Large kidneycampkidwebm.jpg

Сперва кратко:

  1. Площадка: Игровая площадка состоит из квадрата (1х1м), линий «кон» и двух «полукон», удаленных от квадрата на 10м и 5м соответственно.
  2. Инвентарь: Каждая команда имеет 2 биты и 5 рюх (городков), из которых строит фигуры в квадрате.
  3. Команда: Состав команды 3 человек (юноши). Каждый участник команды имеет свой порядковый номер от 1 до 3, согласно этим номерам участники бросают по две биты каждый.
  4. Правила игры: Судья выставляет фигуры в центре квадрата. По свистку судьи команда начинает выбивать рюхи из квадрата с линии «кон», по вылету одной рюхи из квадрата игроки переходят на линию «полукон», и выбивают оставшиеся рюхи с этой линии по вылету еще одной рюхи игроки перемещаются еще на одну линию «полукон». Новую фигуру игроки начинают выбивать опять с линии «кон». Рюха, касающаяся линий (боковых и задней), ставится на «попа». Судья учитывает брошенные командой биты. Время каждой команды не ограниченно, но за умышленную задержку времени команда может быть наказана штрафными очками (1 штрафное очко – 1 бита). Оргкомитет оставляет за собой право заменить одни фигуры на другие, предупредив представителей команд.
  5. Определение победителей: При определении победителей учитывается:
    • общее количество бит, затраченных на выбивание фигур;
    • количество бит, затраченных на выбивание одной фигуры (если общее количество бит одинаково у двух или более команд, преимущество получает команда, имеющая меньшее количество затраченных бит на фигуры).



Эта старинная русская игра привлекает своей удалью, остротой борьбы, необходимостью проявлять глазомер, силу. Для игры в городки требуются биты и сами городки.

Биты лучше сделать из твердых пород дерева. Длина бит 75— 80 см, диаметр 4—5 см. Городки делаются из круглых березовых брусков диаметром 4—5 см и длиною 15 см+3 см.

Размеры городошной площадки могут быть самыми разнообразными: она может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от возраста играющих.

Играть можно один на один или командой на команду. Из пяти городков, или рюх, строятся 15 фигур (см. рисунок): пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, пулеметное гнездо, тир, вилка, коленчатый вал, стрела, рак, ракетка, самолет, письмо, серп.

Для ребят младшего возраста разыгрывается 5—6 фигур, для среднего — до 10, а для старшего возраста и тренированных ребят — весь комплект, т.е. 15 фигур.

Команда по жребию получает правый или левый город. Правый город бьет первым. У каждого игрока — две биты. Задача: как можно меньшим количеством ударов выбить из своего города как можно больше фигур. Сначала бьют все игроки одной команды, затем — другой.

Каждый делает по 2 удара. На рисунке пронумерованы городошные фигуры — такова в принципе и очередность их построения для выбивания Все фигуры (кроме "письма") устанавливают на передней линии города.

Sport4.JPG

Sport5.JPG

В городках каждую новую фигуру выбивают с кона. Например, первый удар первого игрока — мимо. Второй удар — опять промах. Второму игроку повезло больше: с первого удара он выбивает из города одну рюху "пушки". Теперь он уже бьет с полукона — еще 2 рюхи покидают город. Третий игрок (с полукона!) добивает "пушку" одним ударом.

Устанавливается новая фигура — "звезда", и выбивать ее опять начинают с кона.

Самая трудная фигура — "письмо". Она единственная выбивается только с кона, более того — сначала надо выбить "центральный городок". Называется такой удар "распечатыванием письма".

Но если одновременно с центральной рюхой будет выбита еще хоть одна рюха, то "письмо" придется "распечатывать" заново.

При игре в городки рюха считается выбитой, если она полностью вышла за боковую или заднюю часть города. Если же осталась на черте или закатилась в пригород, то ее необходимо продолжать выбивать.

Удар городошнику не засчитывается, если он, бросая биту, переступил черту кона или полукона.

В городках счет ведется на очки. Команда, затратившая на все 15 (или 10) фигур наименьшее количество бит, зарабатывает очко. Периодов в игре может быть несколько (и, чтобы не было споров, лучше договариваться об их количестве заранее).

Если вы играете вдвоем, то лучше запастись десятком бит и бросать все десять сначала одному, потом — другому (чтобы не бегать туда-обратно). В некоторых случаях команды обходятся одним городом — все равно ведь бросают биты по очереди. Но лучше все же каждой команде иметь свой кон, полукон, город и после каждого периода обмениваться ими.

В городки играют и летом и зимой.




Для игры выбирается ровное место. Площадь, где чертятся«города», должна быть выложена досками или зацементирована. В противном случае она быстро выйдет из строя. Сзади площадки делается насыпь, чтобы биты далеко не вылетали. В городки играют один на один или команды от 2 до 5 человек. Перед началом в городках устанавливают первую фигуру, и по жребию одна из команд начинает игру. После того как каждый игрок первой команды поочередно пробьет по 2 биты, чтобы выбить фигуры, вступает в игру другая команда. И так до тех пор, пока какая-либо из двух команд не выбьет установленное количество фигур:

  1. Пушка.
  2. Звезда.
  3. Колодец.
  4. Артиллерия.
  5. Пулеметное гнездо.
  6. Часовые.
  7. Тир.
  8. Вилка.
  9. Стрела.
  10. Коленчатый вал.
  11. Ракета.
  12. Рак.
  13. Серп.
  14. Самолет.
  15. Закрытое письмо.

В играх пользуются не всеми фигурами: например, для 9—10 лет — 6 фигур — 1, 4, 5, 11, 14, 15; для 11—12 лет — 10 фигур — не ставятся фигуры 6, 7, 8, 9, 10. Любую фигуру начинают выбивать с«кона». Если выбит хоть один городок, то следующие биты бросают с «полукона». Последняя фигура—«закрытое письмо» выбивается только с «кона». Причем сначала выбивается«марка»—городок, лежащий в центре. Если вместе с этим городком будет выбит и другой, то удар не засчитывается, а городки ставятся на место. Городок считается выбитым, когда он полностью перейдет через одну из линий «города». А городок, вылетевший вперед, вносится обратно в «город» и кладется на переднюю линию «города», за исключением городка, который вылетел в «пригород». Он убирается с площадки. Первенство отряда или лагеря можно провести как по круговой и олимпийской, так и по смешанной системе.

Команда, выигравшая партию, получает 2 очка, а проигравшая—0. При ничейном результате каждой команде дается по 1 очку.

Личные соревнования могут быть проведены и на количество затраченных бит. Тогда участник, затративший не более 70 бит на 20 фигур или 145 бит на 40 фигур с расстояния 10 м из 10 фигур в партии получает право на присвоение ему II юношеского разряда.


Gorodki 1.jpg
Gorodki 2.jpg

Подготовка площадки

  1. Выбрать ровную горизонтальную земляную площадку размером 30×15 м.
  2. По краю широкой стороны натянуть веревку.
  3. Отмерив от веревки 6–7 м, начертить четыре квадрата – города – с длиной стороны 1,5–2 м. Можно пририсовать к каждому из городов снизу по горизонтали трапеции – пригороды, но можно обойтись и без них.
  4. Используя эту же веревку, натянуть ее вновь параллельно нижней линии города или пригорода, отступив 3–4 м от края – в зависимости от возраста играющих; жирно начертить точно напротив города линии полукона по 1,5–2 м.
  5. В третий раз натянуть веревку на уровне линии полукона. Отмерить от нее 2–4 м и обозначить вторую стартовую линию – линию кона – также длиной 1,5–2 м.
  6. Веревку убрать.

Итак, площадка для игры в любительские городки для четырех команд (по 5–6 участников) готова. На это при хорошей сноровке уходит 20–30 мин. Обновить же площадку по старым линиям разметки не составит труда, делать это можно во время перерывов в игре.


Оборудование для игры

Для каждой команды изготавливают по 2–4 биты длиной 70–80 см из крепких березовых черенков для лопат, которые можно купить в магазине хозяйственных товаров (см. рис. 1).

Рюхи размером 15–20 см (5 шт.), из которых строятся фигуры, также выпиливают из черенков. Рюхи каждой отдельно взятой команды должны быть выкрашены в свой цвет, например в желтый, красный, белый, синий. Для каждой команды нужно предусмотреть по 2–3 запасные рюхи, так как в процессе выбивания фигур они могут потеряться в траве.

Для того чтобы игра шла динамично, без сбоев, нужно изготовить из ватмана большой макет с изображениями и названиями фигур городков (см. рис. 2) и приклеить его к жесткому штативу, изготовленному из фанеры и досок. Ведь на первом этапе игры, да и в дальнейшем смотреть на него, чтобы вспомнить фигуры, придется очень часто.


Методика обучения

Чтобы быстро научить детей игре, выстраивают их так, чтобы они увидели весь процесс в боковой плоскости, не получив при этом травмы от отскочившей биты или рюхи, т.е. нужно отодвинуть учащихся на 6–7 м от площадки.

Перед построением проводят специальную разминку (12–15 мин.): бег, ОРУ, подвижная игра, выполнение различных движений, имитирующих игру в городки: стойка, замах, бросок.

Затем 3–4 взрослых или заранее подготовленных детей начинают обучающую (разъясняющую) игру (6–8 мин.), сосредоточив внимание ребят на следующем:

  • фигур в игре 15: «пушка», «звезда», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо», «часовые», «тир», «вилка», «стрела», «коленчатый вал», «ракетка», «рак», «серп», «самолет», «письмо»;
  • расстояние от линии броска до фигур рекомендуется варьировать в зависимости от возраста учащихся – менее 5 м с линии полукона и менее 10 м с линии кона. Если большинство ребят не могут попасть в цель, то следует переместить линию ближе;
  • пока предыдущая фигура не выбита из города полностью, последующая не устанавливается;
  • выбивание фигур производится начиная с дальней линии кона и продолжается на линии полукона сразу же после первой выбитой из города рюхи по очереди 2–3 битами подряд, чтобы было интересно;
  • игрок, выполнивший выбивание, сам бежит и приносит использованные биты на исходный рубеж, а затем уходит за линию, безопасную для замаха и броска, – в 2–3 м за линией кона, где находятся все игроки команды;
  • как только последний городок выбивается из плоскости города, вся команда громко кричит: «Есть!», «Ура!», «Готово!», «Второй!», «Пятый!» – и т.п. Следует предоставить им возможность произвольно выразить свои эмоции, сообщая тем самым трем другим командам, что они заработали очередное очко;
  • организатор записывает очередное очко в таблицу на счет команды и объявляет общий счет каждой команды, поддерживая тем самым постоянный интерес детей;
  • игра приобретает все более динамичный характер, в нее включаются все участники.


Методические рекомендации

Игра будет наиболее эффективной и интересной, если:

  • составы команд будут смешанными – мальчики и девочки – и равными по силам. Для этого выбирают капитанов команд, а они, в свою очередь, набирают себе игроков. Поэтому при любом итоге игры обиженных не будет;
  • расстояние от кона и полукона до города следует уменьшить в зависимости от возраста играющих: ситуация успеха необходима – попадать или задевать рюхи дети должны минимум 1 раз из 2–3 использованных подряд бит;
  • места у команд при наличии только одного полигона для игры каждый раз будут новыми;
  • включить негромкую музыку – она добавит положительных эмоций;
  • задавать время игры – от 5 мин. до 1 ч – в зависимости от целей и задач каждой встречи: завершение урока, пауза для отдыха, смена видов деятельности или отдельное состязание;
  • подсчет выбитых фигур будет осуществляться не по количеству затраченных бит, а по скорости выбивания, что поможет оживить игру;
  • для учеников начальной школы будет заранее предусмотрено четыре комплекта любительского оборудования, изготовленного из черенков для граблей;
  • в зависимости от температуры и времени года будет заранее выбрано место для площадки: на асфальте, скошенном газоне, земляном покрытии, на льду, в спортивном зале;
  • правила игры обсуждать заранее перед каждой игрой.


На рисунке - фигуры городков (1 - Пушка, 2 - Звезда, 3 - Колодец, 4 - Артиллерия , 5 - Пулеметное гнездо, 6 - Часовые, 7 - Тир, 8 - Вилка, 9 - Стрела, 10 - Коленчатый, 11 - Ракетка, 12 - Рак, 13 - Серп, 14 - Самолет, 15 - Письмо)



Дополнительно


Ссылки