Методики проведения самоанализа

Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.
04-07-07-107m.jpg

Формы и методы проведения анализа и рефлексии с детьми

Одним из самых важных видов аналитической работы с детьми является организация опыта самоанализа. Под последним понимается не только рефлексия деятельности, поведения, понимание конкретных событий и ситуаций, в которых оказывается юный человек. Это еще и самопонимание, самоприятие и коррекция своего эмоционального состояния, учет эмоционального состояния других. Опять-таки, для организации такой работы и поддержки потребности ребенка в самоприятии и самопонимании, требуется учет психологической специфики возраста.

Условия, необходимые для проведения рефлексии:

  • участники удобно устроены в кругу;
  • по возможности — наличие живого центра (в центре круга – свеча, предмет, талисман группы и т.п.);
  • важно создать необходимый эмоциональный настрой;
  • поддержание доброй атмосферы;
  • запрет на общение в повышенном тоне.


«Звездопад»

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и представить, что на небе — звездопад, в это время он раскладывает перед каждым ребенком по I звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мне-ние. Вопросы могут быть следующими:

  • Каким ты себя представляешь через двадцать лет?
  • Какую основную цель ты преследу-ешь в жизни?
  • Какой у тебя характер?
  • Какой твой любимый предмет в школе?
  • Много ли у тебя друзей?
  • Что для тебя означает слово «друг»?
  • Ссоришься ли ты с родителями? По какому поводу?
  • Какая твоя любимая песня?
  • Какие качества в человеке ты це-нишь больше всего?
  • Чем ты любишь заниматься в сво-бодное время?
  • Часто ли ты ссоришься? Почему?
  • Умеешь ли ты рисовать?
  • В какие игры ты любишь играть?
  • Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?
  • Что ты не любишь больше всего?
  • Любишь ли ты читать?
  • На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Что для тебя в жизни самое страш-ное?
  • В чем состоит для тебя полноценный отдых?
  • Легко ли тебя вывести из себя?
  • Счастливый ли ты человек? Почему?
  • Уверен ли ты в себе?
  • Общительный ли ты человек?
  • Что может сделать тебя счастливым?
  • Легко ли ты можешь расплакаться?
  • Скоро ли ты забываешь обиду? * Умеешь ли ты сочувствовать людям?
  • Бывает ли у тебя неспокойно на ду-ше? Из-за чего?
  • Боишься ли ты темноты?
  • Какие сны тебе снятся чаше всего?
  • Как ты понимаешь выражение «чув-ствовать себя на седьмом небе»?
  • Любишь ли ты выступать на сцене?
  • Чему бы ты хотел научиться?
  • Ты веришь в гороскопы?
  • Что для тебя является горем?
  • Какой твой любимый вид спорта?
  • Хотел бы ты летать как птица?
  • Без чего бы ты не смог обойтись в жизни?
  • Согласен ли ты с выражением, что в жизни надо все попробовать?
  • Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?
  • Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
  • Ты везучий человек?
  • Ты больше любишь дарить подарки или получать?
  • Что лучше — быть сильным или быть умным?
  • Что лучше иметь — сто рублей или сто друзей?
  • Есть ли у тебя любимый праздник?
  • Веришь ли ты в чудеса?
  • Веришь ли ты в счастливый случай?
  • Если бы у тебя была волшебная па-лочка, какие три желания ты бы за-гадал?
  • Твоя заветная мечта?


«Незаконченное предложение»

Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Примеры незаконченных предложений:

  • Я всегда хотел…
  • Если все против меня, то…
  • Будущее кажется мне…
  • Знаю, что глупо, но боюсь…
  • В хорошем отряде всегда…
  • Лучше всего я общаюсь с…
  • Сделал бы все, чтобы забыть…
  • Думаю, что я достаточно способен, чтобы…
  • Надеюсь на…
  • Не люблю людей, которые…
  • Моей самой большой ошибкой было
  • Наступит тот день, когда…
  • Когда мне начинает не везти, я…
  • Больше всего я хотел бы в жизни


Вариант, адаптированный к условиям лагерной смены:

  • Больше всего мне не нравится в лагере
  • По сравнению с другими наш отряд…
  • Иногда я боюсь…
  • Больше всего мне нравится…
  • По-моему, лучший вожатый тот…
  • Многие ребята из нашего отряда…
  • Когда кто-то кричит на меня…
  • В будущем я хочу…
  • Для меня нет ничего хуже…
  • За это время я понял, что…
  • Я бы на месте наших вожатых…
  • Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)…
  • Мне хотелось бы научиться…
  • Летние каникулы – это…


«Это я!»

Вожатый, педагог громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает — «Это я!». Следует задавать как серьезные, так и смешные вопро-сы:

  • Кто проснулся первым сегодня в комнате?
  • Кто любит собак?
  • Кто родился в год Дракона?
  • Кто любит читать фантастику? И т.п.


«Кто я?»

Каждый ребенок в отряде получает карточку, на которой писано имя одного из членов отряда, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы) с вопросом: «Кто я?» Задача ребят — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя указано в карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладывают текстом вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано о нем. В процессе поиска своего портрета, детям приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении вожатый предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?


«Любит, умеет, знает, надеется»

Ребята в течение пяти минут рассказывают о себе по следующим пунктам:

  • люблю...;
  • умею...;
  • знаю...;
  • надеюсь... и т.д.

Заканчивает беседу педагог, говорит о своих надеждах — смена / программа пройдет отлично, ребята еще узнают друг о друге массу интересного, у всех появятся новые друзья и т.д.


«Черно-белый и цветной кадр дня»

Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой — цветным (события с эмоционально положительной окраской). При этом, каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.


«Китайская стена»

Педагоги заранее заготавливают «кирпичи» (цветные прямоугольники из бумаги) для того, чтоб отряд / группа смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например, красный «кирпич» — день прошел замечательно, серый — день прошел без особых эмоций и т. д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе каждый ребенок выбирает себе кирпич того цвета, который считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым — каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Китайская стена».


«Шляпа»

Педагоги заранее заготавливают карточки, на которых написаны вопросы, которые могут касаться любой области жизнедеятельности ребят в лагере / в программе. Эти карточки складываются в шляпу. Дети по очереди достают вопросы из шляпы и высказывают свое мнение по сформулированному на карточке вопросу, начиная со слов «Я считаю / думаю...»


«Ниточка»

Перед началом огонька педагог предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см. – рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме «Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше?» каждый ребенок высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

«Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов и самоанализа очень удобен, легко запоми-нается, занимает пять минут и может использоваться ребенком самостоятельно – при обдумывании итогов, завершения дня или по проживанию некоторого события. Важно обеспечить постоянство тренировки пальчиковому методу, мнемическая формула которого очень проста. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:

ПАЛЬЧИК РАСШИФРОВКА (МНЕМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА)

  • Мизинец (М) «Мысль»: какие знания, опыт я приобрел сегодня?
  • Безымянный (Б) «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достиже-ния своей цели?
  • Средний (С) «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
  • Указательный (У) «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?
  • Большой (Б) «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?


«Если бы я был...»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сего-дняшнем дне я бы...

  • исправил...
  • сделал...
  • добавил...


Огонек — анализ дела с точки зрения Я-позиции

Педагогическая задача такого огонька — научить детей видеть успехи для дальнейшего развития и причины неудач, чтобы в дальнейшем они смогли избежать аналогичных ошибок. Проводится такой огонек в виде ролевой игры.

Необходимо подготовить карточки с наименованием различных ролей, на-пример:

  • организатор;
  • участник;
  • зритель;
  • жюри и т.д.

Каждый участник получает карточку с названием определенной роли. Затем формируются микрогруппы: организаторов, оформителей и т.д. За-дача каждой микрогруппы — проанализировать проведенное дело с позиции данной ей роли, выделить положительные и отрицательные моменты, а также дать рекомендации и пожелания для проведения подобного мероприятия в следующий раз. Очень важно, чтобы ведущий не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равноправным участником разговора. Тем не менее, он управляет разговором через вопросы.


МЕТОДИКИ И ПРИЕМЫ

РЕФЛЕКСИИ ПОЗИЦИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ

Проводя анализ с детьми в той или иной форме - каждый раз новой для них или традиционной, повторяющейся изо дня в день и ставшей для ребят привычной, - педагог старается разнообразить его использованием на разных этапах анализа различных средств, приемов, методик.

  • Одни методики и приемы помогают нам выяснить мнения детей по каким-либо вопросам, а также собрать материал для обсуж-дения с отдельным ребенком или со всем отрядом.
  • Другие - заинтересовать ребят на первом этапе анализа (выра-ботка общего представления о ситуации).
  • Третьи могут быть полезны при определении проблем и успехов, «плюсов» и «минусов».
  • Четвертые подскажут детям тему для общего серьезного разговора о делах и отношениях.

Каждая форма проведения анализа может включать в себя несколько методик или приемов, но не стоит перегружать ребят излишним разнообра-зием. Мы предлагаем варианты, адаптированные к нашей задаче: помочь педагогу проанализировать с отрядом / группой в клубе или конкретным ребенком прожитый день, проведенное дело, возникшую проблему. Здесь представлены именно те методики, которыми вы можете воспользоваться, продумывая систему аналитической работы с детьми. На основе рекоменда-ций вы сами можете определить, в какой период смены / выполнения программы, для какого из этапов анализа и в каком сочетании их применять. При проведении анализа с детьми педагог сам получает много информации для размышления. Но нужно помнить, что использование только одной методики не дает полной картины. Для этого необходимо комплексное исследование.


АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЙ

1. Анкетирование и интервьюирование

Анкетирование и интервьюирование относятся к опросным методам социологического исследования, и их результаты могут быть использованы педагогом в ходе проведения с ребенком индивидуального анализа его деятельности в детском лагере или клубном объединении. При анкетировании педагог получает информацию в письменном виде, при интервьюировании - с помощью устного опроса. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с целью и задачами самого исследования. Каждый вопрос нужно ставить так, чтобы он был понятен ребенку; если употребляются термины, понятия, то все они должны быть ему известны. Лучше формулировать вопросы в лич-ной форме с обращением на ты. Предпочтительны открытые вопросы или вопросы с вариантами ответов, так как прямой закрытый вопрос часто «внушает» ребенку представление о «правильном» или «неправильном» от-вете. В начале анкеты должно быть краткое обращение к подростку, в котором излагаются тема, цель опроса, а также способ обработки и получения «обратной связи» (в нашем случае - в индивидуальной беседе с педагогом, с помощью дневничка переписки с вожатым или в другой форме). Прежде чем подросток начнет работать с анкетой, четко объясните ему правила ее заполнения. Желательно, чтобы большинство вопросов в анкете было составлено по одному принципу (например, с вариантами ответов или в виде незаконченных предложений). Если же все вопросы разные, то общее их количество должно быть небольшим.

Интервью также требует заранее подготовленного бланка, но ответы ребенка фиксирует сам педагог — непосредственно в ходе беседы или после расшифровки записи на диктофоне. Опрос, организованный тем или иным способом, не должен длиться более получаса. В завершение обязательно поблагодарите ребенка (всех детей - если анкетирование проводилось одновременно). Если у вас есть возможность подготовить бланки с рисунками, можно использовать рисуночные анкеты. В ряде случаев (например, для проверки усвоения ребенком получен-ной информации) интересно применить метод экспрессопроса, когда в каче-стве ответов на вопрос предлагаются всего три варианта: «да», «нет», «не могу ответить, не знаю». Такой опрос проводится устно в течение 5-7 минут, ответы дети фиксируют на листочках, которые затем сдают педагогу. Обсуждая с ребенком в ходе анализа некоторые из его ответов на вопросы анкеты или интервью, недопустимо давать оценочные суждения, можно лишь развить затронутые в ответах проблемы, остановиться на них подробнее. Материалы, полученные в результате анкетирования или интервьюирования, максимально плодотворно используются тогда, когда педагог совместно с ребенком составляет конкретную программу решения этих проблем.


2. Коллективная анкета

Метод анкетирования используется не только в индивидуальной работе с детьми. Вопросы анкеты могут быть адресованы всему отряду / группе, и. соответственно, заполнять такую анкету следует коллективно. Такая организация процесса работы может способствовать принятию какого-либо важного решения, ведь в результате должно быть выработано единое мнение. Коллективная анкета составляется общими усилиями всех педагогов, творческой или административной группой для всех отрядов лагеря / клуба, чтобы оценить и сравнить итоги работы за какой-то период в том или ином направлении деятельности, а каждый из педагогов самостоятельно выбирает способ, которым он воспользуется, чтобы заполнить анкету со своими детьми. Заполнение коллективной анкеты может стать как отдельным делом отряда / группы, так и его частью (например, частью оргсбора, сбора планирования, итогового сбора и т.п.). Ребятам предлагается ответить на вопросы, касающиеся деятельности отряда / клуба, взаимоотношений в коллекти-ве, отношения к важному для коллектива событию, факту, поступку. Вопросов и вариантов ответов на них в такой анкете должно быть немного, иначе работать над ней всем вместе будет очень сложно. Предлагаем два способа работы по заполнению коллективной анкеты.


2.1. Коллективная анкета: Обсуждение в группах.

Педагог задает ребятам вопрос, который предварительно записан на листе ватмана, закрепленном на стене (доске, стойке), и предлагает три варианта ответа на него. Педагог может выбрать себе трех помощников, которые возьмут в руки таблички с вариантами возможных ответов (таблички могут быть просто прикреплены к стене на некотором расстоянии друг от друга, а могут быть обозначены, например, корабликами разных цветов). Отряду / группе дается время подумать. Затем каждый человек должен подойти к табличке с наиболее близким к его мнению ответом. Таким образом, отряд / группа разбивается на три группы. Помощники могут выступать в качестве организаторов работы в группах, если же их роль - только обозначить места сбора Подгрупп, то не забудьте предоставить и им право выбрать свой ответ на поставленный вопрос и присоединиться к одной из групп. После этого осуществляется работа по подгруппам. Детям предлагается объяснить свою точку зрения, доказать правильность выбранного ими ответа. Когда все члены подгруппы выскажутся, начинается общее обсуждение, в результате которою принимается позиция той подгруппы, которая смогла лучше обосновать и аргументировать свое мнение, убедить других. Педагог может воспользоваться различными приемами, которые помогут ребятам прийти к общему мнению. Поскольку анкета коллективная, важно, чтобы в ней было представлено единое мнение отряда / клуба, при этом каждому придется не только высказать свое мнение, но и понять чужое. Если ребята обнаруживают редкое единодушие, используйте другой способ разбивки на группы, и тогда задание будет более сложным: постараться найти аргументы для того ответа, который достался группе, независимо от того, согласны ли ребята в группе с таким вариантом ответа. Педагог может подготовить нескольких старших подростков, которые помогут ему организовать не только распределение по группам, но и сам процесс работы в них (с помощью заранее продуманных приемов, дополнительных вопросов).


2.2. «Живая» анкета»

Живая анкета как прием используется в ходе дела или разговора-обсуждения, посвященного отношениям в группе. Содержание вопросов может помочь ребятам понять существующие проблемы и увидеть возмож-ные пути их решения. В таком случае каждый этап дела следует начинать с вопроса, ответы на который станут отправной точкой рассуждений, а завершать упражнением или игрой, которые помогут найти варианты решения выявленной проблемы. Таким образом, педагог может сочетать анализ с конкретной деятельностью, содержание которой определяется на его основе. Подобным образом проводится работа над другими вопросами анкеты, при этом группы каждый раз меняются. Между ответами на разные вопросы можно делать перерывы, чтобы отдохнуть, подвигаться. Перед обсуждением каждого следующего вопроса можно напомнить ребятам о содержании и ходе той деятельности, которой он будет касаться. Например, вывесить стенга-зету, посвященную делу, о котором пойдет речь; разложить таблички, на которых записаны мнения ребят, высказанные сразу после дела; посмотреть видеозапись и т.п. Заполнив всю анкету, вы можете продолжить разговор о проблемах, которые были отмечены в холе работы, и принять конкретные решения по дальнейшей совместной деятельности отряда.

«Живая» анкета как способ с элементами игры применяется также в тех случаях, когда необходимо быстро собрать статистические данные или та-кие сведения, которые не требуют от отвечающих длительных раздумий. В отличие от коллективной анкеты, предполагающей формирование общего мнения, в «живой» лучше использовать такие вопросы, по которым важно узнать разброс мнений индивидуальных. Для проведения игры педагогу потребуется несколько помощников (по количеству вариантов ответов). Представляя помощников, педагог обращает внимание на их «визитные карточки», на которых обозначены буквы «А», «Б», «В» - варианты ответов. Желательно, чтобы было одинаковое количест-во вариантов ответов на все вопросы, например, три. Больше пяти вариантов делать не стоит, так как ребятам будет сложно их запомнить. Можно предложить одинаковые для всех вопросов варианты ответов, например: а) да. б) нет, в) затрудняюсь ответить, - тогда на «визитках» помощников пишутся не буквы, а сами ответы. Но в этом случае договоритесь с ребятами, что вариант «в» они могут выбрать только один раз. Для предстоящей работы будет удобнее, если ребята встанут или сядут в круг. Заполнение «живой» анкеты происходит следующим образом. Объ-яснив правила и представив своих помощников, педагог задает вопрос и пе-речисляет варианты ответов. Затем помощники проходят по кругу, и каждый ребенок хлопает по ладони того из них, с чьим вариантом ответа он согласен. Задача помощников - сосчитать, сколько человек хлопнули их по ладони, и, пройдя весь круг, отметить результат на общем листе. После запол-нения анкеты результаты предлагаются общему вниманию. Вопросы должны быть простыми и конкретными, чтобы ребенок мог легко и быстро выбрать ответ. Педагог, наблюдая за сбором ответов, отмеча-ет для себя и записывает в блокнот дополнительную информацию (фами-лии ответивших на какой-то вопрос отрицательно, фамилии тех, кто за-труднялся с ответом, реакцию ребят на вопросы), чтобы затем проанализировать эту информацию. Подводя итоги, вожатый обращает внимание детей на результаты анкеты, делится с ними своими выводами (теми, которыми можно поделиться) или предлагает им обсудить полученную информацию и сделать выводы вместе.


3. Позиционный анализ

3.1. Составление «Соглашения с...»

Обсудив с ребятами их права и обязанности, требования, которые они должны выполнять в лагере или клубе, педагог может предложить им создать на их основе Соглашение (друг с другом, с педагогом, с самим собой). Этот прием поможет детям осмыслить предъявленные требования, а для педа-гога он станет вспомогательным инструментом в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей в лагере / клубе. Текст соглашения лучше составить вместе с ребятами. Его начало может быть таким: «Что значит быть взрослым? Пытался ли ты когда-нибудь серьезно ответить на этот вопрос самому себе? Вот взрослые говорят: «Хорошо быть детьми: никакой ответственности!» Может быть, и правда именно принятие на себя ответственности делает человека взрос-лым? Что такое, по-твоему, ответственность? Сравни с определением, кото-рое дают словари. Психологи утверждают, что чем меньше у детей запретов, тем реже они нарушаются. Мы, твои педагоги, готовы помочь тебе в осуществлении в лагере большинства твоих желаний, твоих ожиданий. Но давай договоримся о том, что будет безоговорочно запрещено для тебя в лагере / клубе, чтобы все могли быть спокойны за сохранность твоей жизни и здоровья...» Соглашения можно использовать в коллективном и в индивидуальном варианте. Чем старше дети, тем более сложным и развернутым может быть соглашение. Не забывайте обращаться к нему в течение смены / выполнении программы, чтобы анализировать вместе с ребятами, выполняется ли оно.

Варианты тем соглашений;

  • Работа в органах самоуправления.
  • Организация дежурства.
  • Работа творческих групп.
  • Участие в соревнованиях.


3.2. «Оценка совпадения ожиданий»

Педагог предлагает ребятам несколько наглядно представленных ва-риантов совпадения и несовпадения ожиданий каждого лично и решений группы, касающихся деятельности отряда / клуба в целом или отдельных ее аспектов. Каждый вариант нужно рассмотреть вместе с детьми, чтобы он был им понятен. Затем каждый оценивает совпадение своих ожиданий с решением группы и ставит отметку у соответствующего варианта. Например: «Сегодня вы планировали работу своей группы. Насколько совпали твои представления о будущей деятельности с тем, что у вас получилось? Отметь подходящий вариант». Следующий шаг - обсуждение полученного результата: «Есть ли расхождения? Насколько сошлись ожидания и принятые решения? Причины? Возможные проблемы в будущем? Какие коррективы дальнейших планов потребуются в связи с этим?».


3.3. «Построение диаграммы»

Этот прием дает детям возможность увидеть, осознать сложившуюся в отряде ситуацию. В качестве примера приведем диаграмму, отражающую их активность в подготовке и проведении какого-либо отрядного дела. Для того чтобы построить диаграмму, педагог предлагает ребятам вопрос: «Какую позицию в дне ты занял (наблюдатель, лидер, организатор, активный участник-исполнитель, зритель)? Каждый участник анализа прикрепляет к заготовленной форме свой фрагмент (прямоугольник) - и диаграмма готова. Она может выглядеть, например, следующим образом:

  • НАБЛЮДАТЕЛЬ
  • ОРГАНИЗАТОР
  • АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
  • ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ УЧАСТНИК

Приведем печень ролей, в которых подросток может попробовать себя на выездных сборах клубного актива, в течение лагерной смены или при выполнении конкретной клубной программы, проекта:

1. Участник Сбора, команды, отряда, рабочей группы. 2. Командир отряда, капитан команды. 3. Репортёр. 4. Капитан спортивной команды. 5. Игротехник-затейник. 6. Лидер творческой группы. 7. Дежурный. 8. Художник-оформитель. 9. Генератор идей. 10. Актёр. 11. Режиссёр. 12. Сценарист. 13. Болельщик. 14. Курьер. 15. Зритель. 16. Сценарист (поэт, литератор). 17. Ведущий дискуссии (концерта, дискотеки и т.д). 18. Член жюри. 19. Организатор коллективного творческого дела) 20. Физорг. 21. Помощник судьи на спортсоревнованиях. 22. Аналитик. И другие…

Наглядно представленные результаты могут служить материалом для дальнейшего обсуждения. Методика может использоваться как индивидуально, так и коллективно. Больше подходит для ребят среднего и старшего возраста. Не всем ребятам может быть понятно, что обозначает каждый вариант ответа, поэтому, возможно, потребуются дополнительные пояснения, прежде чем дети будут ставить свои отметки. Применяя диаграмму в другом варианте (например, для анализа достижений), можно вписывать в каждый кирпичик конкретный вклад того, кто его внес.


4. Техники критического мышления

Их уместно использовать для организации позиционного анализа не-которые из приемов, обычно применяемых в технологии критического мышления. Методический прием «Шесть шляп мышления» Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными спосо-бами, то есть в шести «шляпах»! В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно пере-вести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего ана-лиза каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после события, общего дела, экскурсии, в итоге изучения достаточно боль-шой темы и т. д.). Все дети делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем в некоторых отрядах используются настоящие разноцветные шляпы (или сделанные из картона). Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события про-изошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно бы-ло хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал «Поединка» вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т. д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, вы-бравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в груп-пе, но и индивидуально. Этот метод побуждает подростков к разнообразной, «разноцветной» оценке освоенного и пережитого, что и является одной из важных характеристик кри-тического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании эссе или для других видов позиционной рефлексии.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕНДОВЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ РЕФЛЕКСИИ: МИШЕНИ – ШКАЛЫ – РАНГИ

1. «Стрельба в мишень»

Этот игровой прием разработан на основе знакомой всем игры в дартс. Для проведения анализа необходимо графическое изображение мишени, в один из секторов которой каждый ребенок попытается «попасть» (вписать свое имя или поставить значок). Пример игровой мишени позволит педагогу оценить, насколько осознанно дети принимают предлагаемую деятельность. Вопрос принимает форму мишени, а позиция ребенка тогда превращается в действие (метание дротика) при ответе на вопрос, например: «Готов ли ты и в дальнейшем принимать участие в деятельности отряда / группы?» Существенный момент, который нужно разъяснить ребятам: если при стрельбе по обычной мишени каждый стремится попасть в «яблочко», то при стрельбе по мишени игровой задача стрелка - попасть именно в тот сектор, который соответствует его мнению, суждению о сложившейся ситуации. При рассмотрении полученных результатов педагогу важно учитывать, что особое внимание следует уделить тем ребятам, которые поставили отметку в центре круга и, напротив, во внешнем секторе: такая оценка проис-ходящего — крайне положительная и крайне отрицательная — может свидетельствовать о том, что у ребенка есть проблемы, разрешение которых требует уча-стия педагога. Эти проблемы могут не иметь отношения к поставленному конкретному вопросу, но их неразрешенность влияет на общее благополучие ребенка в лагере. Те дети, которые поместили свой ответ в сегменты среднего сектора, скорее всего, нашли для себя интерес, и у них есть мотив для продолжения совместной деятельности.

Вариант мишени «ЛИДЕРСТВО» Центр; я всегда лидер! 2-й сектор 6 сегментов: Я ЛИДЕР...

  • в некоторых делах
  • когда попросят
  • когда интересно
  • когда уверен в себе
  • когда хочу научиться
  • на спор

3-й сектор: я лидер по настроению Внешний сектор: я не лидер

Возможный вариант по аналогии: Мишень 'ТВОРЧЕСТВО" Центр: я всегда творческий человек и т.д. Методика может использоваться как индивидуально, так и коллективно. Во втором случае с отрядом обсуждается не то, кто и почему поставил свою отметку в том или ином секторе, а то, какая картина получилась в целом и что можно сделать, чтобы у каждого члена коллектива нашелся свой интерес в общей деятельности. (Автор-разрабогчик Л.С. Савинова, методический отдел ВДЦ, 1996 год).

2. Графическое шкалирование Графическое шкалирование — процедура субъективного оценивания, со-гласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

«Выбор отметки на шкале». Существует множество методик и прие-мов, которые объединяет наличие оценочной шкалы. Принципы построения шкал могут быть разными. Важно, чтобы ребята понимали, что означает каждая отметка, тогда интерпретация результатов будет иметь смысл и от-носительную точность. Самый простой пример шкалы - обычная линейка с одной осью, с деле-ниями, например, от 0 до 5 (при этом 0 рассматривается как начало шкалы, соответствующее «не-ответу»). Шкала может иметь графическое отображение, а может быть умозрительной (подобный вариант мы применяем, например, предлагая детям дать оценку проведенному делу по пятибалльной системе). Приведем пример использования обычной линейной шкалы. Педагог предлагает детям на шкале с делениями от 0 до 10 отметить: 1) то, как они оценивают качество проведенного дела, - буквой «к». 2) то, как они оценивают свой вклад в качество (вне зависимости от первой оценки данная оценка может быть от 1 до 10), - буквой «я». Если методика применяется для индивидуального анализа, то каждый ребенок на отдельном листочке рисует шкалу и ставит на ней отметки, подписывает листок и сдает его педагогу, который использует результаты при последующем проведении анализа дня (дела) с ребенком. При этом педагог может составить сводную шкалу и отметить на ней все оценки ребят, чтобы сравнить их, получить для себя новую информацию, а также проанализиро-вать общую картину вместе с детьми. Групповой анализ предполагает обсуждение того, что повлияло на оценки ребят по каждому вопросу, насколько они разошлись, каковы могут быть причины этого, как в дальнейшем провести дело так, чтобы оценки оказались выше и т.д. При групповом анализе оценки на сводную шкалу выносятся без имен ребят.

Кроме наглядного представления информации о том, как дети оцени-вают качество дела и свой вклад в него, шкала может служить показателем активности каждого ребенка, а также единства детского коллектива. Соотношение первой и второй оценок на шкале каждого ребенка – предоставит вам информацию о его самооценке и об уровне притязаний. Если они адекватны, то оценки будут совпадать (в пределах 1-2 баллов). Если повышен уровень притязаний или понижена самооценка, то отметка «я» будет на несколько баллов ниже отметки «к», и наоборот. На сводной шкале приблизительно одинаковые у всех (в пределах 2-3 баллов) первые отметки свидетельствуют о сплоченности группы. Если оценки кого-либо из ребят резко отличаются от остальных (как в положи-тельную, так и в отрицательную сторону), то это может быть сигналом об индивидуальной проблеме, не обязательно связанной с заданным вопросом. Среднее соотношение на сводной шкале первой и второй оценок может отражать позицию детского объединения по отношению к общей ситуации, к другим людям.

«Лестница». Шкала представляет собой рисунок - схематично изображенную лестницу, каждая из ступеней которой соответствует определенному уровню достижений. На рисунке отмечаются индивидуальный или кол-лективный «рост», продвижение в результатах деятельности. Используя это сравнение, педагог вместе с ребятами определяет значение каждой ступени либо, если это затруднительно, значение начала и конца «пути-подъема».

«Гора». Этот прием сравнения похож па предыдущий. Его смысл - восхождение, путь от подножия к вершине. На листе ватмана рисуется гора – от пологого предгорья (0) баллов) до вершины (наибольший балл). Каждый помещает свой знак (кораблик, звезду, логотип, герб) на тот уровень горы, который соответствует его мнению относительно заданного параметра оценки. Можно разместить на рисунке только один общий отрядный кораблик, выяснив с ребятами его месторасположение на рисунке.

«Температура» Шкала представляется в виде обычного, хорошо известного всем детям термометра. Один из них фиксирует индивидуальную «температуру» (пара-метр задает педагог), а затем – каждый подходит к общему термометру и отмечает на нем свою – получается общая шкала. Очень визуально и забавно.

Отдельно Индивидуальная и Общая шкалы

Gfngfj.jpg


«Буря 9 баллов» Также на ватмане изображается море с высокой волной на переднем плане. Следует организовать предварительное обсуждение с детьми харак-теристик состояния моря, ведь оценка может быть относительной: шторм - не обязательно плохо, штиль - не обязательно хорошо. Вариант отображения этой метафоры для детей постарше — «барометр». Задание для ребят в этом случае может звучать так: «Сравни твою активность (или активность отряда в целом) в сегодняшнем дне (или в кон-кретном деле) с состоянием моря - от штиля до бури».

«Море». Эта метафора интересна характеристикой шторма баллами. На листе изображается море с волнами разной высоты - от полного «штиля» до 9-балльного шторма (лучше не схематично, а цветным рисунком или ап-пликацией). В ходе общего обсуждения определяются характеристики штиля, шторма разной силы, бури-урагана. Для проведения анализа интересно использовать шкалы, построенные на общеизвестных сравнениях-метафорах, т.е. таких понятиях, переносное значение которых заключает в себе ясное всем представление. Подобные метафоры общего, бытийного характера можно придумы-вать самим, консультируясь с психологом. Они полезны еще и тем, что выполняют психотерапевтическую функцию. Шкалы можно применять также для оценки личностного роста ребят за время смены или другой временной промежуток. Этот прием может использоваться ежедневно как иллюстрация актив-ности детей.


3. Ранжирование

Ранжирование педагог может применять на том этапе анализа, когда важно определить приоритеты в деятельности или выбрать из предлагаемых вариантов тот, который приемлем для всех, например, в период пла-нирования деятельности отряда / группы / клубного объединения. В общем случае ранжирование - это процедура упорядочения любых объектов по возрастанию или убыванию некоторого их свойства, при условии, что они этим свойством обладают. Соответственно, прежде чем перехо-дить непосредственно к ранжированию, необходимо установить, какое из свойств в данном случае вас будет интересовать, затем проверить, обладает ли каждый объект (дело, предложение) или человек этими свойствами, т.е. выяснить, есть ли основания сравнивать их друг с другом. Например, выборам командира отряда из нескольких кандидатур должен предшествовать анализ проявленных ими лидерских качеств, умений

Ранжирование - методический прием, при котором испытуемый вы-страивает все объекты в ряд - в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия. Рейтинг - сравнительная оценка различных сторон деятельности учреждений, организаций, физических лиц. И ранги и рейтинги в работе с детьми можно и следует изображать в картинках, в которых разница в положении (выше – ниже, больше – меньше и т.п.) особенно наглядно представлена. Например: все шарики расположены на разном уровне.

«Рисунок настроений»

Подготовив палитру с красками пяти-семи цветов, предложите каждо-му члену отряда внести свой элемент в общую картину настроения, воспользо-вавшись только одним цветом из палитры. В результате может получиться рисунок или просто набор цветовых пятен, который вы и будете обсуждать с ребятами во время анализа. Рангом здесь следует обозначить последовательность преобладания конкретного цвета. Предварительно объясните детям, что им нужно будет сделать и какое настроение обозначает каждый цвет. Не пытайтесь анализировать сами, а тем более, вместе с детьми, что может обозначать каждый элемент получившегося «шедевра», — если есть необходимость, предоставьте это психологу. С детьми вы просто рассматриваете, какие цвета-настроения преобладают, каковы причины этого и т.д.

«Воздушные шарики»

У вас вдруг оказалось много разноцветных шаров. Договоритесь с ребятами, какое настроение соответствует тому или иному цвету, и пусть каждый выберет и надует свой воздушный шарик. Тем самым, вы обсудите получившуюся связку и украсите свое отрядное место (или свою команду на предстоящем шествии, спортивном празднике, дискотеке и т.п.). Поскольку цвета шаров преимущественно яркие, ими трудно выразить плохое настроение, поэтому можно предложить надувать шары только тем, кто нашел соответствующий своему настроению цвет, и обсудить, что в прожитом дне можно было изменить, чтобы надуть яркий шарик захотелось каждому. Но лучше воспользоваться этим приемом в дни эмоционального подъема, когда вы уверены в хорошем настроении детей, ведь воздушные шары создают ощущение праздника, а праздник веселее, когда он общий.