Военизированные игры на местности

5e.jpg

Военизированные игры проводятся во время походов и прогулок, в лагерях и при других удобных обстоятельствах. Выбор конкретных игр зависит от времени года и природных условий. Однако при их организации никогда не следует забывать того, что это прежде всего - игры. В ходе игры ее задачи и пути их достижения должны оставаться для играющих притягательными и интересными. Если военизированная игра интересна и оказывает на ее участников должное внимание, то она не обходится без дозы романтики и приключений. Ребята с азартом вживаются в роли действующих лиц отдельных игр. И вот здесь должно найти применение педагогическое мастерство руководителя, его способность извлечь воспитательный смысл из поведения различных персонажей игры.

Играющие, местность, пособия. Военизированные игры требуют не только известной степени физического развития, хороших физических данных, но также и определенного уровня психической подготовленности играющих. Поэтому возраст участников каждой игры можно указать лишь приблизительно. При правильном методическом подходе в игре могут с успехом участвовать ребята разных возрастных групп.

Каждая игра, если мы желаем достичь ее целей, предполагает определенное количество игроков. Опираясь на накопленный опыт, надо стараться для каждой игры верно определять оптимальное количество играющих.

Выбор игры зависит от характера и размеров местности. Иногда причиной относительно неудачной игры является слишком близкая, или, наоборот, слишком далекая цель из-за неправильного определения размеров местности.

Наиболее удобна для военизированной игры холмистая лесная местность. Лес придает игре особое очарование и напряженность. Он позволяет играющим приблизиться к соперникам на очень близкое расстояние, застигнуть врасплох, подготовить ловушку, облегчить секретное размещение играющих и скрытное передвижение связных или патрулей. Но вместе с тем лес затрудняет ориентацию и поддержание зрительной связи между отдельными участниками игры, усиливает опасность неожиданного столкновения с противником.

Лес также ограничивает возможности управления игрой. Обычно игра в лесу распадается на самостоятельные действия отдельных звеньев. Поэтому в лесу важно заранее устанавливать задания отдельным группам, чтобы они могли действовать самостоятельно.

Лесная местность, особенно с наступлением темноты, может оказывать на некоторых участников игры угнетающее воздействие: близкий или отдаленный шум, треск деревьев, шелест листвы и иные звуки вызывают впечатление осады, окружения. Зато опытная группа играющих способна проявить в ночном лесу свою смелость и находчивость, победить более сильного противника.

Двигаясь по лесу, игроки определяют направление своего движения с помощью компаса или ориентируются на дороги, просеки, возвышенности, поляны.

Организация игры. Основной организационной единицей для военизированной игры на местности является группа или команда, состоящая, как правило, из 6-10 человек. В игре обычно участвует вся группа или команда. В соответствии с характером игры старший может послать одного, двух или больше игроков для состязания с соперниками или поставить перед ними отдельные задачи - быть наблюдателем, дозорным, связным и т.п. Некоторые игры требуют более крупных игровых коллективов, которые создаются из нескольких групп или отрядов.

Играющие получают от игры подлинное наслаждение, когда они твердо знают ее правила. Поэтому нежелательно часто переходить к новым играм. Достаточно провести знакомую игру в другой местности, и она воспринимается играющими как новая.

При движении на местности для передачи различных сигналов и команд применяются азбука Морзе и условные знаки, передаваемые руками, что позволяет играть бесшумно. Присутствие играющих на местности распознается лишь по шелесту деревьев и треску ветвей.

Очень важно установить сигнал об окончании игры, а при необходимости и о ее перерыве. По сигналу, обозначающему перерыв в игре, каждый ее участник остается на своем месте и только после сигнала о возобновлении игры продолжает свои действия. Как только послышался сигнал об окончании игры, все играющие как можно быстрее прибывают на сборный пункт.

Участникам игры необходимо разъяснить, что нельзя злоупотреблять сигналом “SOS” и звать на помощь можно только в случае действительной опасности.

Каждая игра имеет свою оптимальную продолжительность. Если игра затягивается, это притупляет интерес играющих, а при чрезмерном сокращении времени участники игры не успевают выполнить поставленные задачи. При проведении игры впервые на незнакомой местности трудно определить точно необходимое время. Тем не менее нужно заранее сообщить играющим время ее начала и конца.

Пожалуй, лучше все же если останется некоторый излишек времени, чем если его не хватит для окончания игры. Следует иметь в виду, что холмистая и лесистая местность преодолевается приблизительно вдвое дольше, чем ровное, безлесное пространство, что спуск с холма происходит в два раза быстрее, чем подъем на холм. В среднем на военизированную игру обычно отводится 1 час. Ход игры зависит также и от погоды. Дождь, грязь, зной, ветер, снег, мороз - все эти погодные явления, безусловно, осложняют выполнение отдельных задач игры.

Тематика военизированных игр. Молодых людей увлекают необычные истории, случаи, происшествия. Они с удовольствием идут в походы по новым, неизведанным дорогам, ищут опасности. Благодаря буйной фантазии и страстному желанию приключений ребята легко вживаются в образы романтических персонажей игры. Местность для них сразу становится девственным лесом, необозримой степью, высокими горами или районом, где действуют диверсанты.

Военизированные игры черпают свои темы из многих источников: это партизанская борьба, картины из истории наших народов, борьба индейских племен, прославивших себя ловкостью и отличным умением передвигаться по местности, различные местные сказания, приключенческие книги, некоторые сообщения печати.

Подготовка и оценка военизированной игры. Игры на местности нуждаются в обширной и заботливой подготовке. Прежде всего руководитель игры должен тщательно обследовать местность, на которой буде проходить игра. Для участников игры лучше иметь дело с незнакомой местностью (так как неизвестное возбуждает у них больший интерес), но только не для руководителя, который обязан иметь полное представление о местности, о том, насколько она удобна для проведения игры. Затем руководитель игры точно определяет размеры необходимой для игры местности, получает разрешение местных органов власти, устанавливает время проведения игры, обеспечивает участников всеми необходимыми пособиями. После этого он знакомит старших (руководителей) групп со всеми подробностями подготовленной игры.

При большом числе участников игры необходимо, чтобы все они имели задания и были проинформированы о порядке игры. Все игроки должны также знать, где они сосредотачиваются после игры. Их нужно ознакомить с условным сигналом об окончании игры.

По окончании игры каждому участнику необходимо быстро прибыть на установленное место сбора, где организуется обсуждение игры. командиры сторон докладывают о том, какие действия были предприняты по обеспечению успешного хода игры, сообщают, как шла игра, какие ошибки были допущены группой в целом и отдельными участниками, как добились победы или почему потерпели поражение. Доклады командиров дополняют участники игры. Руководитель игры подводит итоги действиям обеих сторон и дает оценку игры в целом, объявляет благодарность, отмечает ошибки, указывает, как избежать их в будущем.

Кроме того, обязательно нужно проанализировать игру с организаторской точки зрения, ответив на следующие вопросы:

  • Насколько удобной была местность, выбранная для игры?
  • Не была ли игра затянута или, наоборот, скоротечна? В чем причины?
  • Были ли правила игры понятны каждому из играющих?
  • Достаточно ли было контроля за действиями играющих (если контроль был необходим)?
  • Были ли игровые задачи по силам всем играющим?

Отвечать на эти вопросы могут и дети - участники, и взрослые - организаторы игры. Возникающие по ходу обсуждения замечания лучше записать, чтобы в следующий раз не допустить тех же ошибок. Способы пленения. В каждой игре нужно четко установить способ взятия в плен участников игры противной стороны. Можно воспользоваться различными приемами: Пленение отнятием платка. Участники игры имеют платки, которые носят за поясом или слабо завязывают на шее (на голове). Играющий считается плененным после того, как у него противник отберет платок. Неудобство этого способа заключается в том, что участник игры может незаметно для себя потерять платок.

В борьбе за платок обязательно соблюдение таких правил:

  • участник игры, подвергшийся нападению, должен защищаться и вступить в борьбу;
  • борьба всегда ведется один на один;
  • в ходе борьбы играющие не могут придерживать платок рукой и призваны взаимно избегать грубостей;
  • если во время игры один из играющих упадет, то его соперник обязан подождать, когда он встанет и только тогда может продолжать борьбу; тот, кто упадет трижды, отдает платок сопернику.

Описанный способ пленения приемлем почти для каждой игры; он развивает ловкость и отвагу. Платок вполне может заменить цветная шерсть, повязанная на руку, или бумажные погоны.

Пленение прочтением числа. Каждый участник игры имеет прикрепленные на спине двухзначные или трехзначные числа. Наиболее удобными являются достаточно крупные цифры на бумаге, закрепленные скотчем или булавкой. Играющий, число которого соперник правильно назвал, становится пленником. Этот способ принуждает играющих к более тщательной маскировке.

Взятие в плен попаданием предмета. Играющий считается взятым в плен, если кто-либо из соперников попал в него мячиком, бумажным шаром, шишкой или каштаном. Такой способ заставляет бдительно следить за передвижением соперников.

Пленение прикосновением (осаливанием). Играющий считается взятым в плен, когда один из соперников коснется какой-либо части его тела. Этот способ применятся в основном тогда, когда право брать в плен имеет лишь одна играющая сторона. Иногда устанавливается для этого два или три прикосновения.

В каждой игре необходимо позаботиться о том, чтобы взятый в плен участник не выбывал полностью из игры, за исключением игр кратковременных. Плененный игрок вместо исключения из игры получает штрафные очки или штрафное время, что учитывается при подведении общих результатов игры. Виды военизированных игр на местности. По характеру действий военизированные игры на местности можно подразделить на четыре группы:

  • нападение - одна сторона нападает, другая - обороняется;
  • преследование - одна группа преследует другую, которая оставляет знаки на дороге или подает сигналы;
  • прорыв линии обороны - играющие или группа играющих должны пересечь границу территории, охраняемую другой группой;
  • оборона лагеря - атакующие стараются проникнуть в обозначенную территорию, которую защищают обороняющиеся.

Нападение. Обычно при играх этого вида состязаются две группы: одна обороняет базу, где имеются трофеи (флаги, вымпелы и т.п.), другая старается захватить трофеи и доставить их в определенное место. Если в игре участвует больше групп, лучше иметь две базы, причем каждая сторона обороняет свою базу и одновременно атакует базу противника.

При участии многих групп можно также провести одновременно две игры с четырьмя базами, размещенными накрест друг против друга. Противолежащие базы всегда составляют одну игру. Участник одной игры не должен тратить время на то, чтобы идти по следам участника другой игры, предполагая, что это его соперник.

Игры указанного вида можно проводить на какой угодно местности. если местность лесистая и поросшая кустарником, то базы могут быть удалены друг от друга приблизительно на 700 м, если же пространство открытое - базы оборудуются на большем удалении. Хорошо, когда избранная для игры местность имеет форму вытянутого прямоугольника, так как в более широком пространстве играющие рассеиваются и игра утрачивает свою целенаправленность.

Важно также расположение баз. Они устраиваются так, чтобы не находились в пределах прямой видимости, но вместе с тем, чтобы непосредственно вокруг базы не имелось поросли, которая могла бы стать укрытием для соперников. Наилучшее местоположение базы - открытое пространство, чтобы противник ее легко увидел. База может быть даже четко обозначена.

Когда в игре участвует опытный состав играющих, базы могут быть укрыты среди растительности. Тогда участники игры должны найти их лишь с помощью карты.

Интерес к игре усиливается, если в начале ее каждая сторона передаст противнику трофеи. Играющие с большей охотой участвуют в игре, стремясь добыть то, что им принадлежит. Иногда неизбежна общая атака. Но такой вариант применяется редко, потому что снижает возможность обучения играющих навыкам наблюдательности и скрытного передвижения. Играющие должны продвигаться не целыми группами, а поодиночке или по двое.

Преследование. Каждая игра с преследованием является волнующей для обеих сторон. Игры этого вида можно организовывать для разного количества играющих, в любой местности и в любое время. Они стимулируют силу воображения игроков, развивают у них опыт выслеживания и продвижения по следам. Прорыв линии обороны. При этом широко используется такая разновидность игры, как бег посыльного с донесением. Лучше, когда играющие из группы прорыва находятся не слишком далеко друг от друга; это облегчит незаметное продвижение посыльного между ними. Если играющих мало, то с донесением может бежать вся группа, но соперники не должны знать, кто из играющих несет донесение. Игра становится более интересной, когда на одной стороне обыскивают пленных, а на другой стараются надежнее скрыть донесение.

Для этого вида игры избирается узкое пространство, по которому должны бежать посыльные с донесением, в игру включаются и другие действия, например, служба на станции скорой помощи или на наблюдательном пункте.

Оборона лагеря. Место лагеря обозначается флажками или разноцветными лентами. Размер территории лагеря зависит от численности обороняющихся. Обе группы играющих, атакующие и обороняющиеся, должны иметь равные шансы на успех.

Во всех играх этого вида соблюдается правило: атакующие должны проникнуть на территорию лагеря или же завладеть находящимися в лагере флажками (другими предметами) и при этом не быть плененными. Когда численность участников игры большая (до 50 человек), можно создать два лагеря. В этом случае каждая группа атакует лагерь соперников и одновременно защищает свой. Участники этого вида игр должны обладать навыками переползания, наблюдения, скрытного сближения. Атакующим не разрешается нападать коллективно всей группой, так как от этого снижается занимательность игры.

Во многих играх используется несколько видов действия (оборона - нападение, оборона - прорыв линии обороны) одновременно или эти действия являются этапами игры (преследование - нападение - прорыв линии обороны). Правила таких игр несколько слож-нее, но они не становятся от этого менее интересными для участников.

Примечания. При играх на местности не должно быть нанесено какого-либо ущерба природе. Игровые знаки на должны оставлять длительных следов. Для обозначения игровых тропинок совершенно не нужны топоры; здесь применяются разные ленты, камешки, шишки и пр. Для обозначения ночной тропы можно использовать немного фосфоресцирующего материала. Надо стараться использовать такие знаки, которые могут собрать следующие группы. Если играющие пробираются через заросли, они обязаны оставлять за собой едва заметный след.

Наивысшим умением является такое тихое передвижение, чтобы остались непотревоженными даже птицы. Конечно, это достигается длительной практикой.

Если игры проводятся в населенных пунктах, участники игры не должны мешать ни пешеходам, ни транспорту. Игра здесь ведется парами или маленькими группами.

Особую осторожность надо соблюдать при передвижении по шоссе. Поход совершается всегда по левой стороне проезжей части дороги. Группа может делать остановку только вне проезжей части. При первой же возможности она сворачивает в сторону и движется по полевым и лесным дорогам.




Смотреть также...