Двадцать вопросов

Mal109-vi.jpg

Один человек удаляется от группы или плотно закрывает уши. Остальные загадывают слово – имя существительное, обозначающее какой-нибудь предмет или живое существо, и определяет, к какой группе он (оно) относится по происхождению: растительной, животной или минеральной. Водящий должен догадаться, какое слово загадали его друзья. Он имеет право задать ровно двадцать вопросов, ответы на которые только «да» или «нет», отвечают ему все вместе – таким образом, в игре могут принимать участие все присутствующие, хоть тридцать человек. Эта игра была взята из популярного английского телешоу, в котором водящий задавал свои вопросы целому залу.

Если вы впервые начинаете играть в «двадцать вопросов», будет лучше, если первым водящим будет учитель. Приведу для примера один вариант игры.

Загадали слово «табуретка».

Сообщили о происхождении: растительная (потому что чаще всего сделана из дерева), но бывает и минеральная (если она сделана из пластика).

Вопрос. Это живое растение? (Вопрос необходим, чтобы понять, загадано конкретное растение или предмет, сделанный из чего-то растительного).

Ответ. Нет.

Вывод (лучше его всегда произносить вслух, особенно когда отгадывает учитель). Значит, этот предмет сделан из растений или из растения. Это может быть что-то деревянное, бумажное. Может быть, растительное масло, ткань, что-то, о чем я пока не вспомнил. Начнем с деревянного.

Вопрос. Этот предмет сделан из дерева?

Ответ. Да.

Вопрос. Это какая-то мебель?

Ответ. Да.

И так далее. Ребята обязательно считают количество заданных вопросов. После двадцатого вопроса водящий должен сказать загаданное слово. Игра очень интересная, развивает логику всех участников; часто довольно познавательна, так как можно обсуждать, почему джинсы – предмет растительного происхождения. А если загадано какое-то животное, то вопросы типа: «У этого животного четырехкамерное сердце?» – заставляют ребят систематизировать свои знания по биологии.

Совет. Быть ведущим в игре сложно. После того как в этой роли побывал учитель, лучше предложить быть ведущим ребенку с наиболее развитым логическим мышлением, хорошо знающим предмет игры (если для нее выбирается некоторая знаниевая сфера). Бывает, что кто-то из ребят очень стремится водить, но в результате никак не может отгадать слово. В этом случае можно с ним поработать отдельно: подготовить к следующей игре, объяснить, чем отличаются системные вопросы от конкретных. Эта игра может стать важной отправной точкой для повышения интереса ребят к учебным предметам. Например, чтобы отгадать животное, мало знать названия видов, нужно понимать систематику животного мира и именно ей уделить внимание.