В поисках святого Грааля

Graall.jpg

Цели игры

Формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия. Осознание ценности собственных успехов. Осознание детьми причин своих ошибок («Если я делаю то, что делаю всегда, то я получаю то, что получаю всегда»).


Участники

В игре участвуют дети 13–15 лет. Желательное количество участников 20–22 человека, двое ведущих. Возможно увеличение количества играющих до 35 человек, но в таком случае требуется третий ведущий.


Материалы

Магнитофон. Записи мелодий кельтов, ирландской музыки. Карта пути. Закрывающий карту лист бумаги. Свечи. Костюмы для ведущих. Карточки с заданиями (приложения 1, 2, 3). Меч, камень, копье, чаша. Сок или минеральная вода. План квартиры (дома). Тесьма. Ножницы. Бумага (цветная, белая) разного формата. Картон (цветной, белый). Пластилин. Клей. Краски, кисточки. Цветные мелки, карандаши, фломастеры. Карточки с изображением лабиринта.


ХОД ИГРЫ

Свет выключен, горят несколько свечей. Звучит музыка. Все дети сидят в общем круге. «Голос за кадром» читает легенду.


В 1122 году седьмого дня первого месяца весны по дороге, удаляющейся от Западного Уэльса, двигался человек на гнедом рысаке. Его принадлежность к рыцарскому ордену выдавал серебристый плащ с родовым гербом на правом боку. Широкий плащ скрывал статную фигуру и могучие плечи, а капюшон — миловидные черты юного лица и светлые кудри рыцаря. Медленно двигались человек и конь по пустынной дороге, и только легкий ветерок да склонившееся к горизонту солнце были им развлечением в пути.

Неожиданно впереди показалась черная фигура пешего странника. Давно не видевший человека рыцарь натянул поводья, и прибавивший ходу конь скоро догнал странника. Им оказался старец в черном плаще с резным посохом в руках. Заслышав стук копыт, странник остановился, ожидая рыцаря. Когда тот подъехал и спешился, старец встретил его поклоном.

— Приветствую тебя, добрый путник, — произнес рыцарь с ответным поклоном. — Я осмелился догнать тебя, ибо мне показалось, что нас ожидает одна дорога, а вдвоем коротать ее всегда веселее, нежели одному. Позволь предложить тебе моего коня, так как вижу я, что в почтенном возрасте твоем долгий путь больше тяготит тебя, чем развлекает. А моим ногам давно пора размяться.
— Благодарю тебя, добрый рыцарь, — отвечал странник, — с радостью приму твое предложение, ибо ноги мои действительно отказываются служить мне.
— Хоть и не ждет нас с тобой одна дорога, — продолжал старец, взбираясь на лошадь, — но на некоторое время я с радостью приму твое любезное предложение.
— Откуда ты знаешь, мудрый старец, что идем мы разными дорогами? — спросил рыцарь, помогая старцу усесться поудобнее.
— Твой плащ сказал мне об этом, — ответил странник.
— Что же рассказал тебе мой плащ? — удивился рыцарь.

Он взял лошадь под уздцы, и они тронулись в путь.

— Он рассказал мне о тебе, рыцарь Персиваль, — продолжал странник.
— Ты знаешь мое имя, старец? Разве мы знакомы?
— Я знаю не только твое имя, но и твой род и то, что ждет тебя, рыцарь, — все тем же тоном, словно зная, о чем спросит его Персиваль, продолжал странник.
— Ты говоришь чудные вещи, старец, ведь я и сам не знаю, куда лежит мой путь, — снова удивился рыцарь. — Но, может быть, пока не пришло нам время расстаться, ты расскажешь мне о том, что знаешь?
— С радостью, Персиваль. Ты — рыцарь древнего рода, об этом говорят могучие корни дерева на твоем гербе. Весь род твой велик и славен, пышны дела его и заслуги, как крона этого дерева. И твоя судьба не исключение, Персиваль. Жизнь твоя предназначена для великих дел. Славой и подвигами будет увенчан трудный путь, который затеял ты.
— Прости, добрый старец, но я не понимаю, о чем говоришь ты, что ждет меня, что за путь ты пророчишь мне?
— Ты все узнаешь в свое время, рыцарь Персиваль. Сейчас тебе нужно знать только одно: иди с достоинством по избранному пути, не бойся трудностей, и ты будешь вознагражден. А сейчас нам пора прощаться.
— Прощаться? — вновь удивился рыцарь. — Куда же ты пойдешь? Уже стемнело, не лучше ли нам переночевать прямо здесь, а с рассветом отправиться дальше?
— Я не могу останавливаться, храбрый рыцарь, мне нужно спешить. Вот моя дорога на Северный Уэльс, а твой путь лежит прямо. Иди вперед, и я знаю, что тебе будет сопутствовать удача, ведь я сам когда-то носил серебристый плащ. Прощай.

И, спешившись, черный странник стал быстро удаляться в сторону последних догорающих лучей солнца, пока совсем не слился с темнотой ночи.

И только когда затих шорох его удаляющихся шагов, рыцарю Персивалю открылся смысл последних слов странника: серебристый плащ был отличительной чертой только рыцарей его рода и достался ему, как последнему из наследников.

Ночь скрыла все вокруг, только дыхание коня, доброго друга всех странников, согревало лицо рыцаря Персиваля. А под ногами лежала бесконечная дорога...


Свет включается. Появляются двое ведущих в средневековых костюмах, гасят свечи.

Ведущий. Мы приветствуем добрых и отважных рыцарей и их прекрасных спутниц, что решились сегодня отправиться в неизведанный доселе путь. Что ждет каждого из вас на этом пути, какие трудности встретятся вам, куда путь приведет — никто не знает. Поэтому сейчас у вас есть возможность еще раз оценить свои силы и принять решение: отправиться в путь сейчас или отложить путешествие до лучших времен. Тем же, кто примет решение идти, предстоит пройти этот путь до конца.

Ребята, решившие принять участие в игре, делятся на две команды, после чего обе команды объявляются рыцарствами. Им предлагается дать имя своему рыцарству, придумать девиз, который будет отражать основные качества рыцарей и с которым они отправятся в путь.

После небольшого обсуждения рыцарства представляются. Далее ведущие объявляют правила игры:

  • главная цель — первыми добраться до финиша и «найти то, не знаю что»;
  • команды ведут параллельную игру;
  • можно идти любой дорогой;
  • в ходе игры каждая команда получает нечто, что она может использовать один раз на любом из этапов (после этого команда этого «нечто» лишается).

Затем команды приглашаются к карте (она закрыта и будет открываться только по мере продвижения команд).

С этого момента рыцарства проходят путь независимо друг от друга. Задания им выдает один из ведущих, прикрепленный к данной команде.


«Старт» (Названия этапов даны условно, согласно изображениям этих этапов на карте.)

Каждая команда выбирает один из видов помощи, тем самым выбирая дорогу:

1. Есть право один раз отказаться от выполнения задания.
2. Есть право получить подсказку, но за нее придется заплатить.
3. Один раз можно перескочить ход, но в обмен на это команда отдает своего лучшего игрока, в случае невыполнения — штраф.

После прохождения старта команды находятся в разных концах комнаты, сидят в кругу.


«Свиток»

Время выполнения — 5 минут (приблизительно, зависит от числа игроков).

Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту? В этом свитке описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему. (Список см. в Приложении 1.)


«Менестрели»

Время выполнения — 15 минут.

Ведущий. Поздравляю, вы сделали свой первый выбор! Он был нелегким, но вы справились. Однако это только первый шаг. Возможно, дальше будет труднее, ведь пройти этот путь сможет лишь человек добродетельный. Как вы думаете, что такое «добродетель»? Обсуждение с детьми, что такое «добродетель». (Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность. Нравственность — правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.) Задание — составить «Оду человеческой добродетели» в любом жанре. Представление «Оды...». Можно выдать ребятам список качеств, из которого они и выбирают то, что будет воспето.


«Карета»

Время выполнения — 5 минут.

Ведущий. Какой будет ваша дорога — широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средство передвижения. Дети выбирают из предложенных карточек одну, на которой указано средство передвижения (карета, русская тройка, нарты). Необходимо изобразить его: каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считается выполненным, если команда проделала определенный путь, не «рассыпавшись».


«Рыцарский турнир»

Время выполнения — 10 минут.

Ведущий. Сейчас вам предстоит участие в рыцарском турнире. Кто же такой рыцарь? (Небольшое обсуждение.) Важным качеством любого мужчины, будь то рыцарь, горец, крестьянин или горожанин, было уважение к женщине. Как мог рыцарь выразить его? Возможно, для этого и существовал рыцарский турнир, на котором мужчины бились за Прекрасную даму. Победитель делал подарок прекраснейшей. Мужчины, сейчас вам предстоит сделать подарок и объяснить свое предпочтение. Критерии для оценки подарка детям не называются:

— подарок поможет его обладательнице в личностном росте;
— подарок остается на всю жизнь, он не может быть использован в течение короткого времени;
— подарок подчеркивает лучшие качества получательницы.

При успешном выполнении задания команда получает меч.


«Мудрая сова»

Время выполнения — 3 минуты.

Ведущий. Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком отважным и сильным, нужно еще быть человеком образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать свои силы. Выбирайте одну из задач. Детям даются на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст. При успешном выполнении задания команда получает камень, на котором написано, что только одна из дорог является истинной, ведущей к цели. (Примерные тексты см. в Приложении 2.)


«Замок героя»

Выполнение — 15 минут.

Ведущий. Человек развивается лишь тогда, когда созидает, когда творит. Вы прошли часть пути — малую, но достаточную для того, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свои лучшие качества снова и постройте замок. Вы можете выбрать один из вариантов выполнения задания. Варианты:

— во время выполнения задания нельзя разговаривать;
— во время выполнения задания каждый из участников может разговаривать только с кем-то одним;
— во время выполнения задания все участники общаются через одного человека, который выбирается заранее.

Эти варианты детям можно предложить на карточках, и тогда выбор варианта случаен, либо команда может сделать осознанный выбор.


«Заколдованный круг»

Выполнение — 3 минуты.

Если на этот этап команда пришла с этапа «Лилипуты и великаны», требования к участникам предъявляются более жесткие. Для этого упражнения требуется помощь соперников. Ведущий. Воин света знает, что иные минуты имеют свойство повторяться. Часто сталкивается он с трудностями, которые некогда уже преодолевал, и оказывается в сложном положении, из которого уже выходил с честью... Что это? Неужели заколдованный круг? Неужели нет никакого выхода? На вашем пути новое препятствие — тот самый заколдованный круг. Желаю вам удачи при прохождении этого задания!

По 3 игрока становятся в центр замкнутого круга, который состоит из игроков противоположной команды, крепко держащихся за руки. Задача игрока — вырваться из этого круга. Если за отведенное время кто-либо из игроков не выходит, то он в следующем задании не участвует, то есть пропускает ход.

Каждый игрок из круга в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить соперника. Но! Выпустить лишь того, кто действительно хочет выйти, кто хочет продолжить путь.


«Лилипуты и великаны»

Выполнение — 1 минута.

Ведущий. Путешествуя, мы забредаем в другие селения, города и даже страны. Иногда мы останавливаемся перед выбором — куда идти: в страну лилипутов или в страну великанов? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Обсуждение выбора командами, представление его и объяснение.


«Пропасть»

Выполнение — 10–15 минут (в зависимости от численности команды).

На расстоянии 30 см от свободной стены проводится черта. Участники становятся тесной шеренгой между стеной и чертой. Они превращаются в скалы и принимают причудливые формы. Крайний слева участник становится альпинистом. Нужно пройти всем по очереди, не упав в пропасть. Ведущий. Осторожнее, друзья! Вы оказались в непосредственной близости от опасности. Вас подстерегает пропасть, в которую легко упасть. Соберитесь, сконцентрируйтесь и — вперед!


«Лабиринт»

Выполнение — 1 минута.

Ведущий. Сейчас вам предстоит одна из труднейших задач, которую пытаются решить люди во все времена. Вашему рыцарству нужно пробраться сквозь лабиринт. Вам кажется, что это просто? Посмотрим! Прохождение лабиринта. После успешного прохождения лабиринта рыцарство получает копье, которое указывает им направление к финишу.


«Дом»

Выполнение — 15 минут.

Ведущий. Мне кажется, что вы устали, вам необходим отдых. Впереди дом, где вы можете отдохнуть. Но дом этот — необыкновенный: заселяться в него вы можете только по определенным правилам. Правила:

— сначала команда решает, в каком порядке участники заходят в дом;
— участники заходят по одному и выбирают себе место;
— если привлекательное для игрока место уже занято, игроку необходимо договориться с занявшим о переселении.

В соседнем помещении вывешивается план дома (квартиры), где все комнаты отличаются друг от друга количеством проживающих, наличием удобств, средств связи и т.п. Участники по одному заходят в дом и выбирают себе место для проживания.


«Великий Мерлин»

Выполнение — 3 минуты.

Если на этот этап команда пришла с этапа «Лилипуты и великаны», то автоматически дается подсказка по выполнению задания. Ведущий. Встречали ли вы в своей жизни людей мудрых? Кто такие мудрецы? Хотелось бы узнать, а вы — люди мудрые? Для выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач. Дети выбирают одну из карточек с задачей и решают ее. (Примерные задачи см. в Приложении 3.)


«Автобус»

Выполнение — 7 минут.

Для этого упражнения требуется помощь соперников. Ведущий. Чего только ни встретили странники на своем пути! Равнины, реки, пропасти, горы! Преодолеть любые препятствия вам поможет сплоченность и взаимопомощь. Давайте проверим вашу сплоченность. Плотно прижимаясь друг к другу, участники одной из команд встают в кучу, аналогично пассажирам автобуса. Раздаются роли кондуктора, водителя, пассажиров. Задача игрока другой команды: прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом и хитростью, а напором и физической силой. Люди в «автобусе» не имеют права цеплять руками игрока или цепляться руками друг за друга.


«Дерево»

Время на выполнение — 10 минут.

Ведущий. Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими». Наверное, эта фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке... Так или иначе, но сейчас вы сможете сделать то чудесное дерево сами. Дети делают дерево. Ведущий. Это — общее дерево успехов. Вспомните сейчас все ваши успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами общую победу. Каждый вспоминает о каком-то достижении, берет тесемку, громко называет это достижение и завязывает тесемку на дереве. Дети выполняют задание. Ведущий. Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми победами.


«Финиш»

Время на выполнение задания по каждой башне — 5 минут.

Ведущий. Ваш путь почти завершен. В одной из этих башен находится то, что вы ищете. Осталось только выбрать, в какой башне вы будете искать. Прежде чем узнать, есть ли это в данной башне, надо ответить на вопрос, который является паролем для открытия башни.


Вопросы

  • Башня Удовольствия: Мне понравился этот путь?
  • Башня Деятельности: Как добиться цели?
  • Башня Власти: Могу ли я влиять на свой путь?
  • Башня Беды: Чем мне грозит то, что я найду?

После успешного выполнения последнего задания, после ответов на вопросы, свет в комнате гаснет, зажигаются свечи. Оба рыцарства снова садятся в общий круг (обычно выигравшему рыцарству предлагается проявить благородство и пригласить в круг соперников).

Один из ведущих выносит чашу Грааля с налитой в нее жидкостью (это может быть сок или минеральная вода). Каждому участнику предлагается назвать урок, который он получил во время игры. После этого участник пьет из чаши и передает ее другому.


Окончание игры

Закончить игру можно следующими словами:

Воин света знает, что иные минуты имеют свойство повторяться. Часто сталкивается он с трудностями, которые некогда уже преодолевал, и оказывается в сложном положении, из которого уже выходил с честью, и это смущает его дух: ему кажется, что если все повторяется, то он топчется на одном месте, не в силах двинуться вперед.

«Я ведь проходил через это», — сетует он сердцу своему.

«Проходил, — отвечает ему сердце. — Но так и не прошел».

И воин тогда сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью — научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу.


Примечания

При переходе с одного этапа на другой ребятам говорится о том, где может пригодиться то, что они получили при выполнении предыдущего задания, и отмечается их успех.

Не выполнившая задание команда отправляется назад с предложением подумать над причинами своих ошибок (в течение 3 минут), а затем участники выбирают — приняться ли за выполнение задания вновь, или выбрать другую дорогу.


Приложения

Приложение 1

  • Свиток
  • мешок золота
  • 1 кг мяса
  • соль
  • сахар
  • дисциплинированность
  • 3 фляги воды
  • сознание общественного долга
  • книга
  • 5 батонов хлеба
  • целеустремленность
  • нож
  • спички
  • справедливость
  • общительность
  • лень
  • веревка
  • посуда для пищи
  • замкнутость
  • самостоятельность
  • критичность
  • спальный мешок
  • мыло
  • предметы личной гигиены
  • внимательность
  • самоуверенность


Приложение 2

Эпиктет говорил: «человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». Когда же человек становится мудрецом? (Ответ: когда не осуждает ни себя, ни других.)

Торье говорил: «путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня». Что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: должен ждать, когда будут готовы его спутники.)


Приложение 3

— Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти 2 тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда им пришлось покинуть туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (7 тонн) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена все не наступали. Тогда рабочие приняли оригинальное решение. Они не только избавились от гвоздей, но еще при этом и обогатились. Что же сделали рабочие с гвоздями? (Ответ: продавали туристам.)

— Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:

— Ну а кто же из строителей самый главный?

Поднялся каменщик:

— Разумеется, храм — это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.

— Спору нет, основа храма каменная, — вмешался плотник, — но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!

— Смотри в корень, — сказал землекоп. — Хотел бы я знать, — он кивнул в сторону каменщика и плотника, — как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик. Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, — это был...

Варианты ответа: врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.

(Ответ: Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:

— Кто сделал твой инструмент?
— Конечно, кузнец.
— А твой? — обратился он к плотнику.
— Кто ж, как не кузнец!
— Ну а твои лопату и кирку? — спросил у землекопа.
— Ты сам знаешь, что кузнец!

Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала:

— Вот главный строитель храма, — и поднес ему чашу, полную вина.)

— Жил как-то один испанский король, который очень гордился своим происхождением. Также он был известен своей жестокостью к слабым. Однажды он со своей свитой шел через поле в Арагоне, где задолго до этого погиб в бою его отец. На поле он увидел святого человека, собирающего огромную гору костей. Подойдя к нему, король спросил:

— Что вы делаете здесь?

— Мое почтение вашему величеству, — сказал святой человек. — Когда я узнал, что сюда придет король Испании, я решил найти кости вашего отца, чтобы вручить их вам. Но как я ни искал, я не смог найти их.

Почему? (Ответ: Они такие же, как и кости фермеров, бедняков, нищих и рабов.)

— Перед тем как уехать в долгую поездку, бизнесмен прощается со своей женой.
— Ты никогда не дарил мне подарка, который был бы меня достоин, — сказала она.
— Ты неблагодарная женщина. Все, что я дал тебе, стоило мне многих лет работы, — ответил муж. — Что еще я могу тебе дать?
— Что-то, что так же красиво, как и я.

Целых два года женщина ждала своего подарка. Наконец вернулся ее муж.

— Я нашел что-то, что так же красиво, как ты, — сказал он. — Я плакал от твоей неблагодарности, но потом решил, что я должен сделать, как ты просила. Я думал все это время, что ничто не может сравниться с твоей красотой, но я нашел кое-что.

И он протянул ей... Что? (Ответ: зеркало.)