Классификация малых групп в детском лагере

Версия от 10:06, 28 сентября 2013; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right В настоящее время известно около пятидесяти различных классификаций малых групп. ...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Gu7ZNbGl0q8m.jpg

В настоящее время известно около пятидесяти различных классификаций малых групп. Они различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения в них участника и т.д.

Наиболее распространены три классификации:

• деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;
• деление на «формальные» и «неформальные»;
• деление на «группы членства» и «референтные группы».


1. Основной признак первичных групп — непосредственность контактов. Вторичными считаются группы, где для общения между членами используются различные «посредники». По существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они наиболее полно удовлетворяют критерию малой микрогруппы.

В качестве примера первичных малых групп в пионерском лагере можно привести – звено (~10 ребят) или звездочка (~5 ребят).

В качестве примера вторичных малых групп в пионерском лагере можно привести – отряд (до 43 ребят) и дружина лагеря (до 500 ребят).


2. Вторым из исторически предложенных делений малых групп является их деление на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они определены групповыми нормами, строго распределены роли всех участников группы, система подчинения, структура управления группой — представление об отношениях в группе по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов.

Формальные группы возникают в детском лагере и функционируют как обособленные структурные единицы или выделения отдельных специализированных функций.

Неформальные группы создаются ребятами внутри формальной группы в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех детских группах. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения: ребята хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние — равное или даже большее, чем формальные структуры.

Группа дает детям ощущение защищенности, она придает каждому ребенку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях. От группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач, в группе ребенок учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал. Группа предоставляет возможность избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности.


3. По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то другой, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые люди не включены реально, но нормы которых принимают, назвают «референтными группами». Выделим две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что «референтная группа» нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

«Референтные группы» могут быть реальные или воображаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым ребенок хочет приобщиться. Кроме того, выделяют нереферентную группу, которая чужая и безразличная для ребенка, и антиреферентную группу, которую ребенок не приемлет, отрицает и отвергает.


Основные характеристики группы

К основным характеристикам группы можно отнести следующие:

• состав (композиция) группы,
• структура группы,
• групповые процессы,
• групповые нормы и ценности,
• система санкций.


1. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые проявляются при решении проблем. Состав группы может быть описан по возрастным, профессиональным или социальным характеристикам членов группы в зависимости от того, какие показатели значимы в каждом конкретном случае.


2. Существуют следующие формальные признаки структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти, эмоциональная структура группы, структура межличностных отношений, а также связь ее с функциональной структурой групповой деятельности. Структура группы основывается на статусно-ролевых отношениях, профильных характеристиках и половозрастном составе.

Статус личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство, социальные таланты, информированность и накопленный опыт и т.д.

Ролевые отношения характеризуются двумя сторонами: поведением ребенка, исполняющего роль, и его оценкой. Причем эта оценка осуществляется как самим ребенком в виде самооценки, так и другими участниками (сверстниками и вожатыми), занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому ребенку. Оценка производится «сверху, сбоку и снизу», т. е. вожатым или сверстниками. Учитывая, что самооценка и оценки другими зачастую расходятся, рекомендуется иметь все время обратную связь и в соответствии с этим корректировать свое поведение.


3. К групповым процессам относят такие процессы, которые организуют деятельность группы. Характеристика групповых процессов связана прежде всего с развитием группы.


4. Групповые нормы — это определенные правила, вырабатываемые группой, принятые ею, им должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют функцию регулирования по отношению к этой деятельности. Нормы могут оказывать сильное влияние как на поведение отдельной личности, так и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие ему. Они помогают членам группы определить, какое поведение и какая деятельность ожидается от них.

Воздействие норм на поведение связано с тем, что при соблюдении этих норм ребенок может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным группам.

Все нормы с позиции интересов группы в целом могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку. К положительным нормам относятся те, что поддерживают цели и задачи группы и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы создают противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей группы.

Нормы группы связаны с ценностями. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, ее опытом в организации определенной деятельности. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой и иметь большую или меньшую значимость для групповой жизнедеятельности. Они также могут по-разному соотноситься с ценностями сообщества. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются именно на групповые ценности.

Понять взаимоотношения ребенка с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему он так поступает. Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым ребенок следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него событий ребенок принимает решения и осуществляет свои действия.


5. Санкции — это механизмы, используя которые группа добивается от своего члена соблюдения норм. Их основная задача — обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть поощрительными и запретительными, позитивными и негативными.


Ситуационные характеристики группы

Кроме того, существуют так называемые ситуационные характеристики группы, которые мало зависят от поведения как отдельных членов группы, так и группы в целом. К этим характеристикам относятся размер группы, ее пространственное расположение, задачи, решаемые группой, и система вознаграждения, применяемая в группе.

В малых по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения. В этих группах также много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно.

Отмечено также, что в группах с четным числом членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее меньше несогласия и антагонизма между членами группы.

Наиболее оптимальной численностью группы считается группа, состоящая из пяти участников, так как в таких группах ее члены испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера. В меньших по размеру группах возникает много напряжений в отношениях между ее членами, они могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах с большей численностью не уделяется достаточно времени каждому члену группы, и ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.

Заметное влияние на поведение членов группы оказывает пространственное расположение. Важно, чтобы ребенок имел постоянное место расположения, а не искал его себе каждый раз. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях, а также значительно понижает удовлетворенность деятельностью.

Несмотря на то что влияние задач, решаемых группой, на ее функционирование и на поведение и взаимодействие членов группы очевидно, тем не менее очень сложно установить зависимость между типами задач и их влиянием на жизнь группы. Поэтому важно обращать внимание на то, как много взаимодействий будет возникать между членами группы в процессе решения задачи и как часто они будут общаться друг с другом, насколько действия, выполняемые отдельными ребятами, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние, насколько решаемая задача является структурируемой. В случае слабо структурированных или неструктурированных задач наблюдаются большее давление группы на индивида и большая взаимозависимость действий, чем в случае хорошо структурированных задач.