Философия вожатого (методические рекомендации)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
37 jpgm.jpg

Немного о мотивации. Какова она для меня и почему только так?

Для начала хотелось бы сказать, а некоторым, видимо, напомнить, что по официальной версии человек к 18ти годам полностью дееспособен. Более того, это не происходит в один прекрасный день. Не будет так что за день до своего совершеннолетия вы слюни пускали, а на следующий день стали адекватны и научились отвечать за свои поступки. Вероятно, и в 17,16 лет и ранее... человек уже достаточно разумен, чтобы быть объективным к себе и своим действиям.

При чем тут мотивация и вообще о чем я? Я считаю, что воздействовать на человека возможно только изнутри. Не буду таить, внутри каждого человека только он сам! Что же получается? Нельзя дать человеку ту самую "мотивацию", если она не была создана им самим внутри себя. Вы не можете просто взять мотивацию и положить ее в карман другому человеку, или разделить пополам. Единственный возможный путь - это когда человек сам создает ее для себя. И тут уже не важно было ли это следствием влияния окружающей среды, самоанализа или чьих-то напутствий. Совершенно не важно. Даже ребенку нельзя дать настоящей мотивации.

Предположим, ребенок плохо учится. Можно его запугать, можно наказать, можно пойти с ним на "сделки" и платить ему за хорошие оценки. Но вы не сможете заставить его искренне любить учебу. Это может только он сам.

Нельзя насильно привить любовь к знаниям, развитию, спорту, действиям. Это совершенно невозможно. И если человек "не такой", то никакое внешнее воздействие его не "включит". Ни чей-то личный пример, ни разговоры, ни угрозы, ничего! Все это НЕ МОЖЕТ дать человеку мотивации. Это не купюра, не вещь, и даже не чувство. Это, пожалуй, огонь внутри. Это понимание, осознание, свет! Нельзя снаружи зажечь огонь в человеке. Сколько угодно света, тепла, огня не достигнут глубин человеческого существа, если в нем не тлеет искорка. Ветер на эту самую искру может подуть только внутри человека. И комбинация внешних факторов, которая может к этому привести непредсказуема, если вообще существует. Так что же в итоге? В итоге я считаю что мотивация ВСЕГДА находится внутри нас, точнее многих из нас. Мотивация к чему угодно! Спорту, творчеству, здоровому образу жизни, спасению человечества, подъему с кровати, неважно!. Лично я могу воспринимать как прямой "вызов" и возможность "подвига" действительно что угодно. Я сам - моя мотивация. Не ищите мотивацию вокруг, устремите свой взор на себя, копните поглубже и раздуйте уже это пламя! Будьте честными с собой, и вы станете другими людьми. Решать вам.


Наша общая задача подарить детям счастливое лето. Как сказал Митяев: «Лето — это маленькая жизнь». И цель наша — дать возможность ребятам не только насладиться отдыхом, но и вырасти в нравственном плане, раскрыть и направить их энергетический потенциал, помочь сформиовать его самосознание и мировоззерние.

Задача эта комплексная и достаточно сложная. Для ее осуществления вожатый должен быть особым человеком, сочутающим в себе множество разлчиных качеств. Помимо основных традиционных качеств, обычно выделяются следующие специализированные качества: психологическое чутье, общественная энергичность, требовательность, умение быть лидером и организатором, креативность. И это не пустые слова: на базе таких качеств и формируется как ваша успешная и эффективная работа, так и удовлелтворенность ребят сменой. Как у нас говорят: «Вожатый — это состояние души» и «Вожатый — это диагноз!».


Мотивация и рефлексия

Для реализации ваших задач существует ряд управленческих функций, говоря научным языком: планирование, организация, мотивация, руководство и контроль. По моему мнению, главное, с чего должна начинаться любая деятельность — это мотивация, она же актуализация. Ей должна быть проникнута любая деятельность отряда и вожатых от режимных моментов до игр. Изначально создавания такие условия, что любое действие должно быть обусловленно (мотивированно), вы не только инициируете интерес и потребность со стороны ребят в выполнении этого действия, но и располагаете их к себе, но позволяете им раскрыться, заняться новым для них делом. В случае неговности коллектива к этому можно стимулировать их интерес к данному мероприятию.

В итоге, вы не только развиваете ребят и раскрываете их, но создаете благоприятную атмосферу доверия в отряде.

Не менее важным связующим звеном является вожатский контроль. В принципе, любая активность отряда должна быть использована для оценки состояния отряда и вожатского анализа. Для рефлексии могут быть использованы «экраны настроения», «деревья интерса», «заборы откровенья». Неплохо бы проводить и периодическую диагностику фона отряда. Например, для этого может быть использован тест М. Люшера.


Формирование коллектива

Очень важно формировать коллектив, как единое дружное сплоченное целое. В таком коллективе нет застоя, и каждый занимает свою социальную нишу, которая периодически измениется. При том каждый член коллектива (команды) должен чувствоать свою значимость и необходимость, поддержку со стороны остальных членов отряда и вожатого. Вожатый же должен выступать как в роли лучшего друга и советчика, так и верховного третейского судьи, человека авторитетного. Для диагностики можно использовать тесты на выявление лидерских качеств, тесты на сплоченность коллектива.

Для формирования сплоченного коллектива на каждом этапе его формирования следует использовать свои методы. Основные методы работы с отрядом — это игры и КТД. Как правило, выделяются 3 основных этапа в формировании отряда: огрпериод, срабатываемость, сработанность.

На первом происходит адаптация, выработка правил и законов коллектива. Очень хорошо использовать игры на знакомство («Снежный Ком», «Суета сует», «Веревочка», «Телеграмма», «Молекула», «Клубочек» и т.п.), отрядный костер, приготовление визиток, «Операция «Уют»», оформление отрядного места. Также неплохо выявить лидеров в отряде путем тестов или игр.

На втором этапе происходит формирование актива отряда, складываются поведенческие группы, лидерам поручаются первые обязанности, устанавливаются межличностные отношения. Здесь окажется полезным свободное общение, спортивные подвижные и развивающие игры («Себихуза», «Скаутский бокс», «Все на колбасу», «Хвост дракона», «Два кольца», «В обе стороны», «Стой спокойно», «Арам-шимшим», «Яблоко», «Верблюд», «Джонни УПС», «Ай-да-я», «Глина»), беседы, КТД и трудовой десант. Можно также попробовать использовать ролевые игры, которые очень полезны, но сложны.

На третьем этапе формируется самосознание, чувство локтя и сплоченности коллектива, самоуправление. На этом этапе надо формировать традиции отряда, ответственность, самостоятельность. Здесь стоит использовать такие формы работы как отрядные конкурсы и состязания, КТД, межотрядные игры, сюрпризы, Дни самоуправления, аутотренинги, игры на сплоченность («Пересели», «Т-ш-ш-ш», «Общежитие»).


Работа с отрядом

Для успешной работы с отрядом главное требование — это самоотдача. Для того, чтобы войти в доверии и стать лучшим помощником членов отряда, надо постоянно находиться с ними, жить их жизнью. Постоянно отрядом должен находиться как минимум один вожатый. Если некоторые ребята находятся не с большинством коллектива, то вожатый обязательно должен знать, где они. У каждого в отряде должно войти в привычку постоянно сообщать, кто куда пошел. Должно возникнуть доверие.

Чтобы сформировать в отряде привычку исполнять Законы лагеря, надо, как минимум, показывать их соблюдение на собственном примере. Особенно это касается Закона 0:0.

Для успешного формирования коллектива требуется, чтобы возникающие проблемы решались сразу, чтобы не накапливались негативные чувства. Вожатый не должен выносить свои личные чувства и лагерные проблемы в отряд, т.е. ребята не должны чувствовать лишних проблем, лагерные проблемы должны нивелироваться. Скажем, если вдруг отменяется дискотека, задерживается обед, и ребята толпятся у входа в столовую, то они не должны испытывать чувства недовольства, что они пришли рано. Вы можете занять пока их какой-нибудь интересной игрой (подвижной или интеллектуальной).

Для вожатого важно тщательно продумывать всю жизнь ребят и корректировать ее по мере необходимости. К примеру, если светит очень яркое солнце, то головы ребят должны быть прикрыты, а если отряд идет в лес, то вожатому необходимо проследить, чтобы все надели головные уборы и соответствующую обувь. В палатах должна поддерживаться гигиена, а в столовую ребята должны приходить с вымытыми руками, чтобы не заразиться. В палатах нельзя хранить скоропортящиеся продукты, а также мокрую одежду.