Дворовые игры

42145m.jpg

Часто сбор на дворовые игры происходит таким образом: один из ребят (вожатый) поднимает руку на уровень живота, сжимает в кулак и оттопыривает большой палец вверх (знак "КЛАСС!"). Дальше он начинает завлекать остальных на игру такими словами. "Собирайся народ, кто в (название игры) играть идёт? "

Большинство дворовых игр начинается с выбора ведущего или начинающей команды. Обычно это делается с помощью считалок.

Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

(хороша для пряток)


На золотом крыльце сидели
Царь, царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честный людей!
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!

и другие.

Советую на лето выучить несколько, они часто пригождаются и не только в дворовых играх.

Итак игры:


1. Светофор

Выходя гулять во двор, каждый стремился надеть на себя что-нибудь разноцветное на тот случай, если будет решено играть в эту игру. На площадке отчерчивались две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это была дорога (как правило, существовала "универсальная" дорога для светофора, "тише едешь" и другихигр).

Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулил на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы "дороги"). А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».


2. Съедобное-несъедобное

Дети становятся в шеренгу или садятся на скамейку. Ведущий встаёт напротив них с мячом. Ведущий кидает мяч и называет слово, если слово "съедобное" (колбаса, конфета), то мяч нужно поймать, если слово "несъедобное" (радио, пол, ПОМОЙКА, то мяч надо отбить. Мяч кидается всех по очереди. Если на "съедобное" слово ребёнок отбил мяч, или на "несъедобное", наоборот, поймал, то он становится ведущим.Ведущий начинает кидать мяч с начала шеренки.


3. Колечко

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:

Колечко-колечко, выйди на крылечко!
- и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.


4. Солдатики

Берутся в лордовской "Солдатики" (колобашки с цифрами). Расставляются на ровной площадке и на небольшом расстоянии от колобашек чертится линия. Все игроки встают друг за другом, первому в руки даётся бита. Ведущий берёт бумажку и ручку и по мере игры записывает имена игроков и их результат. Суть игры сбить 21 очко. Каждый игрок кидает 1 раз и встаёт в конец очереди. После броска считается количество очков на сбитых колобашках. Если сбито 3 и больше колобашек, то результат 0. Результат каждый раз суммируется. Если игрок набирает больше 21 очка, то при следующем его броске результат отнимается. (пример, игрок кинул первый раз, выбил 19, подождал свою очередь, снова кинул, выбил 10, у него общий счёт 29, и при следующем его броске очки уже будут вычитаться, пока не станет 21 или меньше)


5. Али-Баба

Играющие делятся на две, желательно равные, команды, и эти команды встают друг напротив друга на расстоянии 10-20 метров. Игроки в каждой из команд крепко берутся за руки, образуя цепь. Между ними происходит следующий диалог:

• "Али-Баба!"
• "О чем, слуга?"
• "Пятого, десятого, Петю (или Васю, или Катю из команды противников) нам сюда!"

Вызванный игрок разбегается и пытается в каком-нибудь месте порвать неприятельскую цепь (то есть разорвать руки между двумя игроками-противниками). Если ему это удается, он вправе выбрать одного из тех, чьи руки он разбил, и отвести в свою команду. Если у него не получилось разбить цепочку противника, он встает с ними в один ряд. Разрывать цепь руками нельзя, только весом своего тела и силой удара.


6. Череп

На площадке чертятся круги, по формуле -1 один от общего количества игроков (то есть, если игроков 15, то кругов будет 14). По считалочке выбирается ведущий. (В лагере может начать вожатый) Он начинает рассказывать историю, придуманную на ходу, отходя в это время по дальше от кругов и ведя за собой всех игроков. Как только в этой истории появляется ключевое слово "Череп"(именно череп, не черепушка или черепица),то все игроки бегут к площадке с кругами и встают в один из них, кому не хватает круга и становится следующим ведущим. Для разнообразия можно менять ключевое слово.


7. Вышибала

Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера. Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться, и особо хитрые могут прикрываться соседями. «Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.


Пятнашки:

Пятнашки - самая известная из всех народных игр. Используется в различных вариантах. Основные правила водящий ("пятнашка", "вода") должен дотронутся до любого из играющих.

Варианты игры "пятнашки": 1) Водящими становятся все, кого касается водящий. Игра продолжается до поимки всех играющих. 2) Пятнать разрешается только в ограниченные области ( спина, эмблема таэквон-до и т.д.) 3) Пятнать разрешается только предметом (мячом, макиварой-ракеткой и т.д.) 4) Пятнать разрешается предметом в обусловленное место (спину и т.д.) 5) Пара водящих держится руками или связана между собой поясами. 6) Водящему разрешено ловить играющих до момента попадания в "дом" (скамейка, шведская лестница и т.д.) 7) Пятнашки на одной ноге. 8) Пятнашки сидя. 9) Пятнашки на четырех точках ("тараканом")


Ловишки:

Четверо водящих должны ловить играющих, взяв их в кольцо руками. Каждый новый пойманный становится в линию водящих. Когда водящих становится 8, они могут делятся на две группы.


Коршун и наседка:

Один игрок становится водящим -"коршуном". Остальные выстраиваются в колонну. Первый в колонне -"наседка". Задача коршуна дотронуться рукой до последнего в колонне. Если от колонны отрывается несколько человек, они становятся добычей коршуна, если он успевает коснуться каждого из них до того, как они вновь встанут в колонну.


Вытолкни мяч:

Играющие становятся в круг лицом. Водящий находится в центре круга. Его задача вытолкнуть мяч из круга. Вариантами игры могут быть разные положения игроков - сидя, в упоре лежа. Тот, кто выпускает мяч из круга, становится водящим и его задача втолкнуть мяч в круг.


Блуждающий мяч:

Играющие стоят спиной в круг. Они передают друг другу мяч, не давая коснуться водящему. Мяч передается любому соседу сбоку. Водящим становится любой, уронивший мяч, и тот, в чьих руках водящий касается мяча.


Штандер:

Участники игры становятся вокруг водящего, который бросает мяч вверх и называет одного из игроков по имени. Тот, кого назвали по имени, становится водящим. Он должен поймать мяч. Остальные разбегаются как можно дальше. Поймав мяч, водящий стаётся на месте и кричит: "стоп!". Все игроки должны остановиться на своих местах. Водящий выбирает одного из игроков и старается попасть в него мячом. Если водящий промахивается или игрок ловит мяч, то водящий получает штрафное очко. Если игрок не смог увернуться от мяча, оторвал ступни от пола или не поймал мяч, то он получает штрафное очко и становится водящим.


Мяч в линии:

Играющие становятся лицом друг к другу в две линии. В каждой линии игроки разных команд чередуются через одного. Напротив игрока одной команды,должен стоять игрок другой. Укаждой команды по одному мячу. Задача играющих, предавая мяч от своего игрока в одной линии, своему игроку в другой линии, довести мяч от начала до конца шеренги и обратно. За упавший мяч назначается штрафное окно.


Мяч в линии 2:

Две команды стоят в шеренгах друг против друга. Крайний игрок бросает мяч стоящему напротив. Тот бросает его обратно следующему игроку. Тот, кто не смог поймать мяча, переходит на сторону противника. Игру можно продолжать до тех пор, пока некоторое количество участников не перейдет на другую сторону. Как вариант усложнения, можно играть двумя мячами одновременно.


Липкие пеньки:

Несколько человек садятся на корточки в центре площадки. Задача остальных игроков проскочить над сидящими так, чтобы они их не задели руками.


Стрелок:

Водящий страновится с мячом в очерченный круг. Его задача попасть мячом в пробегающих мимо него игроков. Игрок, в которого попали мячом, становится водящим. Если игроки ловят мяч руками или водящий промахивается то ему просто возвращают мяч.


Выбивалы:

Играющие делятся на две команды. На площадке размечаются две линии. Между ними находится одна команда. Другая команда делится поровну и становится за линиями. Их задача попасть мячом или несколькими мячами в игроков противоположной команды. Засчитываются только прямые попадания. Если игрок ловит попавший в него мяч руками, то он не считается вышедшим из игры.


Перестрелка:

Играющие делятся на две команды. На площадке размечаются две линии. Между ними находится одна команда. Другая команда делится поровну и становится за линиями. В игре используется 2 или 3 мяча.Один мяч должен отличаться по цвету. Задача игрокам обеих команд, попасть мячом или несколькими мячами в игроков противоположной команды. Причем каждая команда имеет право бросать только мяч "своего" цвета. Засчитываются только прямые попадания. Если игрок ловит попавший в него мяч руками, то он не считается вышедшим из игры. Если в игре 3 мяча, то два мяча имеет право бросать та команда, которая располагается вне очерченных границ.


Жмурки - носилки:

Две команды строятся в колонны. В противоположном конце площадки находятся два любых предмета. Задача играющих по очереди, с завязанными глазами, приносить и уносить предметы.


Солнышко:

Играющие становятся в колонны, по 3-5 человек. Колонны должны стоять в виде лучей солнца по кругу, лицом в центр. Один или два человека становятся водящими. Водящий подходит к любой тройке игроков и хлопает по плечу последнего. Последний хлопает предпоследнего и так до стоящего впереди. Впередистоящий начинает бег вокруг остальных игроков, стоящих в виде солнечных лучей. Те, кто стоят за направляющим должны бежать за ним в ту же сторону, чтобы успеть пробежать круг и занять свое место в луче. Водящий так же бежит вместе со всеми. Его задача прибежать раньше одного из бегущих, чтобы занять его место в луче. Тот, кому не остается места в луче, становится водящим. Один из вариантов игры: перед началом бега, направляющий называет цифру от одного до трех. Цифра обозначает количество кругов, которое должны сделать бегущие до занятия места в луче.


Обгони:

Играющие становятся в шеренгу. Водящий подходит к последнему игроку сзади и делает хлопок по плечу. Оба игрока стараются бежать к началу шеренги. Прибежавший последним становится водящим.


Лови:

Игроки стоят спиной центру круга. Водящий , который находися в кругу, делает хлопок по плечу одного из игроков и говорит: "лови!". Этот игрок начинает бег по кругу, а водящий становится на его место. Когда игрок бежит влево, за ним должен бежать сосед справа и наоборот. Задача бегущих занять единственное свободное место в кругу, рядом с водящим. Последний прибежавший становится водящим.


Займи место:

Играющие становятся лицом в круг, держась за руки. Водящий хлопает любого игрока по плечу. Игрок называет количество кругов для бега и начинает движение. Водящий должен начать бег в противоположную сторону. Пробежавший названное количество кругов последним, становится водящим.


Город:

Играющие строятся в шеренгу. На другом конце площадки отмечается участок - город. Водящий хлопает по ладони любого игрока и бежит в сторону города. Игрок старается обогнать водящего. Кто прибегает первым - остается в городе, последний становится водящим.


Перехватчик:

Водящий стоит в центре площадки. Задача игроков пробегать мимо водящего так, чтобы он не задел их. Водящим становится тот, кого задевает водящий или тот, кто остается самым последним при игре на выбывание.


Луна и солнце:

Выбираются два капитана. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. Все остальные стоят в стороне и подходят к ним по одному. Тихо, чтобы другие не слышали, Каждый говорит, что он выбирает, луну или солнце и становится в соответствующую команду. Когда все участники разделяся на команды, капитаны берутся за руки, а остальные члены команды становятся сзади, держась за пояс. Команды должны перетянуть капитана противников через разделительную черту.


Репка:

Самый крепкий игрок держится за неподвижную опору. Остальные, держась за пояс, стараются оторвать его от опоры.


Ручейки и озера:

Игроки стоят в нескольких колоннах. По команде: "Ручейки", играющие начинают двигаться "змейкой". По команде: "Озера", садятся к круг, держась за руки.


Борьба на палке:

Двое игроков садятся на полу, держась руками за палку, и упираясь друг в друга ступнями. По сигналу они стараются перетянуть противника.


Поймай мяч:

Игроки одной команды перебрасывают мяч друг другу. Задача игроков другой команды завладеть мячом. В случае падения, мяч переходит к противнику.


День и ночь:

Одна команда начинает ловить игроков другой команды по сигналу: "День". По сигналу "Ночь", они меняются ролями. Пойманные игроки могут переходить на сторону другой команды или выбывать из игры.


Взять в плен:

Две команды строятся в линиях, на противоположных концах площадки. Один из игроков подходит к другой команде и, выполнив хлопок по ладони одного из противников, старается убежать от него в свою шеренгу. Если противник догоняет его, то игрок попадает в плен. Если нет, то в плен попадает догоняющий.


Крепость:

Игроки делятся на нападающих и защитников. В центре площадки находится предмет. Защитники не дают нападающим дотронуться или взять этот предмет.


Семь камней:

В центре площадки строится башня из нескольких предметов. Одна команда назначает около нее сторожа. Остальные члены команды распределяются по всей площадке, на расстоянии нескольких метров от башни. Вторая команда старается сбить башню, катая мяч по очереди. Как только башня будет сбита, сторож башни бросает мяч игрокам своей команды, которые стараются попасть мячом в противников, не сходя со своего места. Те, кто разрушили башню, стараются восстановить её и не попасть под удар мяча. Выигравшей считается та команда, которая сумела построить башню или выбила мячом всех противников.


Мельница:

Игроки становятся лицом в круг, на растоянии 2-3 метров. Игроки быстро бросают мяч другим игрокам в руки. Тот, кто роняет мяч, получает штрафное очко или выходит из игры.


Передай мяч:

Игроки бегут по кругу, друг за другом и перебрасывают мяч тем, кто бежит сзади. Тот, кто роняет мяч, получает штрафное очко или выходит из игры.


Хлопки:

Игроки сидят в кругу, на корточках, положив ладони рук на пол. Каждая правая рука перекрещивается с левой рукой соседа справа. Начав хлопок ладонью по полу, все игроки должны выполнять хлопки друг за другом, сохраняя очередность. Тот кто выполнить хлопок раньше времени или неуспевает выполнить хлопок до счета "три", выходит из игры.


Подними руку, сосед:

Играющие стоят лицом к центру круга. Водящий подходит к любому игроку и говорит: "Руки" или "Ноги". Игрок остается неподвижным, но его соседи обязаны выполнить команду водящего: сосед слева поднять левую руку или ногу, а сосед справа - правую. Тот, кто путает ноги или руки, становится водящим.


Три - пятнадцать:

Все игроки становятся в круг, выставив одну ногу вперед так, чтобы ступня касалась ступней остальных играющих. По команде: "Три - пятнадцать", все стараются отпрыгнуть как можно дальше. Тот, кто прыгнул дальше всех, делает прыжок по часовой стрелке на своего соседа. Его задача задеть своей ступней ступню соседа. Сосед делает прыжок от атакующего. Далее, если его не задели по ступне и не вывели из игры, он прыгает на следующего по порядку игрока. Игроки выполняют прыжки строго по очередности. Тот, кто забывает оторвать ноги от пола во время атаки на него, или прыгает, когда такой атаки не производится, обязан выйти из игры.