Цикл игр на знакомство

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
4ca5cfe7fc85m.jpg

Игры этого цикла могут быть использованы для установления и развития взаимоотношений между участниками. Такие игры идеально подходят для проведения в день открытия лагеря: они помогают сплотить группу, преодолеть преграды в общении и вовлечь каждого в веселое занятие.

Впервые приехав в лагерь, дети чувствуют себя одинокими, испуганными и неуверенными. Вожатые могут использовать специальные игры для того, чтобы познакомить детей друг с другом и растопить лед во взаимоотношениях между воспитанниками и сотрудниками.

Что чувствуют дети в первый день лагерной смены?

  • Они скованы.
  • Они ни с кем или почти ни с кем в лагере не знакомы.
  • Вся окружающая обстановка кажется им чужой.


Как можно помочь воспитанникам почувствовать себя как дома? Нужно сыграть с ними в игры на знакомство! Вот несколько типов игр, которые можно использовать в первый день.


Давай знакомиться! Игры на узнавание и запоминание (социальные). Эти игры помогут вам запомнить друг друга. Имя есть составляющая индивидуальности человека. Ребенку всегда приятно, если кто-то из сотрудников узнает его в толпе друзей и называет по имени. Одна из первых задач, которая стоит перед детьми, попавшими в группу, - научиться различать друг друга. Построение каких-либо отношений невозможно до тех пор, пока ребята не будут знать друг друга в лицо и по имени. Игры на узнавание и запоминание помогут воспитанникам запомнить, как кого зовут.


Веселимся вместе! Игры для создания дружеской атмосферы (эмоциональные). Когда мы запомнили все имена, нам следует научиться общаться. Игры из серии <Веселимся вместе!> помогут воспитанникам беззлобно посмеяться над собой и другими и расслабиться от внутреннего напряжения. Ни одного ребенка нельзя ставить в положение объекта насмешек. Игры для создания дружеской атмосферы предоставят возможность повеселиться, никого не обидев.


Расскажи мне... Игры, раскрывающие мысли и чувства (психологические). Когда создана атмосфера, подходящая для дружеского общения, нам необходимо глубже познакомиться друг с другом. Такие игры, как <Позитрон>, помогут воспитанникам раскрыться и выразить простые и добрые чувства. Начиная игру, вожатый задает тему: сказать о другом человеке что-то хорошее. По мере перехода мяча от одного участника к другому они все более свободно выражают свои мысли.

Вожатый может постепенно переходить к раскрытию более глубоких и личных тем, тактично определяя степень их уместности и всегда начиная первым. Этот процесс важен не только для воспитанников, но и для вожатого, и может выявить немало скрытых черточек в характере каждого ребенка.


Контакт? Есть контакт! Игры на развитие позитивного физического взаимодействия (физические). Одна из самых частых причин ссоры между воспитанниками - негативный опыт физического взаимодействия. Каждый человек реагирует на физическое воздействие по-своему.

Одни любят, когда к ним прикасаются, других это приводит в ужас. Когда дети впервые вступают в физический контакт на спортивной площадке, этот опыт часто оказывается отрицательным. Столкновение, пинок или падение всегда вызывают неприятные чувства. Предложив воспитанникам игры, в которых установлены безопасные границы физического взаимодействия, мы без негативных последствий дадим выход их естественной агрессивности и в то же время поможем им научиться чувствовать, какая степень контакта приемлема для другого человека.


Все эти игры учат истинам, которые не так легко усвоить иным способом. Не следует до или во время игры говорить воспитанникам о том, чему они будут учиться, но после ее окончания вожатый может попросить их поделиться своими впечатлениями. Изученный урок не обязательно требует словесного объяснения, но часто закрепляется через обсуждение усвоенного.

Что произошло? Началось развитие взаимоотношений, были проявлены чувства, выражены мнения и оценки, установлен приемлемый физический контакт. Подвижные игры, используются в качестве воспитательного средства.

Используя все многообразие предложенных игр, следите за тем, чтобы проводить каждую лишь до тех пор, пока она эффективна (например, цель игры <Передай имя> можно считать достигнутой, когда каждый играющий запомнил имена всех остальных участников). До начала игры полезно продемонстрировать участникам, как в нее играть.


Давай знакомиться!

ОДЕЯЛО ПАДАЕТ

Веселый способ запомнить имена новых товарищей.

Одеяло (дополнительно можно использовать два стула).

Игроки делятся на две команды. Два человека не принимают участия в игре - они будут держать одеяло, разделяющее команды подобно занавесу. Команды располагаются на полу или приседают на корточки друг против друга по разные стороны одеяла. Если одеяло достаточно большое, с каждой стороны одеяла можно поставить по стулу. Игроки одной команды не должны видеть другую команду. Каждая команда в тайне от противника выбирает одного игрока, который приседает на корточки ближе всех к одеялу, лицом к нему (либо садится на стул). На счет <три> ведущие опускают одеяло. Игроки, сидящие у одеяла, должны громко и как можно быстрее назвать имена друг друга. Наблюдающие за ними товарищи по команде не должны им помогать. Тот, кто первым правильно назовет имя, выигрывает и ведет соперника на свою сторону. Затем команды снова выбирают по игроку, и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая к концу игры набрала больше участников. Совет: пока одеяло не упало, поменяйтесь с товарищем курткой или кепкой - прекрасный способ сбить с толку игрока другой команды!


ПЕРЕДАЙ ИМЯ

Знать имя человека - первый шаг в построении взаимоотношений. Эта игра лучше всего подходит для более близкого знакомства во время первого вечернего общения в группе.

Маленький мячик или мешочек для метания.

Участники встают в круг. Игрок с мячом начинает игру, называя свое имя, после чего передает мячик соседу справа или слева. Продолжайте передавать мяч в одном направлении по кругу, пока каждый не назовет свое имя, и мяч не вернется к ведущему. Тогда ведущий называет имя одного из стоящих в кругу игроков и мягко бросает ему мяч; тот ловит мяч и бросает его другому, называя его имя, и т.д. Если одновременно с вашей группой в этой игре участвуют другие, остановитесь и попросите нескольких играющих поменяться местами с ребятами из другого круга, после чего продолжайте игру в новом составе.


СНЕЖНЫЙ КОМ

<Повторение - мать учения. Повторение - мать учения...>

Участники встают в круг. Первый игрок называет свое имя. Игрок, стоящий справа от него, повторяет имя первого игрока и добавляет к нему свое имя. Игра продолжается по кругу от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит имена всех воспитанников группы. Теперь повторите игру, начиная с участника, который был последним в прошлой игре, и заканчивая тем, кто был первым.


Веселимся вместе!

АУРА

Как у тебя с чутьем?

Участники игры разбиваются на пары и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Затем, закрыв глаза, участники протягивают друг другу правую руку и касаются ладоней друг друга. Оставаясь с закрытыми глазами, игроки опускают руки и три раза поворачиваются кругом. После этого они стараются отыскать ладони друг друга.


ЗЕРКАЛО

Только в этой игре разрешается передразнивать товарищей.

Каждый игрок выбирает себе партнера; партнеры встают лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки. Один из игроков совершает произвольные телодви- жения, а второй (<зеркало>) должен копировать их, став его зеркальным отражением. Обратите внимание: игроки не могут касаться друг друга; все их движения должны быть замедленными; одной ногой нужно все время стоять на земле. Через некоторое время игроки меняются ролями.

Варианты

  • Обратное отражение. Второй игрок копирует все действия первого, но не зеркально, а наоборот (т.е. когда первый машет правой рукой, его партнер также машет правой).
  • Отражение с исключениями. Заранее определенные действия <зеркалу> повторять запрещено (например, позицию <руки на поясе>).


РАССМЕШИ ДРУГОГО

Попробуй удержаться от смеха - это не так-то просто!

Игроки встают в круг. По сигналу ведущего каждый участник игры пытается рассмешить других игроков, состроив смешную рожицу. Участники не могут прикасаться друг к другу и не должны закрывать глаза. Побеждает игрок, который рассмеется последним.

Вариант

Сквозь строй. Игроки встают в два ряда лицом друг к другу, а затем по одному проходят сквозь строй, стараясь удержаться от смеха при виде смешных рожиц, которые корчат им стоящие слева и справа товарищи.


СЧЕТ НА ПАЛЬЦАХ

А ну-ка проверь: быстро ли ты умеешь считать? Сам удивишься!

Каждый участник выбирает себе пару; партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину. Игроки хором считают до трех. На счет <три> каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению). Побеждает игрок, который первым правильно назовет число пальцев на обеих руках у них обоих. Сыграйте несколько раз, потом поменяйтесь партнерами и повторите сначала.

Вариант

Через некоторое время добавьте к двум игрокам третьего; затем четвертого. В конце концов вы можете вовлечь в игру целую группу воспитанников (но пусть они показывают пальцы только одной руки, иначе считать придется слишком долго).


Расскажи мне...

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Что можно сообщить по неисправному телефону?

Все садятся в круг. Один из играющих говорит короткую фразу (желательно состоящую из таких слов, которые можно легко перепутать) на ухо игроку, сидящему с ним рядом (фразу нельзя повторять). Принявший сообщение участник передает его следующему, стараясь, чтобы никто не слышал.

Последний игрок, получив сообщение, произносит его громко, чтобы сравнить, насколько оно отличается от первоначального варианта.


ПОЗИТРОН

Хорошая возможность выразить доброе отношение друг к другу.

Мягкий мяч, который легко ловить.

Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч - <положительный заряд>. Игрок, поймавший мяч, должен сказать что-нибудь хорошее и перебросить мяч другому участнику.

Вариант

Темы. Наставник предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального, например, погоды, лагеря или пищи. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, таким как наша группа и так далее. Эту игру можно использовать в течение всей лагерной смены, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.


ЧЕМОДАН

Замечательная проверка памяти и неиссякаемый источник смеха.

Участники встают в круг. Один из них начинает игру, говоря: <Я отправляюсь в дальние страны и пакую чемодан. Я кладу в него...> - и называет какой-нибудь предмет. Второй игрок повторяет те же слова, называет предмет, <положенный в чемодан> первым участником, и добавляет свой.

Продолжайте игру по кругу до тех пор, пока у участников игры хватает изобретательности и памяти.


Контакт? Есть контакт!

ВСЕМ ВСТАТЬ!

Эта игра поможет вам по-настоящему подняться над землей.

Каждый игрок выбирает себе партнера; партнеры должны быть приблизительно одного роста. Партнеры садятся на пол лицом к лицу, согнув колени и упираясь ими друг в друга. Каждый игрок крепко держит своего партнера за руки. По команде ведущего игроки одновременно встают, не изменяя положения ног, а поднимая друг друга за руки. Когда двое играющих научились <вытягивать> друг друга, добавьте к ним третьего, и пусть они проделают то же самое. Посмотрите, каково максимальное число игроков, которые могут вставать вместе.


НЕ СОЙДИ С МЕСТА

Эта игра поможет участникам осязаемо почувствовать друг друга.

Партнеры встают лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Оба стоят, поставив ноги вместе и подняв руки на уровень плеч, ладони обращены к партнеру. Цель игры состоит в том, чтобы столкнуть партнера с места, упираясь ладонями в его ладони. Нельзя хватать друг друга за руки или касаться каких- либо частей тела партнера, кроме ладоней. Продолжайте до тех пор, пока один из игроков не потеряет равновестие. Тот, кто переступает ногой, считается проигравшим.

Варианты

  • Положение сбоку. Партнеры встают бок о бок, лицом в противоположные стороны. Затем они поворачивают головы лицом друг к другу и начинают толкаться, используя только одну руку.
  • Приседание. Во время игры партнеры приседают.
  • Всегда вместе. Партнеры не должны отрывать ладони друг от друга - и в то же время не совершать резких движений.


ПИХАЛКИ

Игра на координацию движений и взаимопомощь.

1-2 воздушных шарика для каждой группы.

Надуйте шарик и завяжите его. Попросите воспитанников встать в круг, взявшись за руки. Их задача - не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.

Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела (ноги, колени, предплечья, голова и т.д.).

Примечание: Эту игру лучше проводить, когда нет ветра.

Варианты

  • Пихалки сидя. Игроки подталкивают шарик, сидя на полу.
  • Пихалки по команде. Выберите ведущего, который будет подавать команды: <только руками>, <только головами>, <только локтями и большими пальцами ног> и т.д.


ПЯТНАШКИ ПО-МЕДВЕЖЬИ

Не стой на месте, торопись, по-медвежьи веселись!

Два игрока одинакового роста становятся лицом друг к другу и кладут руки друг другу на плечи. По сигналу ведущего каждый участник игры пытается наступить партнеру на носок ноги, не отрывая рук от его плеч.

Примечание: Убедитесь, что партнеры обуты в одинаковую обувь!