Тренинг «Встреча двух цивилизаций»
Группа делится на две команды (способы деления – самые разнообразные) и жребием определяется, какая команда будет состоять из землян, а какая – из инопланетян. Однако для усложнения задания, мы решили не определять «землян», а зачитать для обеих команд одинаковую вводную. Дается вводная: «Космическая экспедиция с планеты X обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с вами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и вы, и экипаж другого корабля укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность коллективное и личное оружие. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание».
В принципе, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. В зависимости от выбора команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице 1.
Таблица 1. Возможный вариант ведения протокола в игре «встреча цивилизаций».
Корабль1 | Инопланетяне | Корабль 2 | Инопланетяне |
---|---|---|---|
открыть огонь | открыть огонь | +5 | +5 |
открыть огонь | выйти наружу | +5 | -5 |
выйти наружу | открыть огонь | -5 | +5 |
выйти наружу | выйти наружу | +3 | +3 |
Смысл таблицы достаточно ясен: если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают также пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решат попытать удачи на пути переговоров, то и те, и другие получают по три балла.
Лучше всего команды развести по разным комнатам. За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, то команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого из них команда лишается 1 батла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент. Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов. Еще одна наша модификация в этом упражнении это то, что «погибшие» в ходе игры объединяются в племя аборигенов, т.е. жителей планеты, на которой происходят описанные события. Команда аборигенов имеет принципиально равные права, но несколько иные возможности: во-первых, уровень их развития – каменный век; во-вторых, захотят ли вообще к ним прислушиваться «инопланетные гости».
Внутри упражнения могут происходить различные трансформации, например:
- Планета, из-за которой и возник конфликт, может называться не иначе как «Земля»;
- Проблемы «аборигенного» населения могут полностью игнорироваться – у нас в ряде игр рассматривались даже варианты уничтожения планеты, «чтобы не обострять межгалактического экономико-политического конфликта»;
- Лидеры имеют полное право выпустить на переговоры «под огонь» сначала своих конкурентов, затем тех, кто не хотел солидарно голосовать за принятое решение – ведь команда сама выбирала себе таких капитанов.