Вожатому на заметку

X 295b53fam.jpg

«Закон моря»

Многие из приезжающих детей впервые видят море. И лучше заранее предостеречь их от соблазна уйти к морю одному и побыть там наедине (читай — искупаться). А ведь существует закон моря: «Море бывает добрым и злым. Не выходи с ним один на один!», и с ним стоит ребят познакомить:

Ленивые вожатые. Могут, проходя мимо, сказать: «А это детки — море! Запомните, что по одному к нему ходить опасно! Есть закон!» И т. д.

Нормальные вожатые. Выведут деток на берег. Покажут необозримые просторы и вдохновят детей поздороваться с морем, как с живым существом: протянуть руку волне и просто сказать — здравствуй! И море обязательно ответит. Вот только при этом необходимо соблюсти закон сухих тапочек (не намочи!). И это не один закон. Есть еще закон моря: и т. д.

Вожатые с фантазией. Расскажут легенду о море, подготовленную заранее. Потом попросят деток разуться, зайти в море по щиколотку, наклониться и поцеловать набегающую волну, сказав ей несколько ласковых слов (главное, не захлебнуться).

А потом необходимо всем отрядом, или каждому по отдельности оставить подарок морю: в виде замка из песка, рисунка на песке, или просто можно из камушков выложить надпись: «Здравствуй море!», и договориться между собою, что в следующий раз, все вместе снова придут к морю, что бы просто поздороваться, посмотреть на него, подарить еще что-нибудь. Ведь море — оно живое!

Каждый новый день в лагере несет свой интерес и свое содержание для ребенка. Территория необъятна и у детей пробуждается дух исследователей неизведанного.

Ленивый вожатый. Ведя детей то в одно место, то в другое (исходя из запланированного в дне) по дороге указывает рукой в разные направления и говорит: «А это, дети, вон чо…». Ведь надо отвечать на вопросы…

Нормальный вожатый. В первые дни устроит игру по станциям (в рамках Хозяйственного или Организационного сборов). Проведет экскурсию по лагерю с указанием особо значимых для ребенка в будущем мест (столовая, касса, камера хранения и т. д.). Расскажет несколько душещипательных историй о местах, в которые ходить запрещено (чем вызовет непреодолимый интерес к данным местам у детей на будущее).

Вожатый с фантазией. Заранее, до начала смены, выстроит экскурсионную программу по лагерю на всю смену, продумав, что показывать в первую очередь, что в середине смены, о чем говорить в конце. Договорится с вожатыми соседних отрядов о проведении совместной экскурсии в первые дни, когда каждый вожатый готовит подробный рассказ-легенду об одном-двух местах, и, назвав данное действо «Романтическим путешествием», отправит детей по станциям, на которых стоят вожатые, с целью собрать как можно больше интересных историй о лагере. Организует и проведет с Советом отряда «Вечер легенд», когда каждая микрогруппа должна будет сама придумать занимательную историю об определенном месте лагеря и рассказать остальным (можно даже проинсценировать). Будет каждое утро начинать зарядку на новом месте, о котором можно рассказать детям что-либо интересное.


Ждем в столовой

В ситуации дня бывают моменты, когда дети вынуждены ждать: завтрак, обед, ужин. Стоят они, родные, около столовой и истекают слюною в ожидании еды…

Ленивый вожатый. Приведет деток к столовой в точное время. «Развесит» их у входа, а сам, отойдя в сторону, поспит с напарницей в ожидании сигнала.

Нормальный вожатый. Придя к столовой с детьми и увидев столпотворение у входа, отведет своих деток в сторонку, расскажет им легенду, покажет фонтан-КИТ, сыграет в игры: «Телеграмма», «Тебе, мне, соседу», «Меня укусил гиппопотам», «Ручеек» и многое другое.

Вожатый с фантазией. Собрав отряд на отрядном месте, пошлет дежурного командира, или его заместителя, узнать о готовности столовой к «Празднику живота». Потом с песней, взявшись парами (как в садике), весело и жизнерадостно пройдет до столовой и устроится где-нибудь поблизости разучивать новую песню, организует конкурс на лучшего юмориста, подготовит с детьми сюрприз для поваров.


1072377729 7fbf3cc49dm.jpg

Прием пищи

Первая рассадка в столовой

Один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за тем столиком, где они заняли место в первый раз, они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи). Далее и в остальные дни в столовой необходимо соблюдать следующие правила.

За 15 минут до приема пищи один вожатый от отряда идет в столовую, проверяет наличие порций на столах и разливает кашу (суп). Другой вожатый в это время играет с детьми перед столовой, и ждет, пока их пригласят. Перед каждым приемом пищи необходимо мыть руки (и вожатому тоже!). Отряд заходит в столовую в полном составе спокойным шагом и парами (не допускается, чтобы дети заходили по одному!). Нельзя в столовой кричать, аплодировать, бегать, прыгать, кидаться едой или другими предметами.

Категорически запрещено ходить в столовую в купальниках, босиком и в головных уборах. Во время приема пищи детьми, один вожатый ест, а другой ухаживает за детьми (он поест позже). Не забывайте спрашивать детей про добавку.

Если Ваш отряд уезжает на экскурсию, позаботьтесь о сухом пойке заранее. Не забудьте про детей, находящихся в изоляторе. Все дети ждут друг друга и вожатых; не забывайте, что некоторые едят медленнее. Сообщайте старшей вожатой заранее об изменениях количества детей в отряде. Следите за тем, чтобы дети ели первые горячие блюда и молочные продукты. Во-избежании кишечной инфекции, вожатый обязан следить за теми продуктами, которые дети употребляют вне столовой (что очень нежелательно).

При возникновении проблемных ситуаций в столовой немедленно обращайтесь к руководству. Категорически запрещается выносить еду и посуду из столовой. Обращайте внимание на качество еды. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано. Помните, что вожатый отвечает за то, чтобы количество порций совпадало с количеством детей в отряде.

Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходи в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбас и т.п., то надо взять вилку, который Вы будете раздавать продукты (а не руками!).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около нее – поварешка. За детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, уговаривать, настаивать поесть, хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте спрашивать детей о добавке.

Один вожатый присматривает за детьми, выдает порционные продукты и, разливает суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, после чего ждет всех детей у выхода из столовой и идет с ними на отрядное место. Другой вожатый в это время кушает и бежит к детям.

Полдник. Во время полдника вожатый сам накрывает на свой отряд (если это не запеканка и не компот), поэтому необходимо четко распределить количество сока и т.п., чтобы хватило на весь отряд. Порции на свой отряд вожатый получает на раздаче. Не позволяйте детям выносить продукты из столовой. Помните, что если Вы один раз им это разрешили, то потом будет очень сложно убедить их в том, что этого делать не следует.

Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда. Обычно, это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, Вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите тем, кто хочет добавки. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за это большие деньги.

Чтобы не тратить время на ожидании у столовой, когда вам накроют, и чтобы ни есть холодную пищу, опоздав, сделайте вашего дежурного связным между Вами и дежурным администратором. Накрыли на ваши столы – можно всем отрядом отправляться в столовую. Объясните детям, что цивилизованные люди, даже если они очень хотят, есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных, и стараются принимать пищу не торопясь. Тогда от нее и польза больше, и удовольствие. Свой стол после еды нужно оставить в приличном состоянии. Если Вам понравиться у входа в столовую хором желать всем остальным отрядам и друг другу приятного аппетита, это может стать отрядной традицией, но, ни в коем случае не в столовой!!!


Хозяйственный сбор (Хозчас)

Ленивый вожатый. Использует принцип — слушайте все!

Цель — Предъявление единых педагогических требований, разрешение хозяйственных вопросов, связанных с совместным проживанием. В самом начале смены очень важно провести сбор отряда, на котором необходимо решить данные вопросы.

Время проведения — по усмотрению вожатых, но в рамках режима дня.

Ход дела — все дети собираются на отрядном месте, и вожатые медленно и вдумчиво рассказывают ребятам все, что знают по данным вопросам:

  • кому, как и когда заправлять постель;
  • кому, как и когда убираться в палатах;
  • кому, как и когда убирать закрепленную территорию и пляж;
  • кому, как и когда дежурить по столовой и по территории;
  • кому, как и когда следить за порядком в своей тумбочке и в своем чемодане;
  • что такое и зачем — мойдодыр;
  • что такое и зачем — медосмотр;
  • Когда мы меняем белье и где;
  • И так далее.

Нормальный вожатый. Применит принцип — «Новоселье».

Цель — предъявление единых педагогических требований и разрешение хозяйственно-бытовых вопросов.

Время проведения — по усмотрению вожатых.

Ход дела — дети и подростки заселяются в новое место, где есть свои законы, традиции, свои правила жизни. И необходимо познакомиться с имеющимися, придумать новые, договориться об их исполнении. Отряд делится на группы, и каждая команда получает свой маршрутный лист, по которому и отправляется в путь по станциям, где вожатые и сотрудники лагеря рассказывают и объясняют правила проживания. Данную форму хозяйственного сбора можно проводить сразу на несколько отрядов, можно внести элемент соревновательности. По окончании «путешествия» все дети собираются на отрядном месте и в дополнение к полученной информации, к которой надо как-то отнестись, допустим: принять и подписать декларацию лагеря, можно разработать и принять еще и новые законы и традиции именно своего отряда. Неплохо бы тут же выбрать и «домовят» — ребят, ответственных за организацию уборки палат и так далее.

Вожатый с фантазией. Использует принцип «Брейн-ринг».

Цель — предъявление единых педагогических требований и разрешение хозяйственно-бытовых вопросов.

Время проведения — по усмотрению вожатых, но в рамках режима дня.

Ход дела — отряд разбивается на группы (лучше по делегациям) и за определенное время (1 час) каждая команда должна набрать как можно больше информации по представленным темам:

  • Дежурство по столовой;
  • Дежурство по территории;
  • Мойдодыр;
  • Медицинский пункт и медосмотр;
  • Радиорубка и музыкальный центр;
  • Старшие вожатые;
  • Начальник лагеря;
  • Кружки;
  • И так далее.

По окончании отведенного времени, группам дается несколько минут на сведение всей информации и…

Проводится Брейн-Ринг по вопросам на заданные темы. Ведущий задает вопрос, команда, быстрее всех поднявшая флажок, отвечает. Если ответ правильный — команде присуждается два очка. Если есть команда, способная дополнить данный ответ, и это дополнение будет значимым — данной команде присуждается одно очко.

Команда-победитель получает награду, но лучше наградить все команды:

  • дарственный веник, опоясанный лентой;
  • личный рулон туалетной бумаги;
  • именное ведро и тряпку со шваброй;
  • и тому подобное.


Организационный сбор "Рождение отряда"

02Lm.jpg

В самом начале смены так же важно провести сбор отряда для разрешения и принятия общим количеством голосов всех волнующих вопросов по организации и содержанию деятельности отряда на протяжении всей смены.

Время проведения — по усмотрению вожатых (но на протяжении рабочего дня) и в рамках оргпериода.

Ход дела — отряд должен разбиться на группы (лучше сразу на те, которым предстоит совместно работать в дальнейшем). Разбивка должна производиться в зависимости от интересов и взглядов вожатых и отряда.

Методом социометрии (проведенной заранее) отсматриваются и выбираются лидеры, которые набирают себе команду (как пример — для долгого плавания)

Ход дела — группы рассаживаются на заранее подготовленные места. Ведущий (вожатый) начинает орг. сбор с целеполагания, переложенного на понимание детей.

Орг. сбор идет в чередовании разрешения вопросов и творческих поручений, не требующих большой подготовки, но позволяющих каждому члену группы высказаться и показать себя.

Вопросы для обсуждения. Для чего мы все здесь собрались? Варианты ответов: отдохнуть, отдохнуть и чему-то научиться, чему-то научиться и научить других, зачем-то еще. Каждая группа должна сделать свой выбор и обоснованно предложить его остальным!

Творческое задание: придумать название и девиз и песню своей группы.

Вопрос: как мы будем жить, и называться (племя, стадо, боевая группа, отряд, партия и т. д., а название исходя из фантазии).

Творческое задание: кольцовка песен на тему «вода».

Вопрос: кто и как нами будет руководить?

Варианты ответов:

  • деж. ком + остальные
  • староста + звездочки
  • совет командиров + микрогруппы
  • деж. ком + совет командиров + микрогруппы
  • что-то и как-то еще

И далее все необходимые вопросы, которые вам нужны для дальнейшей работы (можно и нужно включить: отличительные знаки отряда, гимн, эмблема, флаг, язык, дела отряда и т. д.).

Творческие задания придумайте сами исходя из направленности. главное — после выполнения каждого задания отличившегося на ваш взгляд ребенка (в плане организации остальных) необходимо поднять (без объявления причин) и перевести в соседнюю группу (в каждой группе нужно поднять по одному).

По окончании орг. сбора вы сможете четко определить и показать другим лидеров, которым подчиняется большинство, и которые могут руководить остальными — это дети прошедшие большее количество групп. вот вам и командиры! Вот вам и совет командиров! Остается лишь только набрать под них группы.


07 30 02m.jpg

День рождения

Очень часто случается в смене День Рождения. Так уж получается, что данный праздник не зависит ни от чего, и его необходимо праздновать!

Ленивый вожатый. Видя оживление в палате детей и слыша позвякивание посуды скажет: «Да! Тяжелая ночь предстоит у ночного вожатого…».

Нормальный вожатый. Идя на работу, зайдет в ларек и прикупит пакет печенья и небольшой подарок (исходя из размеров собственной зарплаты), а так же организует в смене проведение Дня Именинника, на котором за раз всех и поздравит.

Вожатый с фантазией. Заполняя педагогический дневник в начале смены отдельно отметит в списках именинников. За несколько дней до праздника соберет Совет Отряда и предложит ребятам придумать необычное поздравление и необычные подарки. В ночь на праздник украсит отрядное место поздравлениями и положит подарок имениннику под подушку. Придумает вместе с детьми и введет в отряде традицию поздравления, например — в 0.01 наступающих суток праздника все самые близкие друзья именинника с горящими свечами и подарками приходят к его постели и дарят ему самые сокровенные и теплые слова. А ведь можно еще организовать и провести «Бал Именинников», «Коронацию», «Ароматный торт», «Вечернюю сказку» и так далее и тому подобное.


Экватор

Как часто мы проходим мимо различных праздников. И даже, порою, не предполагаем об их огромном количестве. А сколько праздников можно сделать дополнительно к основным. Ведь праздник — это не выходной и пьянка с последствиями, — это праздничное настроение, море улыбок, сюрпризы и подарки и т. д.

Вот наступает еще один праздник — экватор!

А что это такое?

При путешествиях по нашей огромной планете Земля из одного края в другой моряками было «принято при прошествии чрез экватор зело кричати и кунать водою первыя раз здеся казавшихся…»

А что такое — смена? Ведь это тоже путешествие, и как у любого путешествия, и здесь есть середина — экватор. Так вот…

Ленивый вожатый. Проснувшись поутру, потянется и невнятно произнесет: «вот и совсем немного осталось…» А может и деткам сию весть в здраве донесет?!

Нормальный вожатый. Поздравит с утра детей с наступившим праздником, организует поздравления для: остальных отрядов, вожатых, начальства, самих себя… А еще подготовит с детками концерт или какое-нибудь дело для самих себя — любимых.

А коли детям захочется со скуки водою пообливаться, то выведет их на берег моря и устроит водные процедуры с условием — на парапет не подниматься, к палаткам не подходить, стеклянной посудой не пользоваться!

Вожатый с фантазией. Заранее подготовится к славному празднику: высчитает точное время пересечения (от момента появления детей в отряде), продумает план дня, разработает дела и их очередность, подскажет детям варианты подготовки, поможет им реализоваться как организаторам и как участникам.

Рано утром вместе с Советом Командиров поднимет детей праздничным поздравлением. Дежурный Командир объявит конкурс на лучшее оформление палатки, проведет построение с перекличкой и с творческими рапортами групп о готовности к пересечению экватора.

А в точно назначенный час и минуту, дети, построившись в шеренгу и взявшись за руки, дружно шагая в ногу, пересекут экватор — воображаемую черту на земле (а можно ее мелком и прочертить).

Днем необходимы испытания — ведь нельзя всем подряд ходить через экватор. Это могут только достойные! Возможна Тропа Испытания, возможно дело — подготовленное и проведенное детьми, возможна прогулка по горе Барабанщиков, возможно…

А вечером можно провести Коронацию. Ведь дети уже самостоятельны и многое могут сами, так не пора ли им отдать власть в руки. А кто будет владеть? Вот и Коронуйте достойного из достойнейших. Приведите к присяге: На благо подданных живота не жалеть и счастие им отстаивать!


2772458050 10fc53d412m.jpg

Последние дни

Последние дни предполагают раздачу огромного количества автографов и пожеланий в блокнотики и тетрадки. Детям хочется письменного слова. Становится утомительным само действо. Да и не всем возможно написать. А ведь кто-то стесняется. Есть огромное количество вариантов!

Для лентяев. Отказываться под любым предлогом, ссылаясь на личную занятость и приказ начальника.

Для исполнительных вожатых. Писать всем подряд, лишь бы отвязались.

Для вожатых с фантазией. На лист ватмана каждый ребенок приклеивает почтовый конверт со своим адресом (так, что бы в этот конверт можно было бы вложить письмо). Каждый желающий может списать себе адресок. Может написать пожелание. Может в чем-то признаться. Можно даже выбрать почтальонов, которые будут эти письма раздавать утром и вечером.


Педагогические основы режима дня

Примерный режим дня и роль воспитателя (вожатого) в его организации

Подъем 7:30
Утренний информационный сбор 8:00
Зарядка 8:15
Завтрак 8:30
Уборка 9:00 – 10:00
Море/бассейн/КТД 10:00 – 12:00
Душ 12:00 – 13:00
Обед 13:00
Тихий час после обеда до 16:00
Полдник 16:10 – 16:15
Вечернее море/бассейн/КТД 16:30
Душ 18:00 – 19:00
Ужин 19:00
Вечернее мероприятие (вечорка, мерка, конц) 19:30
Сонник 21:00
Дискотека 21:30
Свечка 22:30
Отбой 23:00


Основные моменты режима в детском оздоровительном лагере и роль воспитателей (вожатых) в их организации. Принятый режим дня должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от метеорологических условий в режим дня могут быть внесены изменения. В июне, июле месяце допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.

Подъем. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начинать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими как все. Подъем в отряде можно организовать с помощью музыки, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем. Полезно вспомнить, как мама или близкий вам человек, поднимает вас, какие при этом говорит слова, и проблем с подъемом станет меньше.

Зарядка. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Личным примером убеждайте в ее необходимости. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 мин на открытом воздухе, а в дождливую погоду в хорошо проветренном помещении.

Организация питания. Посещайте столовую коллективно, если нет других правил. Старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Не забудьте о детях, которым что-либо противопоказано; сделайте им замену продуктов. 06рашайте внимание на качество еды! Помните, что от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не были голодными. Не забудьте оставить стол чистым.

Купание в море. Отряды в сопровождении вожатых приходят на пляж. Дети переодеваются в купальные костюмы, рассаживаются на отрядном месте. На пляже необходимо находиться в головных уборах. По команде плавруков (инструкторов по спорту) вожатый каждого отряда готовит группу не более 10 человек к купанию – «десятка». Группа каждого из отрядов выстраивается в шеренгу около берега с одним вожатым. Второй вожатый отряда находится с остальными детьми на берегу. После построения группы, вожатый пересчитывает детей на берегу. По команде плаврука дети заходят в воду спокойным шагом. Забегать в воду детям не рекомендуется (происходит резкий скачок температуры: от +40 в воздухе до +24 в воде, так же можно споткнуться). Во время купания дети должны соблюдать правила безопасного поведения на воде. Вожатый должен визуально видеть каждого ребенка, периодически их пересчитывать, вожатый должен стоять на месте. Плавать, нырять и т.п. во время купания детей вожатому запрещено. При завершении времени купания по команде плаврука все дети выходят из воды и так же выстраиваются для расчета. После того, как вожатый проверил численность детей в группе, дети занимают место на пляже на своем отрядном месте. Вожатые отрядов готовят следующие группы – «десятки» к купанию по той же схеме. После завершения времени купания и пребывания на пляже, дети переодевают купальные костюмы с сухую одежду, и сопровождении вожатых идут в лагерь.

Тихий час. Дайте возможность детям отдохнуть и способствуйте этому. Время отдыха составляет полтора-два часа. Малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя. Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений, однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.

Свободное время. Оно должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для размышлений в тишине. Если ребенок не может организовать свое свободное время, воспитатель (вожатый) должен позаботиться об этом, помочь ему.

Самообслуживание. Будьте примером в самообслуживании. Напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером, перед сном, необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать их пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особенное внимание на расчески.

Отбой. Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Выполнив их, стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Проверьте, все ли дети на своих местах. Нет ли у кого-нибудь неотложных вопросов к воспитателю (вожатому). Перед отбоем проводите тихие игры, старайтесь не возбуждать фантазии детей. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста приключенческую историю (с продолжением); подросткам - историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре. Будьте спокойны, но требовательны. Перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все дети спят. Никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.


ЛМВ - личная методичка вожатого.

Ваша задача собрать свою личную игротеку. Можно пользоваться несколькими способами: 1. Брать интересные игры из обсуждений 2. Поискать по лучше в интернете 3. Позаимствовать игры с выездов или занятий 4. Придумать самому

2 главных условия при выборе игр в ЛМВ: 1. Игры должны соответствовать заданным условиям 2. Они должны быть понятны и интересны ВАМ

Расписывать каждую игру нужно по следующему принципу: 1. Название 2. Тип (спортивная, интеллектуальная...) 3. Количество игроков 3.1 Количество проводящих 4. Время на подготовку 5. Время проведения 6. Реквизит 7. Описание игры 8. Что касается больших игр - Не нужно расписывать каждую игру в какую-то тематику или прописывать каждое задание, в ЛМВ у вас должен быть механизм, который можно перенести на любую тему смены.

Какие игры должны быть в ЛМВ: 1) 5 способов деления на команды 2) 5 игр на знакомство 3) 10 игр на сплочение 4) 3 игры в автобусе и 3 в электричке 5) 3 игр на выявление лидеров и аутсайдеров; 6) Игры для младшего возраста (здесь идет речь о полноценных играх, которые длятся от 30-40 минут и более): - 2 творческие игры - 2 спортивные/подвижные - 2 интеллектуальные - 2 музыкальных - 5 дворовых - 3 свечки (знакомство, тематическая, прощальная) 7) Игры для среднего возраста (здесь идет речь о полноценных играх, которые длятся от 60 минут и более): - 2 творческие игры - 2 спортивные/подвижные - 2 интеллектуальные - 2 дворовых - 2 ролевых - 2 телевизионных - 2 музыкальных - 3 свечки (знакомство, тематическая, прощальная) 8) Игры для старшего возраста (здесь идет речь о полноценных играх, которые длятся от 60 минут и более): - 2 творческие игры - 2 спортивные/подвижные - 2 интеллектуальные - 2 дворовых - 2 ролевых - 2 деловые - 2 телевизионных - 2 музыкальных - 3 свечки (знакомство, тематическая, прощальная) 9) 5 игр-пятиминуток;