По лесной тропе
По лесной тропе (коллективная творческая игра)
Цели:
1)развитие туристических навыков у детей:
- -простейшие методы ориентирования на местности,
- -умение вязать туристические узлы,
- -владение элементарными знаниями оказания первой медицинской помощи,
2) умение распознавать различные виды растений, семян, грибов,
3) воспитание интереса и любви к природе,
2) развитие спортивных навыков, выносливости и воли к победе. Место проведения: территория школы, близлежащего леса и берега реки.
Возраст участников: от 7 до 12 лет.
Предварительная подготовка: изготовление ромбиков и символики, придумывание названия команде, разучивание песни, речевки, изучение лекарственных растений, проведение выставки коллекций семян, цветов, грибов, чтение рассказов о природе.
Оформление игровой площадки: пять игровых пунктов на расстоянии 200 – 300 м друг от друга: «Цветник», «Роща», «Грибница», «Больничка», «Родничок».
Ход игры.
I. Открытие.
Линейка. Построение команд. Смотр командной песни. Представление отличительных нагрудных знаков своей команды. Постановка цели игры: Преодолеть специально разработанный маршрут в окрестностях близлежащего леса.
II. Дорога на игровую площадку в лес. Командиры получают маршрутные листы. Каждой команде предстоит выполнить пять заданий.
- • Вступительное слово: «Ребята, вам предстоит сегодня найти «живую воду»,
которая поможет вам утолить жажду в лесу. Но найти ее не легко. Нужно пройти несколько препятствий, которые расположены недалеко друг от друга. Сначала вы попадете на поляну, где растут цветы, и выполните несколько заданий. Каждая следующая остановка примет только тех ребят, кто побывал на предыдущих. Если вы не сможете сами найти следующий пункт, то спросите у Лесовичков. Но они указывают дорогу лишь тем, кто ответит на их вопросы. Самая трудная – последняя остановка «Родничок». Только на ее территории можно отыскать «живую воду» по зашифрованной карте, которую даст вам Хозяин леса, если вы правильно ответите на его вопросы. Все ребята, участвующие в игре, должны выполнять некоторые правила: быть дисциплинированными, точно выполнять указания и приказы командиров, в тяжелую минуту быстро прийти на помощь товарищу, проявлять изобретательность, находчивость, смекалку и инициативу, бережно относиться к лесу. Участвуйте и побеждайте. Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать! В конце вас ждут концерт у костра, чай с лесными дарами и призы. На поляне остаются костровые, которые разжигают костер, готовят чай.
III. Игра.
(На каждом пункте находятся старшие ребята или взрослые, которые играют роли хозяев, разрешающих продвижение к следующему пункту).
На красочных листах бумаги изображены герои из любимых сказок. Назвать сказочных героев, которые так или иначе были связаны с лесом. Команда получает эмблему, с которой ее примут на первой поляне.
1. «Цветник». Узнай как можно больше цветов на открытках.
2. «Роща».
- • "Будь внимательным"
- На этой ветке разве бывают такие детки? Давайте найдем, с какой ветки эти детки. Проводится игра “С какой ветки детки”. На кусту навешаны плоды разных деревьев и кустарников. Детям предлагается найти, с какого куста или дерева эти “детки”. Или: Вдоль тропинки около 100 метров длиной, обозначенной шнурами, выставляют "правильные" и "неправильные" природные объекты (например, под дуб кладут орехи, листья с одного дерева - под другое дерево, желуди под березу и т.д.).
Все играющие получают по листку с деревьев, растущих там, где проходит игра. Нужно найти дерево, с которого этот лист.
- • За правильный ответ получают шишку.
Ею нужно попасть в мишень, которая висит на дереве. За меткое попадание получают эмблему с изображением дерева, которая даст им возможность продолжить маршрут.
3. «Грибница».
Отгадай загадку, назови гриб, найди его на фотографии. Получи эмблему.
- • Я в красной шапочке расту
- Среди корней осиновых.
- Меня увидишь за версту -
- Зовусь я - ... (подосиновик)
- Не спорю - не белый,
- Я, братцы, попроще.
- Расту я обычно
- В берёзовой роще. (подберезовик)
• Что за ребятки на пеньках
- Столпились тесной кучкой?
- И держат зонтики в руках,
- Застигнутые тучкой. (опята)
- Золотистые ... – (лисички)
- Очень дружные сестрички.
- Ходят в рыженьких беретах,
- Осень в лес приносят летом.
• На полянке растут грибы необыкновенной красоты. А вот и корзинки для грибов. Нужно собрать в корзинки только съедобные грибы. (Фотографии грибов разбросаны по полянке).
4. «Больничка».
«Доктор Айболит» задает ребятам вопрос:
- - Какие лекарственные растения можно найти в лесу? Можешь ли ты найти их здесь? Назови их лечебные свойства.
Плоды и листья земляники лесной улучшают пищеварение, возбуждают аппетит, обладают мочегонным, противовоспалительным, обезболивающим, бактерицидным и кровоостанавливающим действием.
- • Проводится игра “Найди меня”: дети находят
лекарственные травы по описанию определенных признаков, например: у какого растения лист с одной стороны холодный, а с другой теплый и т.п.
- • Санитару найти лист подорожника и сделать перевязку на руке.
- • Задание остальным: собрать немного брусничного и малинового листа для заварки.
5. «Родничок».
Встречает «Хозяин леса».
- • Лучшей умственной зарядки
- Нет для взрослых и детей:
- Кто играет с нами в прятки.
- Тот становится умней.
- - Знаете ли вы, что животные пишут стихи? Только имя свое они прячут внутри строчек, между слов. Кто написал каждое из стихотворений?
- - Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
- - Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.
IV. Общий сбор на поляне.
V. Объявление победителей.
VI. Чаепитие. Концерт.
Список использованной литературы.
- 1. «Творческая игра в воспитании младшего школьника» М.Г.Яновская, М., «Просвещение», 1974.
- 2. «1000 игр с буквами и словами» В.В.Волина, М., «АСТ-ПРЕСС», 1996.
- 3. http://www.allforchildren.ru/kidfun/riddles_mushroom.php Загадки о грибах.
- 4. http://www.greenrussia.ru/apteka.php?url=zemlenika Земляника
- 5. http://www.obviousphotoshop.com Листья деревьев
- 6. http://www.photoforum.ru/photo/196940/mark.ru.html Ландыш
- 7. http://www.photosight.ru Колокольчик