну и поочередно бросают мяч клюшкой, стараясь сбить булаву, расположенную на расстоянии 8–10 метров от линии. Для игры иметь несколько комплектов мячей или булав, быстро передавать следующему игроку. При наличии инвентаря задание могут выполнять все игроки сразу, постепенно меняясь с теми, кто подает инвентарь.
Конкурсы
- 1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.
- 2. “Попрыгунчики” – повороты на лыжах прыжком.
- 3. “Проскользи дальше” – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.
- 4. “Перетягушки” – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.
Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.
- 5. “Гонка за флажками” – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.
Санный городок
Эстафета с санками.
Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.
Сани-тачки
Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами. Лыжный городок На одной лыже Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.
Лыжная упряжка
Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.
Встречная эстафета с лыжной палкой “Кто быстрее”.
Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт.
Кто свалит великана?
В основе этой игры — традиционное перетягивание каната. Только канат пропущен сквозь слепленного из снега великана-снеговика. Играющие разбиваются на две команды (желательно равные по силам) и по сигналу судьи начинают тянуть канат. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не свалит великана (эта команда и считается проигравшей). Игру можно усложнить, если великана поставить на ледяной площадке.
Петушиный бой на льду
На ледяной или утрамбованной снежной площадке обозначается круг диаметром 2 метра. Двое соперников, заложив руки за спину, стараются вытолкнуть друг друга из этого круга. Проигрывает не только тот, кого вытолкнули, но и тот, кто убрал руки из-за спины. Можно провести настоящий "петушиный турнир" по олимпийской системе с выбыванием проигравших и определением абсолютного победителя.
Ледовый слалом на помеле
Эту игру проводят на ледяной хоккейной площадке. Участники могут быть на коньках, но это не обязательно. Задача играющих — проехать верхом на метле между расставленными на льду кеглями (булавами, городками) и не сбить их.
Санное многоборье
Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно научиться хорошо управлять санками. А задания многоборцам могут быть такими:
- съезжая с горы, подхватить на ходу 2—3 расставленных на склоне флажка;
- проехать в воротца, образованные лыжными палками или ветками, воткнутыми в снег;
- на ходу метнуть в мишень заранее припасенный снежок;
- набросить кольцо на лыжную палку.
Юла
Игра проводится на хорошо утоптанной снежной площадке или на льду. Для игры нужна небольшая льдина, называемая "юлой". Играющие образуют круг, стоя в двух метрах один от другого. Выбирается водящий, который становится в середину круга. Он получает льдинку. Ударом ноги по льдинке-"юле" старается выбить ее за пределы круга. Играющие препятствуют этому, задерживают "юлу" ногами и направляют ее опять водящему. Игрок, пропустивший "юлу" с правой стороны от себя, меняется ролью с водящим. Играют неопределенное время, заканчивая игру по желанию.
Игра проходит интереснее с продвижением игроков боковым шагом по кругу вправо или влево. Если продвигаются вправо, то защищают правую от себя сторону, если двигаться влево, то левую сторону. Можно усложнить игру введением правила, по которому стоящие по кругу, завладев "юлой", могут передавать ее друг другу, не давая "юлу" водящему, но в то же время они должны оставаться на своих местах по кругу.
Задерживать "юлу" можно только ногами. Кто пытается задержать ее рукой, тот становится водящим; "юла" считается вылетевшей из круга, если она пролетит мимо играющего ниже его колен.
Под обстрелом
Эта игра проводится на снежной площадке, когда хорошо лепится снег. Заранее ребята заготавливают как можно больше снежков. Играющие делятся на две команды. Площадка для игры размечается линиями или флажками. Примерный размер ее 10x20 метров. Одна команда становится за длинной боковой линией площадки. Другая размещается за одной из коротких линий площадки (в "городе"). Команда, находящаяся в "городе", считается водящей, а команда за боковой линией — нападающей. Нападающая команда кладет рядом заготовленные снежки. По сигналу команда водящих перебегает из своего "города" на другую сторону площадки. Нападающая команда, не переступая границы площадки, старается попасть в перебегающих снежками. В кого попадет снежок, тот выходит из игры.
Можно играть и так — попадание снежком приносит команде нападающих зачетное очко, а водящий, в кого попал снежок, продолжает игру. Перебегать можно только по сигналу. Если одним снежком попали в двух игроков, команде нападающих дается два очка.
Играющие перебегают установленное количество раз, после чего сообщается, сколько было попаданий снежком, то есть сколько команда выиграла очков. Затем команды меняются ролями. В конце игры объявляется общий счет попаданий той и другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
12 палочек
Для игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камешек или на толстую палку, брусок, так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащей на земле, кладут 12 палочек. Выбирается водящий, он становится у дощечки и ударяет по ее свободному концу, и все палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает их собирать, а остальные играющие быстро прячутся в разных местах. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, он называет его по имени, и тот обязан выйти из укрытия. Если замеченный водящим игрок назван неправильно, то он остается на месте, пока водящий не назовет верно его имя.
Спрятавшийся, но еще не найденный игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке, ударить ногой по ней со словами "двенадцать палочек летят!". Палочки разлетаются, и водящий должен опять собирать их, а все играющие, ранее найденные им, снова прячутся. Водящий водит до тех пор, пока не найдет всех. В следующую игру водящим становится тот, кто был найден последним. Если водящему долго не удается найти всех играющих, можно выбрать другого.
Бой на корточках
На снегу чертится круг примерно 1x1 м. Соперники встают на корточки, вытягивают руки вперед и, ударяя ладонями о ладони соперника, стараются вытолкнуть его из круга или заставить коснуться снега рукой. Кому это удается сделать, тот и объявляется победителем.
Чижик
Для игры нужна плоская, шириной А—5 см палка, толщиной 2—3 см, длиной 50—60 см. С одного конца палку надо обтесать, чтобы легко было держать ее рукой. Эта палка называется битой. Кроме того, приготовьте маленькую палочку — толщиной 1,5—2 см и длиной не более 10 см. Концы ее заостряются, как у карандаша. Эта палочка — чижик.
Сбоку площадки рисуется квадрат, примерно 1x1 м, все остальное пространство перед ним — поле. У передней черты к полю квадрата — маленькая дощечка или камень. На дощечку кладут чижик так, чтобы один конец его был приподнят, а другой лежал на земле. Играющие выбирают водящего, который получает биту и становится с ней в квадрат. Все остальные расходятся произвольно по полю.
Водящий ударяет битой по свободному концу чижика и, когда тот подпрыгивает вверх, наподдает его битой так, чтобы он улетел как можно дальше в поле. Играющие стараются поймать чижика в воздухе. Если кому-либо удается его поймать, он меняется ролью с водящим. Если чижика никому не удалось поймать, его берет с земли ближайший игрок и старается бросить так, чтобы он попал в квадрат, из которого его посылал в поле водящий. Если попадет, то меняется ролью с водящим. Если не попадет, то водящий с места приземления чижика опять тем же способом, как и раньше, наподдает его в поле. И так игра продолжается все время с меняющимся водящим.
Играя в чижика, надо соблюдать следующие условия. Если водящий с первого раза промахнулся и не смог отбить чижика, ему дается право еще на одну или две попытки. Если он не сможет отбить чижика и за три раза, то меняется с каким-либо игроком поля по его выбору или согласно очередности.
Можно ввести в игру и такое правило: когда игрок поля бросает чижика в квадрат, водящий, защищая этот квадрат, может отбить битой летящий к нему чижик. Если водящий промахнется, и чижик все-таки попадет в квадрат, водящий меняется ролью с тем игроком поля, которому удался этот бросок.