Заключительные упражнения
«Обращение к группе»
Каждый из членов группы обращается ко всей группе с любыми словами, которые он хотел бы сказать всем.
«Я подарю тебе…»
Каждый участник группы по очереди говорит о том, что он хотел бы подарить каждому из коллег по тренингу.
«Говорящие вещи»
Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.
Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?
«Транспорт»
Участникам группы предлагается изобразить какой-либо вид транспорта. Каждый участник выбирает в нём какой-либо предмет, или часть, которую он будет изображать (например, мотор, компостер, руль и т.д.) Какую деталь выбрал? Какую функцию она выполняет здесь? Ты сам выбрал? Какой деталью ты тоже бы хотел стать, почему?
«Зубы дареного коня»
В тренингах тема рождения является чрезвычайно популярной и обыгрывается с помощью самых разных приёмов. Связано это, по - видимому, с обилием приятных ассоциаций, возникающих у большинства участников в связи с этой темой, и с благодатным полем для игровых фантазий, продуцируемых словом «подарки». Одним из возможных вариантов игровых процедур, построенных на теме дня рождения и подарков, и является упражнение «Зубы дареного коня». Группа разбивается на шестёрки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от 1 до 6.
В принципе это упражнение можно проводить и со всей подгруппой в общем кругу, но в целях экономии времени и избегания утомления в большой группе всё же предпочтительней работа в шестёрках.
Дальнейший текст ведущего было бы хорошо сопровождать негромкой лирической музыкой ( Deep Purple) для создания необходимой атмосферы. Как и все слова ведущего в описываемых играх, этот текст является примерным. Каждый тренер может давать вводную по-своему, лишь бы её содержание приблизительно соответствовало приведённому ниже.
Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех – день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определённый рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого..»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно всё, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.
В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чём мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы - волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет…
А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к « Зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он « попал в точку» со своим подарком. Чётко аргументируйте своё мнение. Если вы не хотите принимать преподнесённый вам дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.
Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без ваашего подарка он просто погибнет тут же на месте.
Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.
После того, как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и так далее. Пожалуйста, приступайте! С днём рождения!
Когда каждый из участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующие вопросы:
Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»? Иными словами, кто оказался синтонным внутренним миром своих товарищей по подгруппе?
За счёт чего это произошло?
Какого типа были подарки?
Какие из них оказались самыми удачными?
Каков самый оригинальный подарок?
Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без исключения?
Если да, то не является ли причиной их всеядности нежелание обидеть дарителей?
Все ли сумели быть искренними?
Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?
Насколько трудным было отказываться от подарков?
Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?
И т.п.
Как и многие другие упражнения такого типа, игра «Зубы дареного коня» предоставляет участникам две важные возможности: во-первых, испытать себя в качестве «душеведа», способного к эмпатии и синтонности, и, во-вторых, получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми.
«Монстр»
«Все мы признаём за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставят в огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признаёт за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» - и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, о про те, которые назвали у нашего чучела другие». Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько «черт чучела». После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.
«Победи своего дракона»
Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день, почти каждый решает убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он всё больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких. Ребятам предлагается склеить или нарисовать по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности. После выполнения задания участникам группы предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе. Для сочинения каждой группе или отдельному участнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу «карт Проппа». Можно использовать набор из 15-ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы; Участники могут вытянуть наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе. На написание истории даётся примерно 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории. Что проявилось в этой истории? Может ли эта сказка реально «победить своего дракона» и в чём? Думал ли кто-нибудь, что действительно можно сделать со своими «драконами».
«Звезда»
Какие самые-самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе, что ты уникальный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: «Ты уникальный человек!»? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь…. Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звёзды отличаются друг от друга по цвету, некоторые по величине.
Но каждый из нас несёт в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду…. Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоём сердце, в животе или где-то ещё. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку…. Подождите пока все подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду. Прекрасно! Ты нашёл свою звезду. Посмотри на неё повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь улыбку на всём её лице?
А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку. Подождите, пока все подадут этот сигнал. Твоя звезда смеётся или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. Осторожно – осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси её к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь всё, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку. Снова дождитесь, когда все подадут сигнал. Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал её. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!»…. А теперь ты можешь потянуться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя людей в классе и возвращайся к нам. Где ты нашёл свою особую звезду? Есть ли у неё имя? Тебе она нравится? Что она сказала тебе? Теперь ты веришь в свою уникальность и особенность? Как ты себя сейчас чувствуешь? Хочешь ли ты время от времени слышать от других людей о том, что ты уникальный, особенный человек?
«Передай тепло»
Под расслабляющую музыку, Все ходят в хаотичном порядке по комнате. Наладив с кем-либо контакт глазами, участники группы подходят друг к другу, обнимаются и вместе делают три глубоких вдоха и выдоха. Итак, пока многие из группы так не по приветствуют друг друга.
«10-ть дел»
Найти 10-ть дел, которыми занимаешься в данный момент, но которые не пригодятся в будущем. Почему ты ими занимаешься? Какую роль они будут играть в будущем?
«Шкала стульев»
Выстраивается ряд стульев. Один его конец символизирует «Я готов всё отдать людям», а другой соответственно противоположный ему. Участникам группы предлагается распределиться между этими двумя полюсами. При это где какой полюс не говорится. После этого каждый участник пишет другому, своему соседу, а после перемещаясь каждому участнику группы, записку в которой написано какое место между эти полюсами занимает этот человек. После сравнивается Какое место выбрал этот человек, какое место ему определили окружающие.
«Страшная тайна»
Участникам группы предлагается написать свою «страшную тайну». Потом ведущий собирает эти листки, и затем раздаёт их участникам так, что каждый получает чужой секрет. Затем каждого просят прочесть доставшийся ему секрет вслух и сказать, какие чувства он или она испытывали бы встань их душа пристанищем такой же тайны. Как правило, этот метод оказывается характерным способом наглядной демонстрации универсальности чужих переживаний, эмпатии окружающих и способности к пониманию.
«Я-реальный; идеальный; глазами других»
Реквизит: Бумага, цветные карандаши.
Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди. В обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Предполагается сделать это же на последнем занятии и сравнить свой рисунок в начале данного курса с рисунком в конце.
«Телеграммы»
Ведущий раздаёт участникам группы по набору «бланков телеграмм» - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает телеграммы. Потом раздаёт их адресатам.
«Сочинение»
Участники группы пишут сочинение о произошедших с ними за этот курс изменениями, что они в себе открыли нового, рассмотрели старого? Что я открыл в себе? Кто я? Как меня видят другие?