Воспитание счастьем

PICT12260m.jpg

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который надо зажечь,

а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»

"Это невозможно"- сказала Причина.

"Это безрассудно"- заметил Опыт.

"Это бесполезно"- отрезала Гордость.

"Попробуй..."- шепнула Мечта...



Временное объединение детей в детском оздоровительном лагере открывает перед личностью ребенка массу позитивных возможностей развития, отсутствующих в условиях стационарного коллектива. Однако полноценная реализация развивающего потенциала этих возможностей имеет место только при наличии эмоционального благополучия у ребенка. Нет эмоционального благополучия у личности - нет развития, поскольку человек в этом случае тратит больше сил на защиту, а не на действительное свое развитие.

Что же дает возможность создать оптимальное эмоциональное благополучие ребенка в лагере? Такую возможность, как ничто другое, обеспечивает в условиях лагеря приоритет "педагогики отношений" над "педагогикой дел".

Педагогику отношений можно определить как "латентную" (скрытую) педагогику. Модель педагогики отношений подразумевает, прежде всего, приоритетную ориентацию в организации жизнедеятельности лагеря на ценностные отношения, а не только на содержание деятельности. Формирование и развитие эмоционально - комфортных отношений, дающих личности внутреннюю защиту, становится главной задачей всего вожатского коллектива.

Золотое правило: «счастливых могут воспитать только счастливые». Переводя этот постулат в область педагогики, важно помнить, что вожатский отряд лагеря в психологическом плане всегда транслирует собственные взаимоотношения, переживания, ощущения и позиции на детей. Почувствовать и увидеть проекцию своих взаимоотношений вожатые могут достаточно быстро. Достаточно проанализировать отношения жителей лагеря по движению «волны отношений».

Представленный метод прост для понимания. Он требует последовательной реализации:

  1. «Импульсом», запускающим «волну отношений», становится лидерская группа вожатых. Они близки друг другу по ценностям, находятся в центре коллектива. Таким образом, рождается первое «Мы». Постепенно психологический эффект «Мы» проектируется на весь вожатский отряд. Первая команда при этом ничего не объясняет. Ее члены собственным примером демонстрируют «желаемый» стиль поведения и отношений. Основными здесь могут быть: раскованность, творчество, игра, общность ценностей. Тем самым, создается модель «идеальных отношений». Так, если взять проблему в предельно обобщенном виде, осуществляется управление процессом распространения "волны отношений". Именно они закрепляются и становятся со временем нормой.
  2. Для того, чтобы расширить эффект «Мы», требуются дополнительные усилия. Уже недостаточно только демонстрации «желаемых» отношений: в этом случае нужна еще и особым образом сориентированная на эту задачу деятельность. Требуется поддержка со стороны администрации и «ядра» коллектива: эмоциональной и деятельностной. Первая подразумевает создание эмоциональной защищенности для каждого конкретного члена коллектива. При этом каждый должен получать максимально возможное удовлетворение от работы. В этом случае, вожатый, находящийся в неблагоприятной эмоционально-психологической ситуации, должен сразу попадать в «зону особого внимания». Руководство при этом должно создать условия для безболезненного выхода из кризиса. И здесь важен второй вид поддержки – деятельностный, на котором осуществляется все, чтобы вожатый чувствовал себя уверенно в деятельности (оказывается помощь в освоении основ деятельности, ее форм, особенностей и т.п.). Не последнюю роль в формировании вожатского отряда играют вожатские вечерние посиделки, где у вожатых имеется возможность снять эмоциональное напряжение, расслабиться и одновременно косвенно, исподволь усвоить определенные нормы отношений в коллективе, получить практические навыки и модели организации творческой деятельности.
  3. Далее вожатые реализуют задачу – развитие единой общности с детьми. Это позволяет из привычной пары мы – они создать единое «Мы». Именно такая модель позволяет достигать желаемых человеческих отношений, имеющих высокий воспитательный потенциал. Срастание детского и взрослого «Мы» идет через совместную деятельность, традиции коллектива и т.д. Успешная совместная работа дает эмоционально-позитивное настроение.
  4. В итоге, «волна отношений» может дойти и до обслуживающего персонала. В таком случае, у них возникнет чувство причастности к этому процессу.


Voz.jpg

Этот метод является скрытым – так как он не преподносится открыто ни для детей, ни для основной части вожатых. Он требует продуманного психологического инструментария. Важно понять структуру «ядра», настроить «волну», опираясь на заданные принципы. И самое главное, постоянно видеть, сохраняется ли направленность волны, не идет ли переориентирование в сторону директивной системы отношений. Поэтому, для реализации данного метода необходимо обеспечить сохранность гуманистически ориентированного личностного компонента, подобрать команду, создать эмоциональный центр вожатского отряда.

MIA-444m.jpg

Также необходимо формировать условия для развития отношений позитивного настроя через создание эмоциональной защищенности каждого конкретного члена коллектива. При этом важен уровень социальной эмпатии должен быть достаточно высоким. При систематическом снижении настроения должен быть эмоциональный отклик. Вожатый должен чувствовать свою «востребованность», свою «нужность».

Таким образом, отношения позитивного настроя, если они созданы, сами по себе уже воздействуют на личность, развивая ее эмоциональную и ценностно-поведенческую сферу.

Необходимо помнить, что сама по себе даже самая лучшая среда не воспитывает. Недостаточно определить и выстроить её границы. Важно ещё и вызвать отношение к происходящему. Только в этом случае среда становится воспитательным пространством. Его выстраивание и развитие происходит достаточно активно, когда дети стремятся овладеть теми или иными видами деятельности в новых масштабах, с новыми целями, что дает им дополнительные предпосылки к самореализации.

Head 07m.jpg






Смотреть также...


Дополнительно