Деятельность

228713635 952c13a644m.jpg

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.


Сознание — источник и результат деятельности

В жизни человек сталкивается с различными требованиями окружающего мира. Воспринятые и присвоенные сознанием требования становятся его потребностями. Процесс удовлетворения возникших потребностей и называют деятельностью. Восприятие человеком требований окружающего и своего внутреннего мира субъективно и зависит от уровня личностного развития, развития сознания. Так, например, один человек может воспринять оставленный кем-то в лесу мусор просто как данность, а другой — как требование привести это место в состояние естественной гармонии, убрав мусор. В жизни мы постоянно сталкиваемся с такими внешними и внутренними стимулами — требованиями, но не все они становятся нашими потребностями. Можно условно выделить несколько уровней требований — потребностей: С одной стороны, под влиянием возникающих потребностей формируется сознание, с другой, сознание становится источником возникновения новых потребностей

  • Требования - Потребности
  • Физиологические - В еде, питье, продолжении рода. В безопасности В защищенности, комфортности, уюте.
  • Эстетические - В красоте, гармонии.
  • Познавательные - В познании, исследовании, изучении, осмысливании.
  • Профессиональные - В овладении ремеслом, практическими умениями и навыками, определенной областью человеческой деятельности.
  • Социальные - В общении, взаимодействии, дружбе.
  • Самоактуализации - В реализации своего внутреннего потенциала, выражении себя, своей сущности, реализации способностей, талантов, задатков.
  • Нравственные - Жить в согласии с совестью, служить другим людям, любить.


Мотивы — движущая сила деятельности

В основе деятельности всегда лежит мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет деятельность. Источник мотива — возникшие потребности. Зная потребности человека, можно предположить те мотивы, которыми он руководствовался при осуществлении деятельности. Процесс мотивации деятельности, т.е. повышения интереса к ней, является одним из наиболее значимых в организации и управлении деятельностью. На осуществление деятельности могут влиять различные мотивы.

Мотивы побуждают осуществить ту или иную деятельность для удовлетворения возникших потребностей. В таком случае деятельность будет направлена на создание ценностей, то есть таких условий, при которых потребность будет удовлетворена. Если человек испытывает потребность в воде, то чувство жажды будет мотивом, побуждающим найти воду. Для удовлетворения этой потребности, может быть, будет достаточно открыть кран с водой, а может быть, придется копать колодец. Мотивом более сложных потребностей, например, потребности подростка в том, чтобы его уважали, может выступать чувство собственного достоинства. Однако ценности для удовлетворения этой потребности могут быть выбраны как верные (желание доказать свою состоятельность в значимой деятельности, добиться успехов в спорте или творчестве), так и ложные (желание избить сверстников, бравада, демонстрация наплевательского отношения и т.д.).

В соответствии с теорией ценностного обмена мотивами деятельности можно управлять, если некто станет определенной ценностью для того, чьей деятельностью он хочет управлять. Чтобы некто сделал ремонт в квартире, надо ему заплатить и тем самым удовлетворить его потребности. Может быть и другой обмен ценностями: не заплатить, а вылечить, научить, накормить и т.д. Если воспитатель хочет стать ценностью для подростка, ему необходимо осознать потребности воспитанника и помочь их удовлетворить. Например, детский лагерь удовлетворяет такие типичные подростковые потребности, как романтические переживания, группирование со сверстниками, самоутверждение и т.д. В то же время детский лагерь предлагает подростку сложную систему ценностей, которые он постепенно осознает. В процессе осознания ценности интериоризуются, то есть становятся внутренней потребностью подростка.


Основные виды деятельности

  • Общение — в широком смысле процесс взаимодействия между людьми. Под общением понимается не только вербальная (речевая) или невербальная (неречевая: мимика, жест и т.д.) коммуникация, но и всякая иная форма деятельности, направленная на установление взаимодействия между людьми.
  • Игра — сложная специфическая форма деятельности, могущая служить ее моделью, направленной на результат. Но игра может также быть самостоятельной деятельностью, имеющей собственное значение и результаты. В первую очередь, игра как самостоятельная деятельность актуальна для детей, но и деятельности взрослых присущи элементы игры.
  • Деятельность обучения — процесс приобретения знаний, умений, навыков.
  • Труд — процесс создания новых ценностей.


Деятельность и развитие психики

Деятельность является главным условием развития психики. Вне деятельности человеческая психика развиваться не может. Для более успешного развития психики деятельность должна ориентироваться на зону ближайшего развития воспитанников — перед ними нужно ставить задачи более сложные, чем те, которые они могут выполнить самостоятельно. Вместе с тем деятельность воспитанников должна опираться на зону их актуального развития.


Деятельность и творчество

Подлинной может быть лишь та деятельность, которая носит творческий характер. В педагогической практике бытует мнение, что творчество — это деятельность, близкая к искусству, деятельность по созданию новых ценностей. Творческий характер может носить всякая деятельность, создающая истинные ценности. Например, процесс общения, закончившийся примирением поссорившихся друзей, является творческой деятельностью. А общение, приведшее к ссоре, не является творческой деятельностью.


Факт необходимости взаимодействия

Изначально есть одна черта, которая является общей для молодых людей, — это желание участвовать в какой-либо деятельности. Организуя соответствующим образом свою деятельность, молодые люди приходят к осознанию, что многое из того, что делается, можно осуществить только усилиями команды, и поэтому молодым людям приходится собираться в группы (как в рамках команды, так и в просто группе). Таким образом, факт необходимости взаимодействия стимулирует каждого играть свою роль в том, чтобы осуществить свою деятельность и сделать этот опыт значимым, развивая свои таланты и умения. Регулярно участвуя в этом процессе в составе малой группы, дети, подростки и молодые люди узнают друг друга со своими достоинствами и недостатками, и между ними зарождается тесная связь. Эта связь важна по нескольким причинам:

  • она способствует эмоциональному развитию, зарождая чувство принадлежности к единой команде, чувство того, что тебя ценят,
  • она дает основу для близких дружеских отношений, которые человеку может быть трудно найти где-то еще;
  • сплоченная группа создает благоприятную атмосферу, где молодые люди изо всех сил стараются приобрести навыки и опыт, необходимый для жизни и совместной деятельности. Чем разнообразнее навыки, умения, талант и опыт, которые молодые люди могут объединить в команде, тем большие возможности открываются для решения сложных проблем и осуществления деятельности, наполненной смыслом, как для группы, так и для каждой личности;
  • эта связь помогает человеку развить более глубокое понимание значения ответственности и солидарности. Изначально человек может выполнить задачу, прийти на встречу, помочь другому, потому что это "часть правил игры". Когда молодые люди начинают болеть друг за друга, человек выполнит задачу, потому что он знает, что другие рассчитывают на него и что он не хочет их подвести;
  • молодой человек, который ищет одобрения сверстников, наблюдает за реакцией группы на свое поведение и отношение к нему. Таким образом, имеет место "эффект зеркала". Следовательно, его можно вдохновить развивать самосознание в большей мере, что часто приводит к изменению отношения к себе и характера поведения. Например, в нерешительном можно развить большую напористость, а тому, кто любит командовать можно внушить, что он не один в коллективе.