Технология активного творчества

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1249300838 7m.jpg

Элементы технологии личностно-ориентированного развития

Технология развивающего самообучения применяется в так называемой "зоне ближайшего развития" ребенка, иными словами, за той гранью, где он не в силах освоить нечто новое самостоятельно и нуждается в помощи наставника. В отличие от традиционного обучения, ребенку не навязывается комплекс шаблонных действий, а лишь объясняется принцип и основные приемы создания чего-либо. Ребенок волен сам ставить себе конкретные цели, реализовывать и оценивать их выполнение. Таким образом, активно стимулируется проявление детского творческого потенциала. Эта форма развития чаще всего применяется в группах младшего школьного возраста

Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.


Технология дифференцированного обучения способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора. Эта форма обучения приемлема для всех возрастных групп.

возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;


Интерактивное обучение

Еще одним видом активных методов обучения, используемых в моей педагогической практике, является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии. Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и взаимодействия всех участников процесса творчества для создания оптимальных условий развития.


Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

  • Многоголосье Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
  • Диалог Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
  • Мыследеятельность Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и подопечного. Не трансляция педагогом в сознание подопечного готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
  • Свобода выбора Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание обучающихся.
  • Смыслотворчество Это процесс осознанного создания обучаемыми и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
  • Рефлексия Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.


Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы участников. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использование его отдельных элементов (этапов).


В образовательной кружковой деятельности используются следующие интерактивные методы:

  1. Творческие задания
  2. Работа в малых группах
  3. Социальные проекты
    • Конкурсы.
    • Выставки.
  4. Изучение и закрепление нового информационного материала
    • Интерактивная лекция.
    • Обучаемый в роли наставника.
    • Работа с наглядным пособием.
    • Каждый учит каждого.
  5. Метод проектов


Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Выше предложено очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.


Мастер-класс-что это такое?

Мастер-класс в нашем понимании -это совместное творчество, рукоделие взрослого и группы детей 4-6 человек, в котором дети чему-то учатся, развиваются, знакомятся.. И сам факт, что мы сидим рядом, болтаем о чем-то, вырезаем, склеиваем, нанизываем готовые бусины на нитку, а потом радуемся -какая красота получилась -все эти простые действия!

Мастерская - это иная форма организации учебного процесса.

Привлекательность мастерской заключается в том, что деятельность участников направлена на познание, поиск ответов на интересующие вопросы. Мы понимаем мастерскую как форму обучения учителей и учащихся, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Обобщим:

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
  3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
  4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
  5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.
  6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Таким образом, педагогическая мастерская - форма сотрудничества, которая объединяет все направления педагогической деятельности: от ученичества до мастерства.

Тьютор (англ. tutor — наставник) — это тот, кто сопровождает процесс индивидуализации. Именно такой деятельностью мы и занимаемся играя с детьми.


Метод проектов

Подготовительный этап:

  • выбор участниками темы проекта;
  • определение совместно с наставником необходимого объема ЗУН для осуществления проектов;
  • составление участниками с помощью наставника плана работы по реализации проекта;
  • определение затрат.

Конструкторский этап:

  • рассмотрение вариантов выполнения проекта;
  • сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
  • разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
  • подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
  • распределение обязанностей.

Технологический этап:

  • выполнение участниками проекта с учетом требований технологии и дизайна;
  • текущий контроль и корректировка его деятельности наставником;
  • соблюдение правил техники безопасности.
  • Заключительный этап: самооценка качества выполненной работы;
  • расчет экономических затрат на выполнение проекта;
  • предварительная защита проекта в коллективе;
  • защита проекта перед комиссией.


Классификация проектов:

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует познавательную деятельность детей, позволяет добиваться более высоких результатов.


По продолжительности выполнения:

  • краткосрочные (несколько занятий) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные;