Занятие «Конструируем КТД»

X 06755913m.jpg

Занятие состоит из нескольких этапов. Первый и второй являются своеобразной творческой раз- минкой, которая должна обеспечить атмосферу и игровой настрой участников, а также постепенность в усложнении творческих задач. Третий этап - основной, на котором и происходит разработка новых форм. Каждый этап отличается своей методической ценностью, так как обогащает участников кон- кретными идеями.

Во вводной части занятия вожатому необходимо настроить ребят на активную работу, рассказать о методических особенностях коллективно-творческого дела, предложить им привести соответствую- щие примеры коллективно-творческих дел, либо назвать подобные дела самому.

Всех участников занятия нужно разделить на небольшие группы численностью от 3 до 7 человек.


1-ый этап. «Опыт».

Ребятам предлагается для начала обратиться к своему опыту и вспомнить те КТД, которые им уже известны.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огла- сить его и сдать вожатому (или его помощнику), ответить на вопросы других групп.

Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел.

Вожатый внимательно следит за тем, какие дела называют дети, с целью уточнения может сам за- давать вопросы. Он имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначающие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т.п.).

Группы, отвечая на вопросы участников и вожатого, должны кратко охарактеризовать предлагае- мые формы.

Помощники вожатого (или же он сам) могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуа- цию творческой конкуренции и позволит активизировать участников.

При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально в их перечне и сколько осталось после исключения уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего количества дел, названных всеми участниками.) После выступления всех групп вожатый мо- жет предложить участникам дополнить общий перечень, если по ходу удалось вспомнить что-то еще (каждое дополнение приносит группе одно очко).

Таким образом, на этом этапе в определенном смысле организуется обмен опытом между ребя- тами - участниками занятия.


2-ой этап. «Вариация».

Вожатый объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. На- пример, такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т.п. Задание группам. За одну (или две) минуту предложить как можно больше различных ва- риантов одной из форм КТД. Всем группам может быть дана одна и та же форма либо ка- ждой группе своя. Предлагать уже прозвучавшие на 1 этапе дела группы не должны.

Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое дело.

На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи творческих коллективных дел, никогда и никем ранее не проводившихся. На такие идеи вожатому следует обратить внимание участников.

Абсолютно нереальные на первый взгляд идеи не стоит сразу отвергать, предложите их развить. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.


3-ий этап. «Идеи» (или «Защита идей»).

Вожатый объясняет, что принцип разработки новых дел лучше всего освоить на примере сюжетно- ролевых КТД, Их отличительными признаками являются:

- наличие сюжета, по которому развиваются «события»;
- роли, выполняемые участниками;
- правила игрового поведения.

Чтобы разработать новую форму дела, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Что может стать основой для выбора сюжета, послужить импульсом идеи для его разработки? Можно предложить по крайней мере три пути для поиска.

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальном жизни учре- ждения или их комплексы. Например, мастерская, академия, город и т.п. Чтобы разработать сюжет- но-ролевое КТД, надо представить себе, как можно «сыграть» в это учреждение. Например, возьмем такое учреждение, как аптека. В аптеку приходят люди за лекарствами. Работники аптеки предлагают лекарства, дают советы по лечению и профилактике заболеваний. Роли «работников аптеки», «боль- ных», «болезней», «лекарств» могут с успехом сыграть ребята даже младшего возраста. А если по- фантазировать, то можно придумать аптеку не простую, а, скажем, «зеленую», где «живут» препара- ты лекарственных растений, которые готовы помочь человеку и сразиться с его недугами. Но и они, в свою очередь, обратятся к нему за помощью и защитой. Рассуждая аналогичным образом, используя знания о различных учреждениях, можно придумать множество разнообразных сюжетно-ролевых КТД.

Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни. Например, фес- тиваль, пресс-конференция, путешествие и т.д. Традиционный ход этих событий в жизни подскажет общий замысел КТД.

В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах. Например, шкатулка. Она может быть, скажем, музыкальной. Открывая ее, знакомишься с музыкальными произведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая страницы которого узнаешь много интересного.

После такого рассказа ребята получают творческие задания. У вожатого должны быть заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы.

Примерный набор карточек может быть таким (каждый ряд слов можно написать на карточках опре- деленным цветом):

1 - академия, аптека, почта, цирк, музей, клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.;
2 - путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, тур-нир, парад и т.п.;
3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п.

Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда (выбирает представи- тель группы). Разработать новое КТД и подготовить его защиту. При защите необходимо отразить следующее:

- назвать форму, указать возраст и количество возможных участников;
- сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может быть интересно и полезно ребятам;
- изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела;
- охарактеризовать возможные способы подготовки дела.

Время на подготовку групп — 20 минут.

Чтобы ребятам было легче выполнять задание - придумывать «новое КТД», можно предложить им следующий алгоритм деятельности:

1. Выбрать в каждой карточке по одному слову, обозначающему предмет, событие и учреж- дение. (Можно и не раздавать группам готовые карточки, а попросить ребят самих придумать слова- ассоциации к словам «учреждение», «событие», «предмет».)

2. К выбранным словам нужно придумать по три-пять слов-ассоциаций.

3. Составить предложение из слов-ассоциаций (взять по одному из каждого ряда) или не- сколько предложений.

4. В группе (до этого момента ребята могут работать индивидуально) из всех предложений выбрать наиболее понравившиеся и составить из них связный рассказ (сказку, историю и т.д.). По су-ти, рассказ уже является сюжетом, идеей дела.

5. По составленному рассказу определить название дела.

6. Ответить на вопросы:

- Что? (Какое будет дело, его форма.)
- Где? (Место проведения дела.)
- Когда? (Время проведения.)
- Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела.)
- Зачем? (Полезность дела для ребенка и вожатого.)
- Как? (Метод подготовки дела.)

По истечении отведенного времени вожатый объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники занятия могут задать группе вопросы, а потом высказать свои суждения, мне- ния о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью, например, цветовых карто- чек, представляющих шкалу оценок, по каждому из параметров: возможность воплощения на прак- тике, оригинальность замысла и т.д.

Пока идет защита, помощники вожатого (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется «группа- лидер» каждого этапа занятия и «абсолютный чемпион»; обращается внимание участников на общий перечень дел, составленный в ходе занятия; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.


4-ый этап. Вожатый проводит коллективный анализ занятия.

На общее обсуждение выносятся вопросы:

- есть ли у ребят удовлетворение от проделанной работы;
- чем было интересно и полезно данное занятие, что нового узнали и открыли для себя ребята в ходе его проведения;
- кого из своего отряда ребята лучше узнали или увидели с необычной стороны, кого можно отметить, поблагодарить;
- что можно было бы сделать по-другому и т.д.

Необходимо помнить, что, каким бы оригинальным и привлекательным ни был замысел-сюжет дела, коллективным творческим оно становится только в том случае, если его участники будут в пол- ной мере его создателями (соавторами) на всех стадиях - от замысла и выдвижения идеи до анализа и оценки результатов.


Вожатый должен понимать, что одно дело — создавать план работы, другое — выполнять его. Он должен ясно представлять себе, как должна быть разделена работа между всеми ребятами отряда. Плох тот вожатый, который все делает или пытается делать своими собственным руками. Величайшее искусство вожатого — лидера, организатора, руководителя состоит в том, чтобы ребята, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, а возможно, были убеждены, что они сами, а не вожатый нашли выход из положения.