Закономерности возрастного развития ребенка
Краткая характеристика детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
Младший возраст называют вершиной детства
- Учение – ведущая деятельность Детская непосредственность утрачивается, появляется логика мышления.
- Высокий авторитет взрослого Дети охотно принимают руководство старших. К их предложениям относятся с доверием, готовностью откликаться на них. Суждения и оценки взрослого становятся суждениями и оценками детей. Резкие замечания «Ты подводишь отряд», «Ты мешаешь всем» могут стать ярлыком, характеризующим ребенка в коллективе. Лишняя похвала может также нанести вред. Дети начнут избегать этого ребенка, и относится с нескрываемой неприязнью. Возрастает роль оценок, мнения окружающих.
- Взрослый – защита и опора Оставшись вдалеке от родителей, дети видят в вожатых защиту
- Отсутствие или слабое развитие навыков самообслуживания Часто детям этого возраста требуется элементарная помощь в решении бытовых проблем, выполнении правил личной гигиены.
- Подвижность, эмоциональность, любознательность Интересы детей данного возраста постоянно меняются, так как пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость и верность другу. Захватывают игры с тайнами, приключениями.
- Неумение концентрировать свое внимание на чем-то одном долгое время Осуществляйте систематический контроль за действиями ребенка и детского коллектива
- Первые признаки самостоятельности Дети хотят ощущать себя в положении людей, облеченных обязанностями и ответственностью.
- Сложности коммуникации в малознакомом коллективе Взаимодействовать между собой дети начинают посредством взрослого.
- Дифференциация поведения и предпочтений мальчиков и девочек Рост девочек опережает рост мальчиков. Мальчики шумят, девочки шепчутся. Для популярности мальчиков большое значение имеет сила и ловкость, девочек – привлекательная внешность и красивая одежда.
- Эмоциональность Отличаются большой жизнерадостностью.
Краткая характеристика детей подросткового возраста (11-14 лет)
Средний возраст (подростковый) сопровождается перестройкой организма – половым созреванием.
- Потребность в общении Присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Интимно-личностное общение, подростковая дружба. Пытаются заслужить уважение, требуют верности и меняют друзей.
- Подростковая субкультура Повышается роль субкультуры, т.е. некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения характерные для молодежи. Желание быть взрослым.
- Требования к себе Возникновение собственных моральных требований и обращение их на себя. Может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может соответствовать этим требованиям.
- Стремление к самостоятельности и независимости Тенденции проявления стремления к независимости усиливаются и связаны с началом интенсивного физиологического созревания. Отстаивает свои новые права и часто идет на конфликт. Если взрослые не учитывают положительного стремления быть взрослым, то это может перейти в упрямость, грубость и резкость.
- Вредные привычки и асоциальные поступки Нежелание отстать от группы и боязнь быть осмеянным. Желание испытать новые ощущения.
- Познавательная активность и любознательность вне рамок школьной программы Поверхность, разбросанность, хаотичность.
- Интерес к собственной личности. Самооценка Не могут достаточно полно проанализировать свои поступки. Склонны к заниженной или завышенной самооценке. Формирование своей точки зрения. Склонность к самоанализу.
- Тяга к романтике и значимой деятельности Способны к серьезным социально-трудовым усилиям.
- «Подростковая лень» и неуклюжесть Для девочек характерны обидчивость, частая и резкая смена настроения. У мальчиков возрастает двигательная активность, суетливость, неусидчивость. Снижение работоспособности.
- Способность к сложной и малоинтересной работе Способны сознательно добиваться поставленной цели
- Признание завоеванного авторитета взрослого Склонны признавать только настоящий авторитет, сопротивляются критике.
- Ценностный конфликт Отстаивание собственного понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности. Зачастую вожатые используют методику «Критикуешь – делай сам!» или «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – защищай, защищаешь – делай!».
Краткая характеристика детей старшего возраста (15-17 лет)
Молодой человек разными способами пытается приобщиться к жизни взрослых
- Устремление в будущее Без достаточной уверенности в себе подростки не смогут сделать нужный шаг. Самооценка ранней юности выше подростковой.
- Формирование самосознания и собственного мировоззрения Период стабилизации личности. Формируется мировоззрение. #Стремление заново критически осмыслить все окружающее, создать теории любви и жизни.
- Профессиональное и личное самоопределение Выбирает будущую профессию. Мотивы осознанны.
- Доказательство своей независимости Независимость от семьи. Пренебрежительное отношение к советам старших. Повышенное влияние сверстников. Единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
- Различие в развитии между детьми, мальчиками и девочками Завершается рост скелета. Мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года. Наблюдается беспокойство за своей внешностью, привыкание к своему телу. У девушек – потребность к ласке и нежности, у молодых людей – чувственно-сексуальное влечение к физической близости.
- Интерес к отдельным сверстникам, противоположному полу Появляется первая любовь. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше.
Дополнительно